Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

Восьмой раздел посвящен разработке информационных технологий в системе менеджмента качества образовательного процесса и управления университетом. В системе менеджмента качества КГТУ, информационные технологии рассматриваются отдельным бизнес-процессом, который обеспечивает деятельность всех структурных подразделений.

Разработаны структурные схемы информационных технологий, которые применяются в направлениях: электронный документооборот; моделирование бизнес-процессов; управление IT-подразделениями; мониторинг информационно -вычислительной сети (КИВС); мониторинг знаний в учебном процессе и др.

Организационно-распорядительный электронный документооборот в КГТУ построен на базе Office Media, а документооборот в части учебной деятельности построен на базе ряда автоматизированных информационных систем (АИС) «Абитуриент», «Контингент», «Аспирант», «Сессия», «Стипендия» и «Учебное планирование». В основе АИС «Учебное планирование» используется технология LOTUS. Финансовый документооборот построен на базе комплекса программ

1С-предприятие.

Подготовлена первая редакция СТП «Система делопроизводства» Моделирование бизнес-процессов осуществляется в системе ARIS (ARchitecture of integrated Information Systems).

Управление IT-подразделениями в КГТУ осуществляется посредством организационных мероприятий, в основе которых лежит комплекс рекомендаций «Библиотеки передового опыта» (ITIL-Information Technology Infrastructure Library). При этом все основные процедуры, с точки зрения оказания ITIL-услуг, документированы и оформлены в виде стандарта предприятия СТП 4.2.08-04 СМК. Управление нормативными документами в части информатизации КГТУ.

Мониторинг функционирования КИВС в КГТУ осуществляется на базе пакета управления сетью SNMPC-6, которая позволяет выполнять мониторинг работоспособности и загрузки основных каналов и узлов сети. Кроме этого пакет дает возможность отслеживать процессы подключения ПЭВМ к сети и удаленно управлять оборудованием узлов КИВС.

Мониторинг знаний в учебном процессе КГТУ организуется в КГТУ посредством адаптивной электронной системы тестирования (АСТ).

Мониторинг процессов функционирования комплекса АИС осуществляется с применением электронных журналов, в содержание которых заносятся замечания и предложения по совершенствованию.

Обратная связь потребителей выпускников КГТУ реализуется через Центр содействия занятости выпускников КГТУ с применением специально разрабатываемой базы данных, которую планируется подключить к web-пространству КГТУ.

Моделирование бизнес-процессов в КГТУ осуществляется в системе ARIS (ARchitecture of integrated Information Systems).

Обобщенная схема технологии непрерывной информационной поддержки учебного процесса, реализуемая на основе CALS-идеологии, приведена на рис. 11.

В настоящее время в КГТУ внедрена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Учебное планирование» (АИС УП). Цель создания системы – повышение эффективности организации учебного процесса КГТУ посредством автоматизации деловых процессов учебного планирования. Структурная схема приведена на рисунке 12.

Система отвечает замыслу создать на базе информационных технологий и процессно-ориентированного подхода систему управления вузом, обеспечивающую формирование и использование информации в организационно-распорядительной и образовательной деятельности вуза с ориентацией на компьютерную поддержку принятия решений в области, менеджмента качества и ресурсами образовательного процесса с учетом требований образовательных стандартов и потребителей.

В настоящие время в рамках развития проекта АИС УП ведутся работы по созданию подсистемы планирования и мониторинга работы по методическому обеспечению учебных дисциплин.

Рисунок 11 – Схема технологии непрерывной информационной поддержки учебного процесса

Рисунок 12 – АИС «Учебное планирование»

Девятый раздел посвящен разработкам организационно-распорядительной документации системы менеджмента качества ВУЗа.

Под документированием системы менеджмента качества понимается обоснование и разработка документов необходимых для эффективного функционирования ВТУЗа. Цель документирования системы менеджмента качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для её построения и функционирования, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Документация должна быть полной, т. е. содержать исчерпывающее представление о деятельности, реализуемой в системе качества (что, как, когда и кто делает), а также о способах регистрации данных о качестве. При этом объем документации должен быть минимальным, но достаточным для практических целей. Документация должна включать как внутренние, так и внешние документы по качеству (законы, постановления, государственные, межгосударственные и международные стандарты, методические рекомендации и т. п.).

