Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

При разработке программы развития Красноярского края (2006-10г).

При разработке программ информатизации систем образования Красноярского края.

При создании программы компьютеризации и информатизации Красноярского края.

При создании Учебно-методических комплексов дисциплин университета.

При создании учебных образовательных программ во ВТУЗе.

При разработке учебных и методических пособий, учебников, монографий,

Принципиально новым является адаптация структуры управления ВТУЗом к требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Практическое использование модели управления качеством образования в общей системе управления ВТУЗом.

По анализу и обобщению научных знаний в области системы управления качеством образования других высших учебных заведений.

Исследования позволили уточнить понятие «система управления качеством образования» применительно к образовательной деятельности высших технических учебных заведений.

Разработана типовая модель системы менеджмента качества ВТУЗа.

Разработаны процедуры мониторинга качества, процедура корректирующих и предупреждающих действий, выявление несоответствий при подготовке специалистов, валидации технологических процессов.

Разработаны процедуры, позволяющие установить зависимости между входной информацией с требованиями к специалистам и выходной, определяющей качество их подготовки, а также мониторинг и анализ предложений и требований к специалистам (выпускникам) технического университета и совершенствования образовательных процессов для повышения качества выпускников.

Разработан типовой комплект документов по обеспечению жизнедеятельности ВТУЗа.

Определены пути конкурентоспособной и экономической эффективности подготовки специалистов в техническом вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования постоянно обсуждались на ежегодных НТК по проблемам качества образования в г. Красноярске (2001-2004г.г.), на заседаниях кафедры «Стандартизации и УК», «ПТМиР», научно-методических и научно-технических советах, заседаниях ректоратов (1998-2006 г.г.), Ученых советов университетов: «Морской гос. университет им. адм. Г. И. Невельского», г. Владивосток (2005); Хакасский Технический институт, г. Абакан (2005,2006 г.г.); ГОУ ВПО «Сибирский гос. индустриальный университет», г. Новокузнецк (2005,2006 г.г.); «Сочинский морской институт» (2005,2006 г.г.); ГОУ ВПО «Сибирский гос. аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева» (2005,2006 г.г.), г. Красноярск; ГОУ ВПО «Красноярская гос. медицинская академия» (2005,2006 г.г.), на ежегодных межрегиональных конференциях, конференциях с международным участием г.Ларнака, Республика Кипр, на заседаниях рабочей группы при Федеральной службе по надзору в сфере образования Министерства образования РФ (2003-2006г.г.).

Результаты исследований использованы автором и его учениками в

курсах лекций и практических занятий по таким дисциплинам как «Стандартизация, сертификация и управление качеством».

Полученные результаты явились основой того, что Система менеджмента качества Красноярского государственного технического университета сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001-2001, (ИСО 9001:2000) (Сертификат соответствия РОСС RU.ИС20.К00153) и аккредитован Орган по сертификации систем менеджмента качества по 30 направлениям деятельности (учебная, научная, хозяйственная, исследовательская, проектно-конструкторская и др.).

Полученные результаты используются для разработки систем менеджмента качества других предприятий, учреждений и организаций.

По различным аспектам данного исследования под руководством автора подготовлены к защите 2 кандидатские диссертации.

Результаты исследований используются при разработке учебно-методических комплексов и средств для образовательных процессов ВТУЗов.

Разработаны методики комплексной оценки качества специалистов, являющиеся основой создания процессов самообследования, контроля, самоконтроля и самооценки вуза.

Разработаны и научно-методические рекомендации по внедрению системы менеджмента качества во все процессы на различных этапах и уровнях подготовки конкурентоспособных специалистов в техническом вузе.

Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечены применением адекватных методов исследований предмету и задачам, методологической обоснованностью исходных положений, использованием методов экспертной оценки в определении приоритетов элементов системы менеджмента качества образования. Разработанная по результатам исследований система менеджмента качества образования сертифицирована экспертным заключением Технического центра систем качества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии при Госстандарте РФ.

Личный вклад и участие автора заключается в определении актуальности, формулировке проблемы, постановке цели и задач. Разработке всех основных положений, выносимых на защиту, процессов, действий и мероприятий различных этапов и уровней. Организации и проведении всех тестов, аудитов, самооценок, анализе результатов аккредитации, а также принятии управленческих решений.

Автор выражает признательность администрации и сотрудникам Красноярского государственного технического университета за неоценимые консультации и содействие в становлении, обсуждении и окончательном оформлении данной диссертационной работы. Автор, также, благодарит администрации других ВТУЗов, организаций и учреждений, которые внедрили результаты моих исследований в свою деятельность.

Объем и структура диссертации. Материалы диссертационного исследования представлены на 267 страницах основного текста, включающих 40 рисунков и 8 таблиц. Работа состоит из введения, 9 разделов, заключения, списка использованных источников 228 наименований и приложений.

