Delist.ru

Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников (07.09.2007)

Автор: Надолинская Татьяна Васильевна

53. Педагогика личности: отдельные нерешенные вопросы // Проблемы развития общества и образования: межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 2 (2000) : Философия. История. Психология. Педагогика / [под ред. М. В. Шакуровой]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. – С. 52–55 (0,3 п.л.).

54. Педагогическое сопровождение и его функции // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5 / [научн. ред. М.В. Шакурова]. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 57–65 (0,6 п.л.).

55. Проблемное поле личностной ориентации при моделировании воспитательного пространства // Социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: сб. науч. тр. преподавателей и сотрудников кафедры социальной педагогики по итогам научно-исследовательской работы в 2001 году / [под ред. М.В. Шакуровой]. – Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2001. – С. 10–19 (0,6 п.л.).

56. Проблемы формирования субъектной позиции личности // Ежегодная научная сессия – 2001: сборник трудов / [отв. редактор О.Я. Кравец]. – Воронеж: ВЭПИ, 2001. – С. 25 (0,05 п.л.).

57. Пространственные характеристики жизнеосуществления индивида как детерминанта процесса становления его социокультурной идентичности // Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5 / [науч. ред. М.В. Шакуровой]. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – С. 31–43 (0,8 п.л.).

58. Теоретические подходы к анализу феномена идентичности личности // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 4 / [под ред. М.В. Шакуровой]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005. – С. 85–109 (1,6 п.л.).

59. Учет личностных особенностей и социоролевых установок учителя в организации внутришкольной системы повышения квалификации педагогов // Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: Сборник научных трудов / [под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой]. – СПб., 2005. – С. 197–212 (1 п.л.).

Суть социокультурного закона, раскрытого в работах А. Ахиезера, заключается том, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Социальные отношения – относительно устойчивые структуры, которые не могут меняться произвольно, по желанию людей. Существует ограниченное количество вариаций таких отношений, при этом большинство из теоретически возможных вариантов социальных отношений на практике неосуществимы. Жизнестойки лишь отдельные, предполагающие тот или иной приемлемый баланс интересов вступающих в эти отношения индивидов. Культура самокритична, рефлексивна, многомерна, альтернативна в каждой своей точке. Она определяет разнообразные модели социальных отношений, в том числе, по А. Ахиезеру, и представления, приводящие общество к кризису.

Обыденные типизации – принятые в данном обществе, общности, группе в данный момент времени устойчивые субъективные определения ситуации, явлений, своих и групповых поступков (А. Щюц (Schutz), П. Бергер (Berger), Т. Лукман (Luckmann)); формируются в результате опосредования социокультурных образцов и норм повседневными теориями людей.

Когнитивный (Ж. Пиаже (Piaget), социокультурный (Ч. Кули (Cooley)) подходы, теории социальной идентичности (Г. Тэджфел (Tajfel)), социальных представлений (С. Московичи (Moscovici)), эпигенетической концепции (Э. Эриксон (Erikson)), теории самокатегоризации (Дж. Тернер (Turner)), управления впечатлением (П. Тетлок (Tetlock), А. Мэнстид (Manstead)), концепция интерсубъективности (А. Шюц (Schutz)), концепция социальной идентичности В.А. Ядова и др.

Психоанализ (З. Фрейд (Freud)), М. Босс (Boss), Л. Бинсвангер (Binswanger) и др.), экзистенциальная психология (К. Ясперс (Jaspers) и др.), гуманистическая психология и др.

Оформившееся в последней четверти ХХ века направление междисциплинарных исследований, предметом которых выступает идентичность.

Во взгляде на соотношение социальной и культурной идентичностей выделяются культурологическая и социологическая позиции. Для первой характерно обращение к идентичности как культурологическому понятию, что ставит под сомнение целесообразность использования дефиниции «социальная идентичность». Социологическая позиция основывается на традиции анализа культурной идентичности как подвида социальной идентичности.

В субстратном подходе акцентируется внимание как на субъектах-носителях пространственных отношений (как в субстанциональном подходе), так и на надсубстанциональных отношениях (как в структуралистском подходе).

В контексте субстрантного подхода к анализу воспитательного пространства базовый набор идентичностей рассматривается нами как элемент надсубстанциональных отношений.

Семейная локализация включает указание на членов семьи, родственников, соседей. Дружеская – друзей, знакомых, недругов, врагов. Школьная – одноклассников, учащихся других классов. Педагогическая – учителей, вожатых, тренеров, руководителей кружков. Виртуальная – литературных, кино-героев, героев мультфильмов и компьютерных игр. Персональная – представители публичных видов социальной деятельности: актеров, музыкантов, композиторов, политических деятелей и т.п.

В опросе, проведенном в 2005-2006 учебном году, участвовало около 11 000 учащихся 11-ти образовательных учреждений общего среднего образования г. Воронежа (на основе случайной выборки).

Включенность может лежать в полюсах доминирования статусно-ролевого или профессионально-личностных значений. Статусно-ролевая включенность определяется социально признанным положением педагога в системе общественных связей и отношений и регулируется профессиональными правами и обязанностями. При ярко выраженном доминировании данного типа включенности в его поведении и суждениях преобладают свойственные для профессии долженствования, нормы, зачастую доминирующие над реальностью, связи и отношения, возникающие в связи с реализацией воспитательной функции, измеряются и корректируются с учетом этих долженствований. Профессионально-личностная включенность интерпретативна, определяется наличием устойчивой системы отношений к явлениям, событиям социальной и собственно педагогической действительности, к профессии (включая статусно-ролевые характеристики) и самому себе в профессии. Профессиональная деятельность выступает способом реализации базовых ценностей во взаимодействии с другими.

педагогическое взаимодействие

социальное взаимодействие

СО-БЫТИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

одностороннее

антагонистическое

солидаристическое

двустороннее

длящееся

эпизодическое

пребывание

взаимодействие

социальное взаимодействие

Педагогический процесс

идентичности

а) получение информации об окружающей действительности;

б) отнесение объектов к определенным категориям;

в) отнесение объекта к типу (целевая категоризация) посредством: - типизации жизненных ситуаций;

- распознавания ситуаций; - рационализации ситуаций (рутинизация, идеализация, стереотипизация, символизация, ритуализация);

г) интерпретация ситуаций (категоризация, стилизация, тематизация, ретематизация)

Интерпретация

идентификация

загрузка...