Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

Эффективность и результативность образования повышается при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с поставленной целью. Применение принципа требует:

-системного анализа управления ВТУЗом (и его структурными подразделениями) с точки зрения эффективности процесса достижения целей и понимания взаимозависимости процессов в системе;

-постоянного улучшения системы через анализ и оценку.

Постоянное улучшение требует:

-определения критериев и целей улучшений;

-формирования потребности у каждого преподавателя, сотрудника ВТУЗа в постоянном улучшении качества, процессов обучения и системы образования в целом; разработки концепций постоянного улучшения «маленькими шагами и прорывами»; периодической оценки процесса выявления возможности дальнейшего улучшения; постоянного повышения эффективности всех процессов обучения;

-знания каждым сотрудником методов и средств постоянного улучшения.

Принятие решений на основе фактов требует:

-сбора и анализа данных и информации, относящихся к целям и задачам образования с доказательством их достоверности и точности;

-использования статистических методов анализа данных и информации;

-принятия решений на основе анализа фактов, опыта и деловой интуиции.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками (школами, колледжами и др., внутренними и внешними ) Применение принципа требует:

-отбора основных поставщиков абитуриентов;

-установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей ВТУЗа, общества и потребителей;

-организации четких и открытых связей; инициирования совместных инноваций; понимания сторонами потребностей потребителя;

-обмена информацией и перспективными планами;

-признания достижений и улучшений в учреждениях поставщиков (школы, гимназии, колледжи, училища и др.).

Эти восемь принципов сформулированы с учётом всех сторон деятельности высшего технического учебного заведения с возможностью их ориентации на смежников и структурные подразделения различных уровней ВУЗа. Анализируя эти принципы, любой участник или руководитель структурного подразделения выделяет для себя те позиции, которые ему необходимы для выполнения требований обеспечения качества образовательного процесса. Используя эти принципы можно установить взаимосвязи между отдельными процессами, оценить их взаимовлияние и взаимодействие, построить и организовать любые необходимые управленческие решения, определить критерии и факторы, влияющие на качество образования. На представленном рисунке 1 прослеживается структура жизненного цикла подготовки специалистов в высшем техническом образовательном учреждении и все бизнес-процессы от маркетинговых исследований до обратной связи с работодателем или потребителем готовой продукции (выпускников).

Согласно структуры, в таблице 1 приведены разработанные все стадии цикла подготовки специалистов (продукции), управляющие процессы, ответственные подразделения.

Рисунок 1 – Структура жизненного цикла подготовки специалиста

Доработанные требования МС ИСО 9001:2000 применительно

к процессам деятельности ВТУЗов

Таблица 1 – Требования к процессам по оказанию образовательных услуг и

проведению НИР и ОКР, сформулированные применительно к ВТУЗам в соответствии с МС ИСО 9001:2000

№ п/п Стадии Управляющая процессы Номер требования Ответственное подразделение

Маркетинг, изучение рынка потребностей работодателей Управление исследованием рынка образовательных услуг 7.2.1; 7.2.2; 7.2.3 Центр довузовской подготовки, УССК

Формирование банка данных заказов ВТУЗа. Управление процессом 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 ЦСЗВ

Разработка учебных программ с учетом требований работодателей. Аттестация новых специальностей Управление проектированием и разработкой УМКД, НИР и ОКР 7.2.1; 7.3.1-7.3.7 + ИСО серии 14000 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Методическое и материально-техническое снабжение учебного процесса и научных исследований Управление процессом 7.4.1-7.4.3 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Подготовка кадров для проведения учебного процесса Управление процессом технологической подготовки производства 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 УНИОКР, Управления: учебное;

методическое УССК

Организация и проведение учебного процесса Процесс отбора абитуриентов 7.2.1; 7.2.2; 7.2.3 ЦДП, Приемная комиссия, УССК

Контроль знаний студентов: поэтапный, государственный экзамен и защита дипломов Управление процессом 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Выдача диплома государственного образца Управление процессом промежуточного контроля знаний студентов и выполнение НИР и ОКР 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Распределение выпускников и установление с ними обратной связи Управление процессом 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Работа во

ВТУЗе. Управление процессом 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 УНИОКР, Учебное управление, Учебно-методическое управление, УССК

Обратная связь с

ВТУЗом. Управление процессом 7.1-7.5.1-7.5.4+ИСО серии 14000 ЦСЗВ

Обратная связь с предприятиями, где работают выпускники Обеспечение проведения обратной связи 8.1-8.2.4 Проректор, деканы, зав. кафедрами, УССК, ЦСЗВ

загрузка...