Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

1.Выявить и исследовать организационно-методические критерии, принципы, методы и условия формирования внутривузовской системы менеджмента качества образования.

2.Разработать принципы иерархически структурированного документационного обеспечения по функционированию внутривузовской системы совершенствования качества образовательного процесса ВТУЗа.

3.Создать методологию разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в техническом вузе, учитывающую требования к специалистам (выпускаемой продукции) и позволяющую готовить специалистов (продукцию), востребованных на современном рынке труда.

4.Сформировать принципы и механизмы организации управления системой качества подготовки специалистов технического вуза, учитывающие организационную структуру, процедуры управления их деятельностью и систему связей образовательных процессов на всех уровнях.

5.Сформулировать и обосновать термины и определения деятельности технического вуза, учитывающие требования ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

6.Сформулировать требования потребителей к результатам образовательных услуг (выпускникам – продукции), учитывающие индивидуализацию специалистов.

7.Разработать базовую модель системы управления качеством образования в техническом вузе, учитывающую принципы ИСО серии 9000.

8.Разработать структурно-функциональные диаграммы процессов с анализом их взаимодействия.

9.Разработать базовую модель системы менеджмента качества образования для технических вузов различных отраслей народного хозяйства с учетом специфики их образовательной деятельности.

10.Разработать математические методы контроля менеджмента качества образования (процессы, действия, мероприятия различных этапов и уровней) и алгоритмы их реализации с учетом оценок качества (тестов, аудитов, самооценки, результатов аккредитации, анкетирования) как случайных доверительных количественных величин, необходимых для принятия управленческих решений по реализации той или иной образовательной технологии для получения востребованных потребителем специалистов необходимого качества.

11.Сформулировать требования по управлению деятельностью и образовательному уровню преподавательского состава, учитывающие потребности к качеству подготовки специалистов.

12.Обосновать и апробировать модель управления компонентами деятельности, обеспечивающими качество образовательного процесса ВУЗа.

Гипотеза исследования состоит в том, что система менеджмента качества образования технического вуза будет сформированной если качество образования будет обеспечено эффективным выполнением целеполагающих установок политики вуза во всех сферах и этапах своей деятельности, при строгом выполнении государственного образовательного стандарта и программ подготовки специалистов с учетом постоянной адаптации к современным и перспективным региональным и общегосударственным требованиям.

Общая методология исследования базируется на положениях о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира; единства и взаимосвязи показателей качества образования и качества профессиональной деятельности, определяемых в свою очередь качеством научно-педагогических технологий и содержания соответствующих образовательных процессов, качеством управленческих процедур и личностно-ориентированной позиции ППС, сотрудников и обучаемых. Методологическим ориентиром исследования выступает системный подход, в основу, которого положена предлагаемая гипотеза. Основой исследования являются общетеоретические положения:

- по вопросам профессионального образования (С.Я. Батышев; В.А. Сластенин, В.С. Леднев; Ю.К. Бабанский;) адаптированные к деятельности ВТУЗов, с учетом принципов их функционирования в условиях предпринимательской деятельности на основе соответствующих эволюции областей педагогических знаний (А.М. Новиков; А.И. Сесёлкин; Н.И. Загузов;) применительно к ВТУЗу;

- по вопросам мониторинга качества образования (М.А. Домбровская, 2000; Т.В. Санникова, 2000; С.Г. Павлова, 2002; В.А. Кальней; С.Е., Шишов 2002;) применительно к ВТУЗам;

- по математическим методам представления контролируемых процессов, действий, мероприятий различных этапов и уровней образования;

- по проблемам поиска и обеспечения условий и требований для формирования конкурентоспособности специалистов технических ВУЗов при проектировании учебно-методических комплексов и организации образовательного процесса в техническом вузе (Л.Н. Ивлева, 2000; С.С. Борисов, 2002; В.М. Кожеваткин, 2003). Особое внимание уделяется постановке и разработке вопросов квалиметрии и оценки всех позиций высшего технического образования, базовым категориям менеджмента качества, как составляющих идеологии и политики в области качества (И.А. Селезнева, 1992; А.И. Суббето, 1992;), а также схемам сертификации качества образовательных (тестовых) материалов (приказ Минобразования России от 17.04.2000, №1122) применительно к ВТУЗам и управлению качеством образования в процессах оформления статуса ВТУЗа – «Стандарт предприятия», определяемого экспертизой Госстандарта России, на основании которого выдается «Сертификат соответствия системы менеджмента качества» соответствующему ВТУЗу.

