Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

Для оценки эффективности повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинского колледжа в системе ППО использовались данные экспертных оценок и социологического исследования обучающихся на кафедре акмеологии общего и профессионального образования РГППУ. Объективность полученных данных гарантировалась выводами двух экспертных групп: в первую группу входили специалисты с медицинским, а во вторую – с педагогическим образованием. Выявлялось следующее: готовность преподавателей колледжа к управлению педагогической деятельностью; отношение преподавателей к продуктивной деятельности; содержание обучения на факультете повышения квалификации; эффективность разработанных курсов «Правовое обеспечение профессиональной деятельности преподавателя» и «Медико-педагогическое обеспечение образовательного процесса».

Эффективность дидактического обеспечения формирования психолого-педагогической компетентности преподавателей колледжа оценивалась по следующим критериям:

результативным (уровень образованности, наличие медицинских и педагогических квалификационных категорий; соответствие содержания обучения по педагогике и психологии профессионального образования потребностям специалистов; умение эффективно применять приобретенные знания и методы профессионального обучения в педагогической деятельности в СПО);

нормативным и правовым (знание правовых актов, регламентирующих педагогическую деятельность в системе профессионального образования; знание требований ГОСов к качеству образования; знание нормативных документов, регулирующих аттестацию педагогических и руководящих работников);

социальным (осознание преподавателями актуальности повышения психолого-педагогической компетентности в современном социуме; наличие ценностной ориентации на здоровьесбережение участников образовательного процесса; использование программно-целевого метода в управлении педагогической деятельностью в системе профессионального образования).

На первом этапе опытно-поисковой работы изучались возможности осуществления психолого-педагогической подготовки преподавателей колледжа в условиях многоуровневой системы ППО; реализовывались концепция непрерывного медицинского образования и авторская образовательная программа по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»; отслеживались результаты повышения квалификации преподавателей, определялись формальные характеристики. Среди преподавателей РМК было проведено социологическое исследование, которое выявило основные причины их перехода из лечебного учреждения на педагогическую работу: желание проявить свои способности в новом виде деятельности – 49%; пенсионный возраст – 22%; вынужденное трудоустройство – 13%; семейные обстоятельства – 9,5%; состояние здоровья – 6,5%. Высшее медицинское образование имели 74% преподавателей, среднее медицинское – 29%; два высших образования – 13%. Как и в любой социальной сфере деятельности, характеризующейся преобладанием явления феминизации, в колледже 100% преподавателей с медицинским образованием составляют женщины в возрасте от 23 до 60 лет, средний возраст 44,7 года. На момент начала исследования высшую и первую медицинские квалификационные категории имели 26%, в том числе 50% категорий было получено преподавателями во время работы в колледже.

Присвоение квалификационных категорий в системе образования во многом отличается от системы здравоохранения как в содержательном, так и в процессуальном плане. Поэтому при аттестации преподавателя на квалификационную категорию учитывались критерии, не связанные с профессиональной деятельностью в качестве медицинского работника: участие в разработке ГОСов; разработка учебных планов, образовательных и рабочих программ; участие во всероссийских и других конкурсах преподавательского мастерства; ведение научной работы и исследование качества образования выпускников колледжа; отражение педагогического опыта и научно-исследовательской деятельности в научных публикациях, диссертационных исследованиях на присвоение ученой степени кандидата педагогических наук; разработка и издание рецензированных методических и учебных пособий. Исследование показало, что выбранные критерии аттестации преподавателей колледжа на присвоение квалификационных категорий не считаются завышенными, так как от уровня профессионализма преподавателей зависит качество образования будущих специалистов с медицинским образованием, объект деятельности которых – здоровье человека.

На втором этапе осуществлялась работа по формированию психолого-педагогической компетентности преподавателей с медицинским и педагогическим образованием в системе ППО. На кафедре акмеологии общего и профессионального образования РГППУ в период с  1999 г. по 2006 г. 99 преподавателей колледжа повысили психолого-педагогическую квалификацию по трем авторским образовательным программам. Вначале обучение проводилось по авторскому учебному плану (184 ч по очной форме обучения). Затем 9 чел. продолжили в 2001 г. обучение на кафедре по следующей авторской программе «Преподаватель высшей школы». В дальнейшем было защищено 4 диссертационных исследования с присвоением ученой степени кандидата педагогических наук. Среди защитившихся 2 чел. имели медицинское образование.