Состав документации системы менеджмента качества зависит от организационной структуры ВТУЗа. Доработана наиболее распространенная типичная структура документации системы менеджмента качества, представленая в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», в соответствии со стратегией эффективного развития всех сторон своей деятельности и образования в частности. На рисунке 13 приведена созданная система документации, в соответствии с которой разработано руководство по качеству КГТУ и алгоритмы управления. В качестве примера на рисунке 14 приведен алгоритм проведения анализа системы управления качеством со стороны руководства.

Рисунок 13 – Документация системы управления качеством

Рисунок 14 – Алгоритм проведения анализа системы управления качеством

Документация системы менеджмента качества - комплект документов, необходимых для надлежащего функционирования системы менеджмента качества и обеспечения качества выпускников. Документом системы менеджмента качества считается любой материальный носитель, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию.

Документация должна быть системной, т. е. определенным образом структурированной, с четкими внутренними связями между элементами системы менеджмента качества. Она должна давать ясное представление как о системе менеджмента качества в целом, так и о каждом отдельном ее элементе. Документация является в полной мере системной, если отсутствие хотя бы одного входящего в нее документа приводит к сбою функционирования системы качества. Системность документации выражается так же в том, что она выступает неотъемлемой частью общей системы управления предприятием.

Документация должна быть комплексной, т. е. затрагивать все аспекты деятельности в системе менеджмента качества, в том числе организационные, экономические, технические, правовые, социально-психологические и методические.

Основные результаты и выводы

Разработана система менеджмента качества образования в техническом вузе с учетом всех компонент, параметров, взаимодействий и взаимосвязей образовательных процессов и подпроцессов и созданы условия по активизации инновационной, научно-исследовательской, научно-методической и профессиональной деятельности профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала для обеспечения опережающей подготовки высокого качества бакалавров, инженеров и магистров по решению в своей деятельности производственных задач.

Создана методология разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в техническом вузе, основанная на организации механизмов управления структурными подразделениями, учитывающая в своей деятельности требования к специалистам (выпускаемой продукции) и позволяющая готовить специалистов (продукцию), востребованных на современном рынке труда.

Сформированы принципы и механизмы организации системы менеджмента качества подготовки специалистов технического вуза, учитывающие организационную структуру университета, документированные процедуры управления их деятельностью на всех уровнях образовательного процесса, систему взаимоинформационных связей, обеспечивающих проведение образовательных процессов с требуемым уровнем подготовки.

Сформулированы и обоснованы термины и определения, соответсвующие деятельности технического вуза, учитывающие требования ГОСТ Р ИСО 9000-2001, что позволяет взаимоувязать и актуализировать деятельность всех структурных подразделений.

Установлены требования потребителей к результатам образовательных услуг (выпускникам – продукции), учитывающие индивидуализацию специалистов и их образовательных уровней.

Разработана базовая модель системы менеджмента качества образования в техническом вузе, основанная на предлагаемой методологии и учитывающая принципы ИСО серии 9000, что позволяет корректировать деятельность при управлении ВТУЗом в современных условиях.

Разработаны структурно-функциональные диаграммы процессов и выполнен анализ их взаимодействия, что позволило обеспечить контроль за деятельностью структурных подразделений и персонала для обеспечения требуемого качества образовательных услуг.

Разработана система менеджмента качества образования, содержащая документированные процедуры для технических вузов различных отраслей народного хозяйства с учетом специфики их образовательной деятельности.

Разработаны математические методы и алгоритмы их реализации по контролю за системой менеджмента качества образования (процессы, действия, мероприятия различных этапов и уровней), основанные на представлении оценок их качества с учетом оценок качества управления ими и учетом всех параметров измерений (тестов, аудитов, самооценки, результатов аккредитации, анкетирования), как случайных доверительных количественных величин, необходимых для принятия управленческих решений по реализации той или иной образовательной технологии для получения востребованных потребителем специалистов необходимого качества.

Сформулированы требования по управлению деятельностью и образовательному уровню преподавательского состава, учитывающие потребности к качеству подготовки специалистов.

Доказано, что внедрение разработанной системы менеджмента качества образования повышает эффективность деятельности ВТУЗ на 10-20%, уменьшает затраты государства по подготовке высоко квалифицированных кадров, создаёт престиж государственной системе образования.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях

1. Сильченко, Т. В. Обоснования к построению и разработке методов и алгоритмов контроля управления качеством образования в высших технических учебных заведениях / Т. В. Сильченко // Проблемы машиностроения и автоматизации. – 2007, – № 2 , – С. 49–56.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16