Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

В четвертой главе «Технология медико-педагогического образования» обосновываются системность, многоуровневость и непрерывность содержания медико-педагогического образования, разработанного на основе авторской концепции; предлагается новая технология подготовки медико-педагогических кадров (как личностно ориентированная и здоровьесберегающая технология профессионального образования); определяются педагогические условия и этапы организации и открытия новых специальностей в образовательном учреждении профессионального образования.

При разработке технологии подготовки медико-педагогических кадров мы исходили из личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев,

Э.Ф. Зеер и др.), акмеологических основ личностного и профессионального развития человека (А.А. Деркач, Е.А. Климов), необходимости интеграции педагогических и медицинских научных знаний в воспитании и работе с человеком (Б.Г. Ананьев, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, К.Д. Ушинский и др.). Личностно ориентированная технология в диссертации определена как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях. Здоровьесберегающая технология – это технология, построенная на основе системного и процессуального подходов в образовании, что позволяет обеспечить интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучающихся и педагогов. Исходя из вышеизложенных определений, технология подготовки МПК может рассматриваться как технология развития и интеграции социально-профессиональных ценностных ориентаций и сохранения здоровья в процессе получения профессионального образования. Данная технология позволяет:

развить социально-профессиональные ценностные ориентации. Технология реализуется в рамках личностно и социально ориентированной парадигмы образования, где воспитание, обучение и развитие рассматриваются как путь развития личности и приобретения социального и профессионального опыта;

определить содержание МПО на основании социального и профессионального портрета современного студента и преподавателя с учетом ближайших интересов, приоритетов, ценностных ориентаций, тенденций их изменения. Использование материалов общероссийских социологических исследований, в которых принимал участие колледж, позволяет реализовать эту технологию в учреждениях профессионального образования;

осуществить образовательный процесс по принципу обратной связи – связи образовательного учреждения с потенциальными работодателями, имеющими возможность оценить профессионализм и личностные качества специалистов с медико-педагогическим образованием, обеспечить себя кадрами и развить различные формы социального партнерства учреждений профобразования на рынках труда и образовательных услуг;

построить процесс обучения на непрерывной и многоуровневой основе и корректировать деятельность образовательного учреждения в зависимости от изменения педагогических, социальных, организационно-правовых или иных условий рынка труда;

проводить исследования личностных характеристик обучающихся по различным методикам, осуществлять мониторинг развития ценностных ориентаций и здоровья, использовать объективные методы контроля достижения поставленной цели;

комплексно применить методологические подходы, принципы, методы воспитания и обучения, позволяющие развивать на основе интеграции педагогических и медицинских знаний социально-профессиональные ценностные ориентации и сохранять здоровье в процессе получения образования в течение жизни. Реализация технологии подготовки МПК предполагает последовательное выполнение функционально связанных между собой этапов: проблемно-целевого, проектно-поискового, развивающего и рефлексивного. Проектирование технологии как здоровьесберегающей и личностно ориентированной позволяет четко отслеживать и вовремя корректировать формы, методы, средства работы, учитывая интересы, потребности, ценностные ориентации субъектов образовательного процесса и интересы работодателя.

По разработанной технологии проводилось обучение студентов в течение нескольких лет, сначала по предметам гуманитарного и социально-экономического циклов в РМК, а затем преподавателей на факультете повышения квалификации в РГППУ, включая обучение по образовательной программе «Преподаватель высшей школы» и подготовку в аспирантуре.

Государственная политика в области образования в контексте Болонских соглашений предусматривает значительные изменения практически по всем уровням и направлениям профессионального образования и открывает возможность для интеграционных процессов в проектировании содержания и реализации образовательных программ. Специальность «Профессиональное обучение» ориентирована на подготовку специалистов, осуществляющих весь спектр педагогической деятельности по реализации профессиональных образовательных программ, обеспечивая таким образом систему профессионального образования профессионально-педагогическими кадрами. Отличительная особенность подготовки таких специалистов – интеграция психолого-педагогического, специального и отраслевого компонентов образования по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования. Например, такие специальности, как «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика» и др. в системе СПО медицинского профиля и разделения труда имеют самостоятельные направления и объекты деятельности в здравоохранении, как и аналогичные специальности в системе высшего медицинского образования. Врач-педагог, участвуя в подготовке специалистов со средним медицинским образованием, часто выходит за пределы их необходимой знаниевой компетентности, что чаще всего воспринимается положительно. С другой стороны, наблюдается ухудшение практической составляющей подготовки специалистов ввиду недостаточного представления врачами объекта деятельности работника со средним медицинским образованием, что приводит к возникновению противоречий в выполнении требований и содержания ГОСов.

