Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

200 баллов

Результаты

работы

организации

150 баллов

Партнерство и ресурсы

90 баллов

Влияние организации на общество

60 баллов

ВОЗМОЖНОСТИ

500 баллов (50 %)

РЕЗУЛЬТАТЫ

500 баллов (50 %)

Рисунок 6 – Схема модели для конкурсного рассмотрения

Сформулированы критерии, определяющие лидирующую роль руководства в которых руководители организации определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации. Формируются ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряются с помощью соответствующих мероприятий и личного примера. Определяется степень вовлечения руководства в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.

Первый критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация. Определение руководителями предназначения ВТУЗ, стратегии его развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества.

Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение, постоянное совершенствование системы менеджмента вуза и участие в работе с потребителями, партнерами и представителями общества. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации. Определение и поддержка руководителями перемен в организации.

Второй критерий это политика и стратегия вуза в области качества, как организация реализует своё предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов. Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация.

Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов.

Третий критерий определяет, как администрация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всего вуза; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации всех процессов, в том числе и образовательных.

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности. Составляющие критерия: планирование, управление и улучшение работы с персоналом; определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала; вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии ВТУза и наделение руководителей подразделений полномочиями; общение преподавателей, сотрудников и студентов, поощрение и забота о них.

Четвёртый критерий определяет, как ВТУЗ планирует внутренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнерами и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих образовательных процессов.

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности: внешние партнеры; финансовые ресурсы; инфраструктура и материальные ресурсы; технологии; информация и знания.

Пятый критерий рассматривает процессы ВТУЗа по совершенствованию в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценностей для себя и своих потребителей.

Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности. Систематическое проектирование и управление процессами; совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон; проектирование и разработка образовательных процессов и услуг на основе ожиданий потребителей; обучение, устройство и последующее обслуживание по увеличению количества и качества знаний и услуг; управление образовательным учреждением и улучшение взаимоотношений с потребителями.

Шестой критерий рассматривает результаты, которых добился ВТУЗ в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей. Критерий включает в себя следующие две составляющие. Показатели восприятия потребителями ВТУЗа, качества его выпускников и образовательных услуг; показатели работы по повышению удовлетворенности потребителей выпускниками.

Седьмой критерий констатирует результаты, которых добился ВТУЗ в отношении удовлетворения своего персонала. Критерий включает в себя следующие две составляющие. Показатели восприятия персоналом своей работы в структурных подразделениях и показатели работы по повышению удовлетворенности персонала.

Восьмой критерий учитывает результаты, которых добился ВТУЗ в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях. Критерий включает в себя следующие две составляющие. Показатели восприятия обществом деятельности ВТУЗа и показатели работы по повышению удовлетворенности общества.

Девятый критерий анализирует результаты, которых добился ВТУЗ в отношении запланированных целей в работе. критерий включает в себя следующие две составляющие. Финансовые показатели работы ВТУЗа и качество выпускников, образовательных услуг и другие. Разработана последовательность проведения самооценки. Результаты её проведения по критериям представлены на рисунках 7 и 8.

Рисунок 7 – Эффективность системы менеджмента качества (%)

Выполнен анализ системы менеджмента качества и подсчитан результат по подразделениям в баллах и в процентном отношении. Показана динамика эффективности внедрения системы управления качеством по структурным подразделениям КГТУ (рисунок 9). Видно, что эффективность деятельности улучшается ежегодно в каждом структурном подразделении на 10-20%, а качество образовательных процессов возросло, о чем свидетельствует тот факт, что на основе КГТУ Правительством РФ принято решение о создании ВУЗа нового типа «Сибирский федеральный университет» (Распоряжение Правительства РФ № 1518-р от 4 ноября 2006 г.)

Рисунок 8 – Результаты аудита подразделений (в баллах)

Рисунок 9 – Динамика эффективности системы

менеджмента качества КГТУ за 2004 -2006 гг..

Седьмой раздел регламентирует создание систем менеджмента качества ВТУЗа в рамках образовательной программы. Разработаны содержание и мероприятия анализа структуры и управления образовательной программой включающее: анализ учебных программ, мониторинг деятельности в рамках одной образовательной программы, аудит деятельности кафедр, материально-техническое оснащение и др.

Выполнен анализ учебно-методического обеспечения специальности в рамках одной кафедры. В работе в качестве примера представлена процедура построения системы менеджмента качества образовательного процесса для одного структурного подразделения. Применительно к конкретной кафедре разработана схема взаимосвязей и модель системы менеджмента качества. На рисунке 8 представлена структурно-логическая схема специальности для того, чтобы потребители заранее могли знать с какими знаниями, умениями, навыками специалист придет к ним на предприятие.

Для каждого структурного подразделения и каждой кафедры по итогам всех проверок, аудитов, самооценок и др. показателям их деятельности строится лепестковая диаграмма (рис.10), на которой видно какой процесс и по каким факторам недостаточно эффективен. После анализа вносятся изменения в систему менеджмента качества всех задействованных процессов.

Кафедра «___________________________________________________»

Рисунок 10 – Лепестковая диаграмма

Векторы 1-10 соответствуют показателям эффективности деятельности кафедры

загрузка...