Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

Проектировочный компонент соответствует целевой стадии управления учебным процессом. Проектировочные функции преподавателя связаны с его умением строить образовательный процесс нижнего уровня.

Конструктивный компонент представляет собой моделирование, построение плана предстоящего учебного занятия и подготовку к нему. Этот компонент деятельности связан с предварительным обдумыванием будущего образовательного процесса. В педагогической деятельности преподавателя ВТУЗа важную роль играет организаторский компонент. В нем находит свое выражение реальная деятельность по воплощению намеченного плана или программы обучения

Коммуникативный компонент включает в себя процедуры, обеспечивающие необходимые взаимоотношения и связи между различными участниками образовательного процесса.

Рассмотрены механизмы регулирования, управления и оценки качества образовательного процесса. Особое внимание этому процессу было придано в связи с быстрым увеличением числа негосударственных учебных заведений или, что более точно, образовательных учреждений, не финансируемых из государственного бюджета. За период с 1990 г. в России проведен ряд научно-исследовательских и организационно-методических работ по проектированию требований и средств регулирования, управления и оценки образовательных учреждений. Но в разработанных материалах практически отсутствуют критерии оценки качества, образовательного процесса, учитывающие современные требования к подготовке специалистов для конкретных промышленных предприятий региона или отрасли.

Во втором разделе на основе известных сформулированных принципов, управленческих решений, критериев и факторов, влияющих на качество образования, рассматривается вопрос включения в целостную систему высшего профессионального образования принципов системы менеджмента качества образовательных процессов всех уровней, что позволило обнаружить еще один проблемный фактор. Так, наряду с воспитанием, формированием профессионально значимых личностных качеств и черт характера обучаемых, важной составляющей образовательного пространства является тесная связь фундаментализации процессов образования узкой их специализации и общей гуманитаризацией.

Реализация этих принципов, с использованием элементов контроля качества, позволяет интегрировать образовательные и воспитательные компоненты учебного процесса, сделать более естественным и соответствующим самой природе человека процесс профессионально-ориентированной коррекции личностных качеств будущего специалиста, построить образовательное пространство в соответствии с принципами самоактуализации и саморазвития обучающегося.

Отсюда следует, что основные противоречия, наиболее точно характеризующие рассмотренные аспекты системы менеджмента качества образования, имеются между потребностью ВТУЗа в целостном образовательном пространстве, способствующем профессиональному становлению специалистов и

не разработанностью способов, методов, документов и др. механизмов в рамках всего образовательного процесса. Следует, также, отметить и отсутствие технологий подготовки организационно-распорядительной документации и синтеза процедур контроля качества знаний обучаемых на различных уровнях и этапах во всех структурных подразделениях многих ВТУЗов.

В диссертации разработаны критерии оценки качества образования, учитывающие современные требования к подготовке специалистов промышленных предприятий региона или отрасли. Усилия, предпринимаемые руководителями высших технических образовательных учреждений, связаны с компанией по повышению качества продукции различных отраслей хозяйства. Но это качество зависит от уровня профессионализма и квалификации кадров того или иного предприятия. Следовательно, для предприятий необходима целенаправленная постоянная подготовка кадров при непосредственном их участии в формировании программ, условий, методов и т.д. подготовки этих специалистов.

На качество учебного процесса, также, оказывает влияние качество и структура научно-педагогических кадров, объемы и качество ресурсной поддержки учебного процесса и научных исследований. Все сказанное свидетельствует о том, что существенно изменились требования к профессиональной компетентности преподавателя ВТУЗа как ученого. Междисциплинарная компетентность преподавателя становится условием его высокого профессионализма не только чисто в образовательном процессе, но и в управлении качеством образования.

Говоря о междисциплинарности, как о современном требовании и научной компетентности преподавателя, важно, однако, не упускать из виду вопрос о специфике методологии исследований в различных научных областях. Правда, необходимо отметить, что многие преподаватели по-прежнему много внимания уделяют готовым знаниям, меньше - методам их получения. При этом у студентов не формируется четкое понимание специфики фундаментальных методов исследования, применяемых в той или иной чисто специальной постановке. Например, можно очень хорошо знать дифференциальные уравнения, но не уметь их использовать при решении задач радиотехники, теории упругости, деталей машин и др. К сожалению, эта специфика долго недоучитывалась, в результате чего технические науки строились по образу и подобию естественнонаучных дисциплин.

Выполненные исследования позволили постоянно дополнять процедуры и требования государственной аккредитации, которые введены в практику с 1995г.

Разработаны и введены в практику имеющие большое значение показатели, обеспечивающие внутри российскую и международную мобильность выпускников втуза, что в значительной мере зависит как от качества процесса обучения, так и от качества и уровня учебно-лабораторной базы и социально-бытовых условий образовательного учреждения.

Разработанные и сформулированные принципы менеджмента качества образования состоят из восьми основных положений деятельности образовательного учреждения или предприятия (рисунок 1). Эти принципы применимы к любому образовательному учреждению, но их необходимо адаптировать к своим конкретным условиям в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 с учётом миссии, целей, задач и т.д. для конкретного ВТУЗа.

Применительно к высшим техническим образовательным заведениям формулировка принципов заключаются в следующем:

Ориентация ВУЗа на потребителя (личность, общество, работодатель)

Применение принципа требует:

-осознания всех ожиданий потребителя образовательных услуг;

-сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон, а также доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всего персонала высшего технического образовательного учреждения;

-измерения удовлетворенности потребителей и принятие решений;

-управление взаимодействиями с потребителями.

Лидерство руководителей в системе менеджмента качества требует:

-демонстрации руководителями всех уровней собственным примером приверженности качеству;

-анализа ситуации, понимания и реагирования на внешние изменения;

-ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;

-прогноза будущего своего ВТУЗа, факультета, кафедры и др.;

-создания атмосферы доверия и работы с уверенностью в будущем;

-обеспечения персонала необходимыми ресурсами, свободой действия в рамках ответственности; инициирования, признания и поощрения личного вклада каждого; поддержки открытых и честных взаимоотношений;

-обучения и постоянного совершенствования кадров;

-установление новаторских целей и поиск стратегий для их достижения.

Вовлечение всего персонала в систему менеджмента качества (разъяснения миссии, целей, задач, делегирование полномочий, мотивация). Принцип требует от сотрудников:

-инициативы и ответственности персонала в решении проблем;

-активного поиска возможностей совершенствования; передачи своего опыта и знаний членам коллектива; ориентации на создание ценностей (знаний) для потребителей (студентов); получения удовлетворения от работы.

Процессный подход. Применение принципа сопряжено с действиями:

-разработка процесса достижения желаемого результата;

-идентификация начала процесса и определение метода оценки результата с определением способов его взаимодействия с функциями ВТУЗа;

-оценка рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны; установление четких прав, полномочий и ответственности при управлении процессом;

-определение ресурсов, необходимых для обеспечения процесса;

-выявление потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон; вовлечение всех составляющих процесса в его проектирование.

Системный подход к менеджменту (координация всех аспектов деятельности, вовлечение всех сотрудников и студентов в управление, формирование способности к саморазвитию).

загрузка...