Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

СИЛЬЧЕНКО

Тамара Васильевна

Разработка систем управления качеством подготовки

специалистов в техническом ВУЗе

05.02.23 – стандартизация и управление качеством продукции

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

красноярск – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Красноярский государственный технический университет»

Официальные оппоненты:

доктор технических наук,

профессор

Круглов Виктор Иванович

доктор технических наук,

профессор

Рахманов Михаил Львович

доктор технических наук,

профессор

Шильдин Вячеслав Витальевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет» (г. Новокузнецк)

Защита состоится «30» октября 2007 г. в 14.00 часов в аудитории 202 на заседании диссертационного совета Д 221.200.01 при Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина по адресу: 119991, г. Москва, В-296, ГПС-1, Ленинский проспект, 65.

Тел. (8-495) 930-92-18, факс (8-495) 135-81-12

Отзыв на автореферат в 2-х экземплярах, с подписью составителя, заверенный печатью организации просим высылать в адрес диссертационного совета.

Автореферат разослан 28 сентября 2007г. и выставлен на сайте ВАК РФ

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат технических наук, доцент Т.А. Чернова ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для ускорения темпов социально-экономического развития России необходимо не только увеличивать число учреждений оказывающих образовательные услуги, но и применять инновационные подходы и разнообразить методики обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. Доминирующее значение в ориентации образовательных учреждений на рынок труда определяет потребность дальнейшей интеграции науки и образования, открытия новых специальностей, инновационной деятельности обеспечивающих качество профессионального технического образования.

В связи с этим следует отметить, что одной из тенденций развития отечественной высшей школы является анализ и постановка в научно-практическом аспекте проблем оценки качества высшего технического образования. Единообразие подходов к процессу подготовки кадров на определенном этапе способствовало и оправдало введение образовательных стандартов, процедур лицензирования, и аккредитации образовательных учреждений. Вместе с тем унификация процессов обучения, методов анализа и оценки качества технического образования не в полной мере обеспечивают механизмы управления его качеством. Они нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями регионов и международной практики подготовки инженерных кадров.

В соответствии с регламентом процедур комплексной оценки деятельности высшего технического учебного заведения, Минобразования и науки России введен показатель «Внутривузовский механизм гарантии качества образования». Его функционирова ние необходимо обеспечивать силами самого образовательного учреждения, без опоры на какие-либо типовые положения. В этой связи современные основы системы управления качеством образования нуждаются в адаптации к условиям образовательного процесса конкретного технического вуза, а имеющиеся аналоги в пересмотре, в том числе в аспекте соответствия построения иерархической внутривузовской системы менеджмента качества действующим стандартам и ГОСТам Р ИСО серии 9000.

Проблемная ситуация в формировании внутривузовской системы менеджмента качества образовательного процесса технического вуза заключается в том, что до настоящего времени не раскрыты процессуальные механизмы ее функционирования в рамках всего образовательного учреждения. Не разработаны процедуры, содержание и технологии подготовки организационно-распорядительной документации, с учётом контроля качества знаний обучаемых.

Отдельные высшие технические образовательные учреждения разрабатывают системы управления качеством образования с выделением различных приоритетов контролируемых элементов, составляющих отдельные процессы управления качеством. В одних случаях это процессы планирования, проектирования содержания образования на основе происходящих изменений на рынке труда, разработке процедур комплексного мониторинга в целях определения достаточности получаемых студентами профессиональных знаний, умений, навыков. В других вариантах основной упор делается на анализе показателей текущей успеваемости, итогов сессий, отчетов ГАК, показателей производственной практики студентов. В отдельных случаях придается значение результатам социологических опросов выпускников, преподавательского состава, работодателей о профессиональных успехах и трудностях подготавливаемых специалистов.

Внутривузовская система менеджмента качества образования рассматривается в работе как совокупность ГОС ВПО, организационной структуры, разработанных методик, процессов и ресурсов, представленных организационно-распорядительными и нормативными документами

(ГОС ВПО, ГОСТы, МИ, СТО, РД), а также различного рода процедурами для контроля качества профессиональной подготовки выпускников и основных направлений деятельности технического вуза.

Целью исследования является разработка системы менеджмента качества образования в техническом вузе с учетом всех компонент, параметров, взаимодействий и взаимосвязей образовательных процессов и подпроцессов и создания условий по активизации инновационной, научно-исследовательской, научно-методической и профессиональной деятельности профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала для обеспечения опережающей подготовки специалистов по решению в своей деятельности производственных задач.

Объект исследования – система менеджмента качества образовательной деятельности высшего технического учебного заведения.

Предмет исследования – критерии, принципы, процессы, методы и условия создания внутривузовской системы менеджмента качества образования в ВТУЗе.

Задачи, поставленные в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования:

загрузка...