Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

Измерение, анализ, меры по улучшению оказания образовательных услуг и обеспечение проведения НИР и ОКР Управление корректирующими и предупреждающими действиями 8.3-8.5.3 Ректор, Проректоры, УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Третий раздел посвящен созданию системы менеджмента качества образования Красноярского государственного технического университета на основе сформулированных автором принципов и разработанных процедур, документов, требований, инструкций и др., регламентирующих деятельность вуза в соответствии с разработанными СТП.

Система менеджмента качества образования рассмотрена как совокупность управления, организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства всеми участниками их взаимодействиями, взаимовлиянием и сотрудничеством.

Система управления качеством имеет определенную структуру, вытекающую из общей стратегии, целей и задач как вуза в целом, так и каждого структурного подразделения в частности. В этой структуре предусмотрены требования для удовлетворения как внешних, так и внутренних потребителей с учётом широкого спектра вопросов, охватывающих всю деятельность университета.

В результате автором был разработан комплект документов, регламентирующих организацию, деятельность, процессы и всю систему управления качеством образовательных процессов на всех уровнях всех структурных подразделений. Комплект документов включает: миссию, политику руководства в области качества, руководство по качеству, также следующие основные стандарты предприятия (КГТУ):

СТП 4.2.01-02 СМК. Управление документацией. Стандарт устанавливает структуру документации системы управления качеством образования университета, виды документов, их статус, требования к изложению, оформлению и обозначению этих документов, а также требования к контролю управлением.

СТП 4.2.02-02 СМК. Управление записями. Стандарт устанавливает порядок идентификации, учета, хранения, защиты, восстановления, установления срока хранения и изъятия данных о качестве процессов и функционирования системы управления качеством.

СТП 8.2.01-02 СМК. Внутренний аудит. Стандарт устанавливает порядок планирования, проведения, оформления результатов внутренних проверок системы менеджмента качества КГТУ и требований к персоналу, проводящему проверки.

СТП 8.3.01-02 СМК. Анализ и устранение несоответствий. Стандарт устанавливает общие требования к анализу и устранению несоответствий в процессе образовательной деятельности.

СТП 8.5.01-02 СМК. Корректирующие и предупреждающие действия. Стандарт устанавливает единый порядок разработки и проведения, корректирующих и предупреждающих действий в отношении подготовки специалистов, процесса образовательной деятельности и СМК.

СТП 4.2.03-05 СМК. Управление процессом учебно-методической деятельности. Стандарт определяет процедуры управления процессом учебно-методической деятельности с целью удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон.

СТП 4.2.04-04 Управление процессом подготовки приказов по личному составу (студентов). Стандарт является основополагающим в комплексе документов, устанавливающих требования к процессу оформления приказов по движению студентов.

СТП 4.2.05-02 СМК. Требования к построению, изложению, оформлению и содержанию внутренних стандартов предприятия. Стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандарта предприятия.

СТП 4.2.06-04 СМК. Нормативные документы образовательных программ по безотрывным формам обучения. Содержание порядок разработки и утверждения, требования. Стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку разработки и утверждения нормативных документов образовательных программ ГОС ВПО по безотрывной форме обучения.

СТП 4.2.07-05 Структура кодового обозначения Общероссийского классификатора специальностей по образованию с учетом специализаций и отраслей, видов, областей (для отдельных специальностей). Стандарт устанавливает структуру кодовых обозначений ОКСО с учетом специализаций и отраслей, видов, областей (для отдельных специальностей), реализуемых в КГТУ.

СТП 4.2.08-2004 СМК. Управление нормативными документами информационно-телекоммуникационного комплекса. Стандарт устанавливает порядок: приобретения, монтажа, обслуживания, ремонта и хранения средств обеспечения образовательной деятельности КГТУ.

СТП 4.2.09-05 СМК. Система электронного документооборота. Стандарт устанавливает единую систему делопроизводства.

СТП 5.5.01-04 СМК Ключевые должности. Стандарт является основным документом реализующим требования к ключевым должностям системы управления качеством в области образовательной деятельности.

СТП 6.2.01-04 СМК Управление персоналом. Стандарт устанавливает порядок кадровой работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.

СТП 6.2.02-04 СМК. Повышение квалификации сотрудников КГТУ. Стандарт описывает систему повышения квалификации сотрудников с целью постоянного совершенствования процесса подготовки специалистов,

СТП 6.2.03-05 СМК. Система дополнительного проф. образования (ДПО) КГТУ. Стандарт описывает деятельность системы ДПО в получении знаний о новейших достижениях науки и техники.

СТП 6.2.05-03 СМК Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Стандарт является основным документом, реализующим требования системы управления качеством к процессам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

СТП 6.3.01-03 СМК Инфраструктура университета. Стандарт является основным документом, реализующим требования к построению, оформлению, заполнению квалификационных характеристик зданий и помещений.