Научная новизна и основные положения, выносимые на защиту:

- совокупность терминов, критериев, методов и принципов формирования системы менеджмента качества образования высших технических учебных заведений по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, обеспечивающих единство принципов и методов планирования и управления процессами профессиональной подготовки студентов, научно-исследовательской и методической деятельностью профессорско-преподавательского состава на инновационной основе;

- организационно-педагогические условия формирования внутривузовской системы управления качеством образования, которыми являются: политика руководства в области качества образования, обобщенная модель управления качеством, разработанная с учетом Постановлений Правительства и законодательной базы Российской Федерации, а также установок совещаний проректоров по учебной работе ВТУзов России (Москва, 29-30.01.2002 г.);

- основной состав организационно-распорядительных документов системы менеджмента качества технического образования: схема управления процессами формирования качественного состава абитуриентов; схемы корректирующих действий в устранении несоответствий и координации действий в процессе обучения между структурными подразделениями различного уровня в ВТУЗе;

- принципы, методы и организация проектирования процессов разработки процедур построения содержания образовательных программ в техническом ВУЗе; общие требования по обеспечению качественного образовательного процесса на основе его инновационных составляющих во взаимосвязи с научными исследованиями, как сотрудников, так и студентов; взаимосвязь качества специалиста с его учебно-научно-исследовательской работой как студента; формы, требования и содержание отчетов по всем видам практик, отчетов НИР и УИРС; структура и схема управления документацией и с описанием процедур, причин временной приостановки получения клиентом образовательных услуг в соответствии с законодательством РФ; схема управления инфраструктурой высшего технического образовательного учреждения;

- процедуры сбора, обработки и анализа контрольных проверок;

- нормативно-правовое, ресурсное обеспечение механизма управления качеством образования в техническом ВУЗе.

Теоретическое значение исследования. Разработан и экспериментально подтвержден концептуальный подход в определении условий формирования внутривузовской системы менеджмента качества образования, определяющей перспективы и цели развития вуза в свете политики руководства в области качества.

Установлены приоритеты элементов системы управления качеством образования, представленные целями развития ВТУЗа в свете политики руководства в области качества с совокупностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность управления проф. подготовкой студентов.

Разработаны схемы маркетинга потребностей рынка специалистов для промышленности региона с установлением долговременных связей с конкретными работодателями, процедуры и методы обоснований открытия новых специальностей и учебных специализаций ВТУЗа.

Разработана система менеджмента качества учебной, научно-исследовательской и научно-методической работ и механизмы стимулирования деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников в высшем техническом учебном заведении с установлением принципов и показателей, определяющих качество их деятельности, с учетом введения многоступенчатой тарификации оплаты труда.

Создана методология разработки и внедрения системы менеджмента качества в техническом вузе, основанная на организации механизмов управления структурными подразделениями, учитывающими в своей деятельности требования к специалистам (выпускаемой продукции) позволяющая готовить их в соответствии с требованиями рынка труда.

Сформированы принципы и механизмы организации управления системой качества подготовки специалистов технического вуза, учитывающие его организационную структуру с документированием всех процедур управления их деятельностью на всех уровнях образовательного процесса, а также, систему взаимоинформационных связей, обеспечивающих доведение образовательных процессов до требуемого уровня подготовки.

Сформулированы и обоснованы термины и определения, соответствующие деятельности ВТУЗа, согласно требований ГОСТ Р ИСО 9000-2001, что позволяет взаимоувязать и актуализировать деятельность всех структурных подразделений.

Систематизированы требования потребителей к результатам образовательных услуг (выпускникам – продукции), учитывающие индивидуализацию специалистов и их образовательных уровней.

Разработана базовая модель системы менеджмента качества образования в техническом вузе, основанная на предлагаемой методологии, учитывающая принципы ИСО серии 9000, и требования, предъявляемые к стратегии управления техническим вузом в современных условиях.

Разработаны структурно-функциональные диаграммы процессов и выполнен анализ их взаимодействия, что позволило обеспечивать контроль деятельности структурных подразделений и персонала для достижения требуемого качества образовательных услуг.

Разработана система менеджмента качества образования, содержащая документированные процедуры применительно к техническим вузам различных отраслей народного хозяйства с учетом специфики их образовательной деятельности.

Разработаны математические методы по контролю менеджмента качества образования (процессы, действия, мероприятия различных этапов и уровней), и алгоритмы их реализации, основанные на представлении оценок качества с учетом оценок качества управления ими, и учетом всех параметров измерений (тестов, аудитов, самооценки, результатов аккредитации, анкетирования), как случайных доверительных количественных величин, необходимых для принятия управленческих решений по реализации той или иной образовательной технологии для получения востребованных специалистов необходимого качества.

Сформулированы требования, регламентирующие управление деятельностью персонала различных уровней и к образованию профессорско-преподавательского состава, учитывающие современные требования к качеству подготовки специалистов в техническом вузе.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы исследования создали реальные возможности для формирования внутривузовских систем менеджмента качества образования с учетом современных требований к специалистам и нормативов действующих стандартов организационно-распорядительных документов. Представилась возможность сертификации системы менеджмента качества образования на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Практические результаты работы заключаются в том, что реализация указанных выше полученных в диссертации научных исследований доведена до их практического использования:

загрузка...