Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

Естественно, что не все свойства специалиста могут быть охарактеризованы только с образовательных позиций. В частности, такие свойства человеческого характера как коммуникабельность, отзывчивость, уважение к коллективу, ответственность за общее и порученное дело и др. не имеют размера, и учесть это трудно. Показатели такого типа часто называют индивидуальными, лингвистическими, нормой этики и учесть в расчетах их можно только с позиции «да» или «нет». Часть показателей такого типа распространяемых на коллективы, процессы, действия и процедуры, а также управление ими для достижения необходимого уровня качества образования и отражают в конечном итоге качество специалиста, который будет иметь, также, свои количественные значения качественной величины. Оставшаяся же часть будет представлять совокупность индивидуальных, лингвистических и др. параметров.

Совокупность значений параметров, представляющих собой оценку принципов, управляющих процессов, потребительских свойств, качеств и характеристик конкретного специалиста, уровней и этапов всего образовательного пространства, которое задействовано в его получении на каждом уровне будем также обозначать своей соответствующей количественной величиной.

Обозначим совокупность параметров качества специалиста (продукции)

х1, х2, … хр. Для краткости будем использовать векторную запись:

, есть истинное значение вектора параметров качества или конкретного обучающегося по определенному предмету, этапу или процессу, действия, процедуры и т.д.

Стандартное определение качества продукции по ГОСТ 15467–79: «Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Как видно, это определение является слишком общим и мало что дает для возможности реализации практической оценки качества каждого конкретного образца (экземпляра) продукции. И, прежде всего здесь не ясно, что означает выражение «определенные потребности» и что значит «пригодность удовлетворять им». Попытаемся конкретизировать смысл этих понятий.

Совершенно очевидно, что реальный образовательный процесс, как бы совершенен он ни был, не может обеспечить выпуск специалистов с одинаковым истинным значением вектора параметров качества даже двух специалистов обучавшихся в одной группе. Причиной тому являются наличие случайных факторов в образовательном процессе, в исходной их подготовке, уровне интеллекта и т. п. и знание истинного значения любого параметра качества специалиста, процесса, действия и т.д., так как оно недоступно из-за присутствия погрешности при оценке, т.е. измерении.

Это значит, что истинные значения вектора параметров качества образования при переходе от одного специалиста, процесса, действия к другому изменяются случайным образом, и потому по множеству экземпляров однотипного специалиста, или действия вектор параметров следует считать случайным т.е.

где Х1, Х2, …, Хр – параметры качества специалиста, управления процессом, действием как случайные величины.

Очевидно, что требования, предъявляемые к качеству специалиста, управления образовательным процессом, другим фактором или действием следует выразить в форме некоторого интервала, в котором и должно находиться их истинное количественное значение качественной величины параметра качества, или, иначе говоря, в форме поля допуска (рис.2). Такое поле допуска для параметра х однозначно задается следующими величинами (характеристиками):

Рисунок 2 – Схема полей допуска

– отклонение от номинального значения середины поля допуска.

Теперь выражение «определенные потребности» можно представить

Теперь займемся определением понятия «контроль качества специалистов, управления процессами, действиями и др.». В качестве объектов контроля могут выступать самые разнообразные явления, события, предметы, виды человеческой деятельности. Например: законность действий администрации вуза, предприятия, опоздания на работу сотрудников учреждения, принадлежность изделий к высшей или первой категории качества, знание студентами или преподавателями тех или иных предметов, законов и другие обстоятельства. Далее, в качестве объектов контроля будем рассматривать такие процессы, действия, мероприятия, которые относятся к образовательной деятельности, условия труда преподавателей, средства обучения, условия обучения, уровень лабораторно-технической базы и др.

Контроль таких объектов обучения называется техническим. По ГОСТ 16504–81 техническим контролем называется проверка соответствия специалистов или процессов, от которого зависит качество специалистов, установленных не только образовательным стандартом, но и индивидуальным требованиям заказчиков.