СТП 6.4.03-05 СМК. Управление охраной труда. Стандарт устанавливает единый порядок в реализации законодательных и нормативно-правовых требований по охране труда в соответствии с СМК.

СТП 6.4.04-05 СМК. Организация производственного и административно-общественного контроля за охраной труда. Стандарт устанавливает единый порядок в реализации требований системы менеджмента качества в осуществлении общественного контроля.

СТП 7.2.02-05 СМК. Управление процессом отбора абитуриентов. Стандарт является основополагающим в комплексе документов, устанавливающим требования к процессу отбора абитуриентов.

СТП 7.3.01-02 СМК. Управление проектированием процесса. Стандарт устанавливает единые принципы и методы планирования, а также правила разработки основных процессов.

СТП 7.3.02-05 СМК. Управление процессом. Стандарт распространяется на управление различного вида процессов, для обеспечения стабильности заявленного качества, а также улучшения качества в соответствии с предложениями.

СТП 7.3.03-02 СМК. Анализ контракта. Стандарт регламентирует установление однозначных требований контракта, определение компетентности и ожиданий потребителей.

СТП 7.3.04-05 СМК. Временная приостановка получения клиентом образовательных услуг. Стандарт определяет процедуру и регламентирует порядок действий при временной приостановке получения потребителем образовательных услуг.

СТП 7.3.05-05 СМК. Порядок проведения научно-исследовательских работ. Стандарт распространяется на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проводимых преподавателями, сотрудниками и студентами в университете на основании хозяйственных договоров (заказ-нарядов).

СТП 7.5.01-02 СМК. Идентификация и прослеживаемость. Стандарт устанавливает: общие положения; ответственность и полномочия руководства и персонала по идентификации образовательной услуги и прослеживаемости; процедуры анализа результатов идентификации, разработки и проведения корректирующих мероприятий и контроля.

СТП 7.3.09-04 СМК. Управление процессами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. Стандарт является основным документом, реализующим требования системы управления качеством к процессам подготовки аспирантов, докторантов и соискателей в системе послевузовского профессионального образования.

29. СТП 02-01-2003 Нормативные документы основной образовательной программы. Структура, порядок разработки и утверждения. Стандарт разработан с целью своевременного внедрения, поддержания в надлежащем состоянии и актуализации основных образовательных программ ГОС ВПО и обеспечивает унификацию структуры и содержания нормативных документов основных образовательных программ, создание баз данных для контроля и оперативного управления.

Выполнен подробный анализ результатов внедрения разработок автора в систему менеджмента качества образования КГТУ и сделаны выводы.

Четвёртый раздел посвящён разработкам математических методов и алгоритмов численной реализации контроля менеджмента качества образования. Сформулированы понятия о контроле качеством образования, основанные на том, что всякая продукция создается для удовлетворения потребностей одного человека и общества в целом. Это является аксиомой. В нашем случае под продукцией понимается выпускник высшего технического учебного заведения. Очевидно, что степень удовлетворенности заказчика в выпускниках высших технических учебных заведений зависит от качества знаний применительно к тому или иному производству. Следовательно, нужен не любой выпускник ВТУЗа даже если и специальность его совпадает с требуемой, а тот который обладает определенными знаниями, и высокого качества.

Дадим определение «свойство» выпускника ВТУЗа, т.е. специалиста, бакалавра или магистра. Под этим термином будем понимать особенность бывших студентов с одной стороны различаться между собой, с другой стороны выделять общее в них и на этом основании объединять совокупности выпускников ВТУЗов в классы или группы с одинаковыми знаниями применительно к конкретному производству.

Для того чтобы отразить качественную и количественную сторону подготовки того или иного специалиста необходимо идентифицировать его свойства в зависимости от количества и качества знаний, полученных за период обучения и главное навыков в реализации этих знаний при конкретном приложении в соответствующей сфере деятельности.

Обратимся теперь к конкретному классу такой классификации. Все специалисты одной специальности разных ВТУЗов, несмотря на общность свойства, их объединяющих, отличаются друг от друга. Различие между специалистами одной специальности (класса) проявляется в том, что истинное количество знаний (свойств) у каждого свое. Естественно, что различие уровня знаний (свойств), присущее специалистам одной специальности (класса), определяет и различие их потребительских свойств, т.е. насколько специалисты того или иного ВТУЗа востребованы на рынке труда.

Для характеристики количественной стороны свойств специалиста, уровня его образования, качества образовательных процедур или процессов и качества управления и введем специальное понятие – качественная величина. На этой основе будем различать специалистов внутри класса и, следовательно, различать их потребительские свойства в соответствии с количественным значением этой качественной величины, распространяемой на все образовательное пространство, начиная от абитуриента заканчивая востребованным специалистом.

загрузка...