Delist.ru

Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников (07.09.2007)

Автор: Надолинская Татьяна Васильевна

(в % к числу респондентов) доля ответов с относительным балансом социо- и культурных типизаций в характеристике

своего Я

(в % к числу респондентов)

МОУ гимназия № 6 г. Воронежа 32,5% 86,3% 2,1% -

32,1% (преобладают КТ)

МОУ гимназия им. А.В. Кольцова г. Воронежа 19,2% 72,3% 9,6% 2,9%

22,7% (преобладают СТ)

СОШ № 1192

г. Москвы 16,6% 80,4% 7,1% 5,4% 14,9% (преобладают СТ)

2ного пространства. В этой связи показательно приближение данных, полученных по ряду позиций от респондентов-учащихся МОУ гимназия им. А.В. Кольцова, к данным, полученным от респондентов-учащихся СОШ № 1192. Кроме того, высокая доля педагогической локализации смешанного типа в сочетании с высокой долей высокостатусной школьной локализации смешанного типа (как преобладающая ориентация на типизации, демонстрируемые в школе детско-взрослым сообществом) в определенной мере предопределяют преобладание культурных типизации в самоописаниях и влияют на отсутствие признака наличия школьников с гиперидентичностью.

Очевидно, что ограничения и негативные следствия социально-педагоги-ческой обусловленности становления и развития социокультурной идентичности школьников могут быть нивелированы и скорректированы за счет определенной организации педагогического взаимодействия. Рассматривая его в контексте представлений о со-бытии, мы сделали вывод о том, что адекватным логике процесса становления и развития социокультурной идентичности школьников является длящееся, двустороннее, солидаристическое педагогическое взаимодействия, одним из механизмов которого является педагогическое сопровождение (рисунок 2).

Рис. 2. Педагогическое сопровождение

в структуре со-бытия и социального взаимодействия

В результате контент-анализа педагогических и психологических исследований, посвященных педагогическому сопровождению, мы выделили присущие ему специфические характеристики. К ним можно отнести полисубъектность; субъектную позицию всех участников взаимодействия; принимаемую и поддерживаемую субъектами совместность и взаимореферентность; многопроектность; схожесть интерпретаций; адаптивность; предоставление сопровождаемому той степени свободы, за которую он может нести ответственность в силу возрастных и индивидуальных особенностей; преимущественное использование «мягких» методов педагогического взаимодействия. Относясь к воспитанию как социально-педагогическому или педагогическому взаимодействию, предметом которого выступают условия личностного роста (в целом) и становления морально-ценностной сферы человека (в частности), мы получаем возможность рассматривать педагогическое сопровождение в воспитании.

В рамках данного исследования процесс педагогического сопровождения конституируется как вспомогательный процессу становления и развития социокультурной идентичности личности, который имеет конкретные задачи и обеспечивает основной процесс необходимыми ресурсами и структурами (рисунок 3).

Рис. 3. Педагогическое сопровождение как вспомогательный процесс процессу

становления и развития социокультурной идентичности личности

В соответствии с пониманием сущности педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников представляется возможным выделить принципы, обеспечивающие данный процесс: принцип адресности как требование соответствия используемых стратегий и тактик педагогического сопровождения индивидуальным и групповым особенностям становления и развития СКИ; принцип адаптивности как требование развертывания данной сущностной характеристики педагогического сопровождения, придания ей статуса организационного подхода; принцип выбора личностных и базовых наборов идентичности в качестве образца, примера как требование предоставления права всем субъектам педагогического взаимодействия выбирать цели, ценности, убеждения, антропо-образы и образцы для выстраивания собственной СКИ; принцип сочетания прямых и косвенных механизмов педагогического сопровождения как требование адекватного реагирования на изменение характера позиции школьника во взаимодействии, изменения особенностей его жизнеосуществления и учета этапа становления развития СКИ; принцип референтности как требование поддержания значимости как отдельных индивидуальных и групповых субъектов педагогического сопровождения, так и воспитательной организации и социального института образования в целом.

На основе модели становления и развития социокультурной идентичности личности (рисунок 1) как основной, а к диспозиционной модели (рисунок 3) как уточняющей, нами разработана модель педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников (рисунок 4).

Рис. 4. Модель педагогического сопровождения

становления и развития социокультурной идентичности школьников

Ведущим субъектом педагогического сопровождения становления и развития социокультурной идентичности школьников призван быть педагог. Вместе с тем, как свидетельствуют данные исследования, проведенного кафедрой социальной педагогики Воронежского госпедуниверситета с участием автора, значимость педагогов для подростков и старшеклассников имеет крайне низкие показатели (рисунок 4, таблица 2). Для сравнения приведена выборка ответов учащихся МОУ гимназия 6 г. Воронежа.

Очевидно, что целенаправленная деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения по выстраиванию воспитательного пространства в незначительное степени позволяет повысить значимость педагогов по показателям авторитета и эмоциональной привлекательности.

В этой связи имеет значение проектирование возможных сценариев педагогического сопровождения. В основу проектирования в диссертационном исследовании положены варианты сочетания четырех ведущих характеристик:

Рис. 4. Авторитетность окружения подростков и старшеклассников

(в % отношении к числе опрошенных)

Таблица 2

Удовлетворенность подростков и старшеклассников отношениями с окружающими

(в % отношении к числу опрошенных)

Да, удовлетворен Скорее да, чем нет Эти отношения не имеют значения Скорее нет, чем да Нет, не удовлетворен

Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка Мас-сив Выбор-ка

Родители 75,6 87,2 17,9 6,2 1,5 2,2 2,8 2,2 2,2 2,2

Друзья 69,5 69,8 27,7 25,2 0,9 2,1 0,8 2,1 1,1 0,8

«Дворовая» компания 60,7 60,6 18,8 19,5 15,9 13,0 3,1 5,3 1,5 1,6

Одноклассники 44,8 53,6 35,0 36,2 13,0 8,4 4,7 1,4 2,5 0,4

Классный руководитель 42,3 64,0 29,3 24,7 12,7 8,8 8,5 1,5 7,2 1,0

Учителя 29,4 35,9 43,3 43,3 12,7 12,7 11,2 7,4 3,4 0,7

(1) включенность педагога в воспитательное пространство (с учетом характера данной включенности и референтности воспитательного пространства для школьника);

(2) значимость педагога для школьника;

(3) функциональная состоятельность педагога в педагогическом сопровождении становления и развития социокультурной идентичности школьников;

загрузка...