Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

. Такое разбиение осуществимо через построение разделяющих границ между областями. В результате контроля образовательных процессов, системы управления их качеством возможно создание таких образовательных программ и технологий, чтобы они обеспечивали необходимое качество образования, были между процессами (предметами) взаимосвязи и в тоже время четкие границы.

(альтернативный вариант контроля) т.е. когда в результате проверок одного процесса разными способами имеем различные количественные значения качественных показателей одного и того же образовательного процесса.

и возрастает вероятность ошибки. Следовательно, решение задачи контроля в такой ситуации может быть найдено лишь на основе компромисса, сформулированного на некоторых разумных соображениях (критериях), обсуждаемых с исполнителями образовательных процессов.

, т.е. в каждом классе образовательных процессов имеется по одному фактору, подпроцессу. Задача контроля заключается в том, чтобы по n-кратным измерениям принять решение о принадлежности контролируемого подпроцесса к классу и при этом получить данные по принятию управленческих решений для достижения max.

. Принятие решений определяются соотношениями полученных результатов и их обсуждения.

В работе рассмотрен алгоритм контроля системы менеджмента качества образовательных процессов, учитывающий потери (отсутствие или ликвидацию) в образовательном процессе некоторых образовательных разделов.

где Пks(п) матрицы потерь, имеющие место в случае, если процесс k-го класса при контроле будет отнесен к s-му классу. Обычно эти потери представляются в виде Пks(п) = Сks + Сп где

Сn – стоимость получения однократного измерения, п – число измерений,

Сks - потери за счет отнесения процесса k-го класса к s-му классу с потерями.

. Поэтому потери для этих ситуаций обычно принимаются равными нулю, т.е. С11 = С22 = 0.

. Здесь имеет место ошибочное решение, которое классифицирует приемлемый процесс как неприемлемый.

. Здесь, также, имеет место ошибочное решение, но с другими по сравнению с разобранными выше последствиями, а именно здесь неприемлемый процесс классифицируется как приемлемый. И потери в этом случае несет не ВТУЗ, а потребитель. Он расплачивается за принятие неправильных решений специалистом, который на момент окончания ВТУЗа был не востребован (образовательный процесс не приемлемый).

. Это означает, что этот алгоритм контроля является его частным случаем.

Разделяющая граница представляется точкой

. Области принятия решений находятся в пределах

На рисунке 3 видно, что если потери находятся в пределах допустимых погрешностей количественных величин качественной оценки образовательных процессов, то его можно считать приемлемым.

Рисунок 3 – Пределы допустимых погрешностей качественной оценки

Рассмотрена модификация алгоритма контроля по критериям Неймана-Пирсона для систем менеджмента качества образовательных процессов.

т.е. в пределах погрешностей количественных величин качественной оценки образовательных процессов.

. Вероятности ошибочных решений представляются интегральными выражениями. Но при большом количестве контролируемых образовательных процессов и большом количестве проверок (результатов анкетирования, аудита, самооценок и др.) предел их вероятностных оценок стремится к нулю, следовательно, для получения нужной погрешности необходимо выполнить полученное в результате расчетов количество измерений.

– кратных измерений. Таким образом, алгоритм контроля является оптимальным по критерию средних потерь.

имеет минимум.

при числе классов подпроцессов т = 3. Возможно и большее количество подпроцессов, но тогда необходимо сгруппировать их в глобальные образовательные процессы с количеством не более 3. Вычисление интегралов и решение соответствующих уравнений производилось с использованием программного обеспечения.

В работе введены обозначения всех процессов, подпроцессов, критериев и действий для всех структурных подразделений. Формировались векторы-столбцы X параметров качества каждого конкретного процесса, действия или оценок. Определены их номинальные значения и величины отклонений этих оценочных значений, включая поля допусков каждого отклонения.

Согласно разработанным алгоритмам, используя стандартное программное обеспечение, а также согласующие модули производились расчеты. Результаты анализировались и принимались соответствующие решения. В качестве примера в таблице 2 и на рисунке 4 приведены данные, о положительных сторонах использования принимаемых решений по результатам проверок в рамках реализации системы менеджмента качества, свидетельствующие о заинтересованности потребителей вследствие повышения качества образования.

Рисунок 4 – Мониторинг качества подготовки выпускников

Доля выпускников, получивших дипломы с отличием

Таблица 2 – Анализ востребованности выпускников

Выпускников, направленных на работу Заявок на подготовку от количества выпускников Выпускников, состоящих на учете в службе занятости

Выпускников, работающих в регионе

1 2 3 4 5

2001 65% 70% 11% 85%

2002 74% 75% 9% 91%

2003 85% 77% 12% 92%

2004 84% 85% 9% 92%

2005 87% 87% 5% 94%

2006 89% 87% 3,9% 95,3%

Пятый раздел посвящён проектированию управленческих, организационных и административных мероприятий по построению системы менеджмента качества образовательных процессов ВТУЗа. На основе установленных взаимосвязей между отдельными процессами (см. раздел 2) предложены и обоснованы схемы, методы и этапы построения системы менеджмента качества образования.

Учитывая данные анкетирования, аудита, самооценок, т.е. результаты измерений всех уровней и сторон деятельности вуза оценено их взаимовлияние и взаимодействие, построены и организованы необходимые управленческие решения, определены критерии и факторы, влияющие на качество образования.

На основе разработанных принципов выполнен анализ деятельности всего персонала с определением роли, инициативы, опыта, ответственности, понимания проблем и путей достижения поставленных целей. По результатам анализа даны рекомендации руководителям структурных подразделений вуза по назначению конкретных исполнителей, ответственных за выполнение работ по внедрению системы менеджмента качества в каждом своём подразделении.

загрузка...