Третий этап включал в себя проектирование структуры и содержания образования подготовки специалиста новой квалификации на основе анализа педагогической деятельности работающего специалиста и разработку его профессионально-личностной модели. На этом этапе анализировалось влияние содержания авторских учебных планов повышения квалификации на формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей, рост квалификационных педагогических категорий; определялись критерии эффективности созданной системы повышения квалификации. Для этого была осуществлена сравнительная характеристика уровня квалификации преподавателей колледжа с педагогическими работниками системы СПО и НПО России. Показатели уровня квалификационных категорий преподавателей колледжа выше, чем в целом по стране, в среднем на 3,5%, что свидетельствует о постоянном стремлении последних к повышению квалификации и профессионализма. Процент преподавателей с высшим образованием в колледже выше, чем по России на 5,5%, а по Уральскому федеральному округу на 16,2%, что свидетельствует о достаточно высоком статусе образовательного учреждения и обеспеченности в нем условий для реализации разноуровневых образовательных программ. Внедренная система повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей, в том числе с медицинским образованием, в системе ППО потребовала определения критериев оценки ее эффективности. Руководствуясь действующим законодательством в сфере аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений и результатами научных исследований в сфере профессионального развития специалиста (Н.С. Глуханюк,

А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина), эффективность формирования психолого-педагогической компетентности преподавателей оценивали по критериям, которые считаем достаточными и объективными: квалификация, профессионализм, продуктивность, развитие профессионально-личностного потенциала.

Первый критерий – квалификация. После повышения квалификации в РГППУ в 2000 г. 72% из числа обученных преподавателей повышением и подтверждением квалификационной категории доказали эффективность обучения; в 2003–2004 гг. – 55%. Не произошло понижения квалификационной категории ни у одного преподавателя. Специалисты с медицинским образованием (95%) за весь период опытно-поисковой работы также прошли повышение психолого-педагогической квалификации в РГППУ: из них с 1998–2006 гг. повысили и подтвердили высшую или первую квалификационные категории 90% от числа специалистов колледжа, имеющих медицинское образование. Таким образом, в целом количество преподавателей с 2000 г. по 2006 г. с высшей категорией увеличилось на 19%; соответственно за счет получения высшей категории снизилось в этот период количество лиц с первой категорией на 7%. Следовательно, после повышения психолого-педагогической квалификации получили более высокую квалификационную категорию 60% работающих преподавателей. Процент преподавателей с медицинским образованием, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличился на 14,5%, а у преподавателей с педагогическим образованием – на 9,9%; соответственно с первой квалификационной категорией уменьшился на 4,5 и 14,8%.

Второй критерий – профессионализм. Этот критерий определялся по результатам и методике проведения первого этапа аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Свердловской области, разработанной Институтом развития регионального образования, и аналитическим отчетам преподавателей. Критерий «профессионализм» выражается в баллах и оценивает педагогическую деятельность, т.е. профессиональную и эффективную активность педагога в воздействии на личность обучающегося.

Третий критерий – продуктивность. По этому критерию оценивались сохранение контингента, освоение обучающимися ГОСов, результаты инновационной деятельности преподавателя, качество образования выпускников, а также учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, которое, например, с 94,3 п.л. в 2000 г. возросло до 220 п.л. в 2005 г.

Четвертый критерий – развитие профессионально-личностного потенциала. Для исследования профессионально-личностного потенциала педагогов использовалась методика «Диагностика креативности и познавательных потребностей» (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская). Данная методика позволяет выявить степень выраженности творческой направленности личности, а также познавательных потребностей, т.е. стремления субъекта к приобретению знаний об окружающем мире. Творческие способности и творческий потенциал обнаруживаются в уровне развития интеллекта, профессионализма, социально-профессиональной направленности. Творческий потенциал можно считать интегративным показателем профессионально-личностного потенциала преподавателя (табл. 2).

Таким образом, результаты исследования показали, что разработанное организационно-методическое обеспечение повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей колледжа в системе ППО позволяет обеспечить качество подготовки и сформировать медико-педагогическую компетентность на основе интеграции медицинских, педагогических, психологических и других знаний об обучении и воспитании человека. Это позволило частично реализовать медико-педагогическую функцию в системе профессионально-педагогического образования.

Таблица 2

Сведения о развитии профессионально-личностного потенциала

преподавателей колледжа

Направления диагностики Уровень, в %

низкий низкий средний

высокий

1 Креативные способности - 16 47 35

2 Познавательные потребности - 12 41 47

3 Ригидность 9 56 29 6

4 Авторитарность - 59 35 6

В диссертации отмечается, что исследована одна из актуальных социально-педагогических проблем – теория и технология подготовки МПК в среднем профессиональном образовании. Работа выполнена на четырех уровнях познания: методологическом, теоретическом, методическом, технологическом. На методологическом уровне осмыслена сущность базовых понятий и категорий профессиональной педагогики, МПО, определены методы его исследования, выделены и систематизированы принципы построения МПО, отражающие его специфику. На теоретическом и методическом уровне разработаны теоретико-методологические основы медико-педагогического образования, обоснованы подходы, построены концептуальная и дидактическая модели этой системы. На технологическом уровне разработаны для педагогической практики технология подготовки МПК, комплект методического обеспечения процесса формирования медико-педагогической компетентности и реализации медико-педагогического подхода к здоровьесбережению в образовательной среде.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы.