Казалось бы, качество образовательного процесса следует обеспечить таким, чтобы все множество обучаемых специалистов соответствовало предъявляемым требованиям. Но, во-первых, это не всегда можно сделать, практически в силу объективных причин (недостаточный уровень образовательных технологий, плохое качество поступающих, т.е. абитуриентов и т. д.). Во-вторых, если даже и существует принципиальная возможность создания такого технологического процесса, практически это может быть нецелесообразно из экономических соображений.

Технологический процесс образования специалистов, каждый из которых удовлетворял бы предъявленным требованиям, может оказаться настолько дорогим, что более предпочтительным будет процесс образования, допускающий возможность выпуска специалистов, неудовлетворяющих предъявленным требованиям, но с такой организацией контроля образования на определенных этапах, которая с допустимой степенью риска обеспечивала бы исключение неуспевающих.

Система контроля менеджмента качества образования и его процессов в этом случае будет осуществлять как бы сортировку множества факторов на два класса. Класс факторов, удовлетворяющих (соответствующих) предъявленным требованиям, и класс факторов приводящих к неудовлетворительным результатам. В таком понимании существо задачи контроля образовательных технологий, процессов и др. можно определить как задачу классификации объектов контроля, причем, в общем случае число классов объектов контроля может быть больше двух. Каждый объект может содержать несколько последовательно взаимосвязанных факторов.

В связи с этим можно сказать, что результатом контроля является принятие решения о принадлежности контролируемого объекта к одному из некоторого фиксированного множества классов объектов. Таким образом, задача контроля является задачей выбора одного из множества решений, соответствующего множеству классов объектов. Очевидно, что минимальное множество решений равно двум, так как для множества решений, состоящего из одного решения, проблемы выбора решения не существует.

???$???

??????Ъ

количественные значения качественной величины (физических величин).

Так как оценить неизвестные значения параметров можно только измерением с помощью средств измерений, то измерение, как правило, является обязательной частью контроля, а выбор решения осуществляется на основе информации, содержащейся в результатах этого измерения.

Таким образом, понятие «контроль» предполагает наличие следующих элементов: множество классов объектов контроля, множество решений, из которого осуществляется выбор решения применительно к контролируемому объекту. Средства измерения (оценки) факторов для получения результатов измерения, и наконец, правило (алгоритм) принятия на основе результатов измерений решения о принадлежности контролируемого объекта (образовательного процесса, действия и др.) к одному из фиксированного множества классов. В работе предлагаются некоторые основные виды контроля, адаптированные с методов испытаний в машиностроении применительно к оценке образования в вузах.

– ко второму классу.

, т.е. знает или нет, умеет или не умеет или что-то знает, что-то умеет, но не полностью.

т.е. исходная совокупность контролируемых факторов разделяется только на два класса по альтернативному признаку.

наибольшее значения оценок предыдущих дисциплин, так как, например дисциплина детали машин является объединяющей и завершающей.

Выборочный контроль. Рассмотренные выше виды контроля предполагают, что контролируется каждый фактор (сплошной контроль образовательных процессов, действий, проверки и т.д.). Однако, такой сплошной контроль не всегда целесообразен и даже возможен.

Нецелесообразность контроля может быть обусловлена, например, большими материальными затратами на проведение измерений в процессе контроля или недопустимо большой продолжительностью операции контроля, что ведет к большим затратам и в тоже время постоянной напряженности в коллективах. Невозможность контроля имеет место в тех случаях, когда получение информации для принятия решения о контролируемом факторе связано с его нарушением или недопустимым изменением его свойств.

Сформулированые задачи контроля управления образованием, которые сводятся к принятию по результатам измерений решения о принадлежности контролируемого фактора к одному из фиксированного числа классов. При формировании такой модели нужно учитывать следующие особенности класса. Напомним, что под классом понимается совокупность факторов, в которые входят процессы, подпроцессы и т.д.

-му классу, тогда условная плотность распределения будет равна

– вероятность проведения контроля фактора

-го класса (т.е. определенного образовательного процесса для соответствующего курса, такой-то специальности).

–const, и тогда получим

гауссовским, будем иметь выражение для условной плотности распределения (х – const).

являются описаниями классов факторов

, которому соответствует условная плотность распределения

являются описаниями классов факторов в пространстве значений п-кратных результатов измерений.

должно соответствовать только одно решение.

загрузка...