Поэтому специалист, имеющий медико-педагогическое образование (медик-педагог), может выполнять функции преподавателя общемедицинских и медицинских дисциплин по специальностям среднего профессионального образования, а также учителя общеобразовательного учреждения с профильным обучением или специалиста, возглавляющего здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении и за его пределами.

Анализ ГОСов по специальностям 060109 Сестринское дело (базовый уровень СПО, квалификация «медицинская сестра») и 030500 Профессиональное обучение показал, что в содержании образования имеются возможности, которые позволяют спроектировать межотраслевую профессиональную образовательную программу и интегративный учебный план. При переводе всего количества часов теоретического обучения в систему кредитов специальность 060109 Сестринское дело получила 144 кредита (для степени бакалавра необходимо 180–240 кредитов). Количество кредитов по гуманитарным, социально-экономическим, общематематическим и естественнонаучным дисциплинам – 18,7, а по стандарту 030500 Профессиональное обучение по аналогичным дисциплинам – 59,4 кредита. Следовательно, для получения высшего ППО на базе завершенного среднего медицинского образования необходимо еще 40,7 кредитов. На основании проведенного исследования предложена модель образовательной программы (бакалавриат), рассчитанной на 1 год 6 месяцев, с использованием дистанционных или очно-заочных форм обучения, что не противоречит утвержденным ступеням высшего профессионального образования, срокам (не менее 4 лет) и формам получения квалификации «бакалавр». При суммировании разницы количества часов по вышеназванным дисциплинам и количества часов психолого-педагогической подготовки по специальности 030500 Профессиональное обучение получилось необходимое количество кредитов (81,4) для приобретения квалификации по новой специальности «Профессиональное обучение» медико-педагогического направления (табл. 1.).

Таблица 1

Содержание интегративного образования по специальностям

030500 Профессиональное обучение и 060109 Сестринское дело

№ п/п Название дисциплины Количество

часов Количество

часов в кредитах

1 Введение в профессионально-педагогическую специальность 70 1,9

2 Возрастная физиология и психофизиология 100 2,7

3 Общая психология 120 3,3

4 Психология профессионального образования 100 2,7

5 История педагогики и философия образования 90 2,5

6 Общая и профессиональная педагогика 150 4,2

7 Педагогические технологии 80 2,2

8 Методика воспитательной работы 80 2,2

9 Методика профессионального обучения 280 7,7

10 Педагогическая практика 396 11,0

Итого 1466 40,7

Разница в часах по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, математическим и естественнонаучным дисциплинам 1466 40,7

Всего 2932 81,4

Таким образом, введение уровня бакалавриата в систему профессионального образования и интеграция содержания среднего профессионального медицинского образования с высшим ППО по специальности «Профессиональное обучение» позволят решить проблему обеспечения медико-педагогическими кадрами систему среднего профессионального медицинского образования и организации здоровьесбережения в образовательной среде.

В пятой главе «Опытно-поисковая работа по формированию

психолого-педагогической компетентности преподавателей колледжа» проводится анализ эффективности созданной системы повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей колледжа в системе ППО и разработанного организационно-методического обеспечения, приводятся результаты исследования развития профессионально-личностного потенциала преподавателей, здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.

Цель опытно-поисковой работы – выявление эффективности комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих успешно формировать психолого-педагогическую компетентность преподавателей медицинского колледжа и сохранять здоровье субъектов образовательного процесса.

В соответствии с целью опытно-поисковой работы в задачи исследования входили: социологическое исследование личностного потенциала преподавателей колледжа; разработка структуры и содержания организационно-методического обеспечения повышения их психолого-педагогической квалификации (профессионально-личностная модель преподавателя, учебные планы, рабочие программы, учебно-методические пособия и рекомендации); оценка и определение критериев эффективности организационно-методического обеспечения повышения квалификации. С целью исследования формирования психолого-педагогической компетентности преподавателей колледжа определялась эффективность:

дидактического обеспечения;

организационно-педагогических условий повышения психолого-педагогической квалификации и здоровьесбережения;

комплекта методического сопровождения процесса повышения психолого-педагогической квалификации.

загрузка...