Показано, что развитие общества предъявляет высокие требования к качеству образования и состоянию здоровья выпускников образовательных учреждений разных типов и видов, обуславливая тем самым социально-педагогический заказ на подготовку медико-педагогических кадров.

Установлено, что в подготовке медико-педагогических кадров медико-педагогическое образование рассматривается в качестве системообразующего фактора успешности их профессионально-педагогической и здоровьесберегающей деятельности.

Определены необходимые условия для теоретического рассмотрения института медико-педагогическое образования: современные тенденции образовательной политики в направлении развития профессионального образования; непротиворечащее законодательство в сфере образования и сфере охраны здоровья детей и молодежи, отвечающее социальной политике государства; междисциплинарные взаимодействия научного познания человека; интеграционные медико-педагогические процессы, обеспечивающие развитие медико-педагогического образования (этапы, направления, формы медико-педагогического подхода); комплексный подход к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности; многоуровневое и опережающее профессиональное образование, непрерывность и ступенчатость в обучении, ориентированные на гуманизацию, здоровьесбережение; компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов третьего поколения с учетом вхождения России в Болонский процесс.

Разработан понятийный аппарат исследования: введены и обоснованы сущность понятий «медико-педагогическое образование», «медико-педагогические кадры», «здоровьесбережение в профессиональной деятельности», «профессиональная подготовка специалистов с медико-педагогическим образованием», «специалист с медико-педагогическим образованием», «медико-педагогическая компетентность»; уточнены понятия «принцип здоровьесбережения», «технология подготовки медико-педагогических кадров», «медик-педагог», «медико-педагогическая диагностика», «медико-педагогический подход».

Теоретически обоснован медико-педагогический подход к организации здоровьесбережения в современной системе образования, что позволило идентифицировать его как метод, ориентированный на развитие интегративности мышления специалиста и определяющий содержание подготовки медико-педагогических кадров в системе профессионального образования.

Показано, что особой формой познавательной и практической деятельности медико-педагогических кадров в социальной сфере и разделении труда следует считать использование комплексного подхода к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности.

Разработана система многоуровневого и непрерывного медико-педагогического образования и его концептуальная модель, включающая идею, принципы построения и функциональные назначения, долгосрочные и непосредственные цели, проектное управление и прогнозируемый результат, направленный на введение новой квалификации медика-педагога в ППО и улучшение социальной и демографической ситуации в стране.

Разработаны и систематизированы частные принципы, отражающие специфику подготовки медико-педагогических кадров: а) принципы, сочетающие интересы личности и общества в сфере здоровьесбережения (стратегического единства, соблюдение прав человека в сфере охраны здоровья, социальной активности, легитимности, ответственности, социальной обусловленности); б) содержательные принципы МПО (интеграции, развития, вариативности, двухступенчатости, ориентированности на практику, программно-целевого планирования, комплексности, аксиологичности, валеологичности; в) принципы медико-педагогической деятельности (многоаспектности, ситуационной и индивидуальной активности, здоровьесбережения, раннего предупреждения, витагенности, рецептурности).

Структура дидактической модели медико-педагогического образования включает в себя три уровня: стратегический (формирование профессиональной компетентности); тактический (модульное содержание интеграции образования); оперативный (технология подготовки медико-педагогических кадров). Содержание МПО разработано на основе содержания завершенного медицинского образования по специальности 060109 Сестринское дело (базовый уровень среднего профессионального образования) и содержания образования по специальности 030500 Профессиональное обучение.

Создана технология подготовки МПК, позволяющая управлять развитием социально-профессиональных ценностей специалистов и здоровьесбережением в процессе их подготовки. Технология представляет собой совокупность упорядоченных организационно-педагогических действий, построенных на основе принципов, условий, связей в содержании образовательных программ, что позволило эффективно формировать психолого-педагогическую компетентность у преподавателей среднего профессионального медицинского образования.

Разработано организационно-методическое и правовое обеспечение подготовки МПК, способствующее формированию медико-педагогической компетентности специалистов. Выделены четыре уровня правового обоснования: 1) нормативные правовые акты международного законодательства, регулирующие Болонский процесс; 2) законодательство в сфере охраны здоровья детей и молодежи России; 3) законодательство, предоставляющее правовую возможность введения института медико-педагогического образования в систему профессионально-педагогического образования; 4) нормативные правовые акты государственной власти субъектов Российской Федерации.

Создан комплект методического обеспечения, который включает ГОСы, учебные планы, образовательные и рабочие программы, модули обучения; шесть учебных пособий и методических рекомендаций, которые могут быть применены в образовательном процессе.

Исследование показало, что технология подготовки МПК станет возможной и целесообразной, если она будет строиться на принципах дидактики, формах и методах обучения, обеспечивающих перенос акцента с медицинской и педагогической деятельности на новый интегрированный вид деятельности, что может обеспечить новая функция профессионально-педагогического образования в социальной сфере – медико-педагогическая.

загрузка...