Содержание работы

Первый раздел посвящён анализу ситуации, которая сложилась сегодня на рынке труда специалистов и заслуживающей внимания руководителей высших учебных заведений. С одной стороны, наблюдается дефицит профессиональных кадров, особенно остро это ощущается в малом и среднем бизнесе. С другой стороны, большое количество выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Примерно половина выпускников работает не по профилю специальности полученной в ВУЗе. По мнению независимых экспертов в сфере образования 95% родителей отдают детей в институты и университеты, не задумываясь о дальнейшей судьбе ребенка, и вузы выполняют функцию органов соц. защиты по доучиванию студентов, поэтому и получаются не квалифицированные специалисты, а дипломированные «домохозяйки».

За годы учебы в ВУЗе и полгода не наберется на «работу у станка» и поэтому только 5-10 процентов выпускников имеют шанс найти свое место под «солнцем». Это в основном те, кто начинает работать со 2-3 курса. По оценкам специалистов около 40% вчерашних выпускников втузов доучиваются уже непосредственно на предприятии. Ощущая кадровый голод, крупные предприятия восстанавливают взаимоотношения с учебными заведениями.

По данным консалтинговых агентств, компании затрачивают на адаптацию вчерашних студентов 20-30 тысяч рублей на одного сотрудника в малом бизнесе и до годовых бюджетов более 500 млн. рублей в крупных компаниях. Например, РАО «ЕЭС России» ежегодно вкладывают в повышение знаний своих специалистов 1,5% от фонда оплаты труда. Для подготовки специалистов высокого класса в компании создан Корпоративный энергетический университет. Свой Корпоративный университет есть и в компании «РУСАЛ», которая много средств направляет на финансирование программ обучения в учебных заведениях в регионах присутствия. На образовательные направления расходуется более 5 млн. долларов в год. Также, практикуется дополнительное образование, т.е. группе студентов читают курсы лекций по спец. дисциплинам (до 900 часов), выплачивается дополнительная стипендия студентам около 1500руб. и более.

Таких примеров немного, однако, бизнес уже задумывается о том, как вложить деньги в человеческий капитал и образовательные ресурсы.

Исследования проблем профессиональной подготовки специалистов подтвердили, что работник в области промышленного производства для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда обязан регулярно проходить профессиональную переподготовку, основу которой составляют главным образом, знание новейших образцов техники и технологий, а также их внедрение и эффективная эксплуатация. Затраты на переподготовку существующих специалистов будут минимальными тогда, когда приходящие на производство молодые специалисты будут уже подготовлены в ВТУЗ и иметь знания и достаточный практический опыт по новейшей технике и технологиям. При этом необходимо констатировать, что требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, глубине междисциплинарных и межотраслевых связей образовательных дисциплин возрастают по экспоненциальной зависимости.

Красноярский государственный технический университет и Сибирский аэрокосмический университет ведут целенаправленную подготовку кадров для предприятий оборонной промышленности и Росавиакосмоса. ФГУП НПО прикладной механики им. академика М.Ф.Решетнёва, занимающееся проектированием и изготовлением космических аппаратов связи, навигации и геодезии и «Красмашзавод», (г. Красноярск), производящий стратегические ракетные комплексы для космических войск, выделяют значительные средства для этих ВУТЗов на целенаправленную подготовку и доучивание выпускников способных к трудовой деятельности на их предприятиях.

Техническое образование группируются по следующим видам деятельности: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, информационно-исследовательской, методической научной, инновационной и др., осуществляемых в инфраструктуре того или иного высшего технического учебного заведения. Например, на фоне традиционно сложившихся разделов образования в области машиностроения прослеживается дефицит базовых знаний об особенностях современных машин различных фирм и производителей, с которыми приходится взаимодействовать специалистам на предприятиях.

В свете последних исследований наиболее эффективная профессиональная деятельность может быть организована, если процесс образования будет обеспечивать определенное соответствие между требованиями к профессиональной деятельности и индивидуально-личностными качествами человека как специалиста. Отмеченный аспект качественного образования, которым обладает тот или иной специалист будет обеспечен в том случае, если оно составляет единое целое с индивидуальными интересами и особенностями человека.

В систему контроля менеджмента качества образования, ориентированного на создание целостного образовательного пространства, должны быть интегрированы воспитательные воздействия преподавателя, субъективный опыт обучающегося, который в сфере его индивидуально-личностного развития представляет широкие возможности использования личного опыта и заинтересованности студентов в получении образования высокого уровня и качества.

В работе рассмотрена структура деятельности преподавателей ВТУЗа и взаимодействие ее компонент с подпроцессами. Структуру деятельности преподавателя любого уровня образования составляют следующие основные функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и воспитательный.

Гностический компонент выступает в качестве исходного и системнообразующего фактора деятельности каждого преподавателя.

загрузка...