Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

4. Формирование педологии как науки и «лечебной педагогики» для всестороннего исследования закономерностей детства (последнее десятилетие XIХ–начало ХХ в.). Теоретическое осмысление своеобразия психофизической организации ребенка, качественного отличия его от взрослого, тесной зависимости психического и физического развития обусловило стремление ученых создать целостное представление о ребенке на разных стадиях возрастного развития (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Дж. Болдуин, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко, М. Кэттел, Э. Мейман, П.С. Моложавый, С. Холл и др.).

5. Развитие педагогической антропологии и педагогической психологии, основанной на знаниях физиологии и других медицинских дисциплин в воспитании школьников (20–80-е гг. ХХ в.). Согласно теоретическим взглядам ученых (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, Л.С. Выготский, Р.А. Лурия, Э.М. Монтессори,

К. Хорни, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность обучения и воспитания достигается при условии интеграции диагностических медицинских и психолого-педагогических знаний об организме и развитии личности обучающихся в антрополого-психологической подготовке как врача, так и педагога.

6. Научное исследование комплексной медико-психолого-педагогической деятельности в системе охраны здоровья человека и формирование современного социального института медико-педагогического образования (с 90-х г.г. ХХ в. по настоящее время). На этом этапе педагогические и теоретические медицинские науки наиболее полно изучают и обобщают практический опыт воспитания, основанного на гуманистических принципах, в современном обществе (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, В.К. Зайцев, В.Р. Кучма, Л.В. Островская, П.И. Сидоров, Е.В. Ткаченко, Е.Я. Ямбург и др.).

Используя логический и историко-педагогический методы анализа интеграционных процессов педагогики и медицины в системе обучения и воспитания, мы выявили основные тенденции и сформулировали направления медико-педагогической интеграции:

Педагог (врач по образованию) - ученый, исследующий развитие и воспитание человека (В.М. Бехтерев, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, Н.И. Пирогов, К.К. Платонов, И.А. Сикорский).

Преподаватель в системе медицинского образования. Не обладая психолого-педагогической компетентностью на современном этапе стандартизации и технологизации образования, врач-педагог не сможет выполнять такие виды деятельности, как проектирование, организация и дидактическое обеспечение образовательного процесса в медицинском образовательном учреждении

(Н.В. Кудрявая, Г.М. Лисовская, Л.В. Островская, Н.Д. Творогова).

Педагог-валеолог в системе педагогического образования (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова и др.). В системе здравоохранения до настоящего времени не разработан ГОС высшего медицинского образования по специальности «Валеология» (квалификация «врач-валеолог»), а коллегией Министерства образования РФ 1 февраля 2000 г. изъята из Классификатора специальностей специалистов с высшим педагогическим образованием специальность «Валеология» (квалификация «педагог-валеолог»). Валеолог из-за отсутствия в достаточном объеме медицинских знаний не влияет должным образом на психосоматическое состояние обучающихся, но в практической деятельности выполняет не свойственные ему функции медицинского работника, что и приводит к негативному отношению медицинской общественности и родителей к деятельности валеолога. Он может оказывать влияние только на духовное здоровье и развитие личности обучающегося, что со стороны работников образования воспринимается как функция педагога дополнительного образования или как частичное выполнение обязанностей психолога образовательного учреждения.

Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности в современной системе образования.

Образовательной политикой в XXI в. предложена здоровьесберегающая модель образовательного процесса на всех уровнях и направлениях образования. Как показало исследование, идет активный процесс научного обоснования медико-педагогического подхода в раннем предупреждении заболеваний и антисоциального поведения, что вытекает из самой цели здоровьесбережения и обусловливает нацеленность всей системы образования на раннюю профилактику и преимущество воспитания перед перевоспитанием, на раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности. Анализ научных источников по педагогике и медицине позволил выделить несколько форм реализации медико-педагогического подхода в современной системе образования:

1. Врач при активном сотрудничестве с педагогами в нетрадиционной форме организует образовательный процесс на принципах здоровьесбережения (В.Ф. Базарный, А.А. Дубровский и др.).

2. Педагог рассматривает образовательное учреждение как адаптивный комплекс для обучающихся и организует систему охраны здоровья в процессе обучения при активном сотрудничестве с медицинскими работниками и психологами (В.К. Волкова, Н.А. Голиков, Е.Я. Ямбург и др.).

3. Врач-педагог – организатор здравоохранения – предлагает конструкт нового класса специалистов – превентологов, обладающих знаниями и умениями из области медицины, биологии, психологии и педагогики, социологии и менеджмента, права и информатики (П.И. Сидоров).

4. Продолжается взаимодействие между системами здравоохранения и образования в общей системе охраны здоровья, связанное с вопросами гигиены и охраны здоровья детей и подростков в процессе обучения (М.М. Безруких, Р.Г. Оганов, Г.Г. Онищенко, Е.Е Чепурных и др.).

5. Предлагается обязательный медико-психолого-педагогический мониторинг учащихся при введении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, который должен носить поэтапный характер и начинаться с

5–6-го классов, как это делается, например, в США (В.Р. Кучма).

6. Осуществляется деятельность медико-педагогического факультета в Ташкентском государственном медицинском институте (1998). В соответствии с новой концепцией медицинского образования медико-педагогический факультет осуществляет подготовку по специальности «Медико-педагогическое дело». Выпускник получает квалификацию и врача общей практики (имеющего знания по основам терапии, хирургии, акушерству, гинекологии), и педагога медицинских образовательных учреждений.

7. Введена допрофессиональная медицинская подготовка и начальное профессиональное медицинское образование в общеобразовательные программы, имеющие естественнонаучное (Т.М. Резер, Т.И. Шкарина), медико-биологическое или иные направления обучения, а также в программы некоторых профессиональных образовательных учреждений немедицинского профиля.

8. Проектируется медико-педагогическое направление в ППО на принципах многоуровневости и непрерывности по специальности «Профессиональное обучение», предусмотренное концепцией подготовки педагогических кадров для начального и среднего профессионального образования (А.А. Жученко, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко). Правовую возможность подготовки специалиста с медико-педагогическим образованием в профессионально-педагогическом вузе обеспечивает статус университета, что не противоречит п. 2 ст. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предоставляющей право реализации в учебных заведениях данного типа образовательных программ по широкому спектру направлений подготовки.

Однако в научной и методической литературе до сих пор практически не исследована проблема подготовки МПК в профессиональном образовании, не разработаны методологические, организационные, технологические, научно-методические аспекты МПО. В связи с этим возникает потребность разработки его теории, определения генезиса, функций, условий эффективности. Современная система образования в системе охраны здоровья может быть представлена пятью образовательными структурами, которые раскрыты в диссертации. Последняя из них – проектирование медико-педагогического образования, структура и содержание которого представлены совокупностью интегрированных медицинских, педагогических, психологических и других знаний о человеке, особенностях развития его организма и личности на разных этапах и периодах жизнедеятельности и физиологических состояниях. Такие знания позволят специалисту осуществлять педагогическую и медико-профилактическую деятельность в сфере воспитания, здорового образа жизни, формирования индивидуального здоровья.

Социальный опыт показывает, что сохранить и укрепить здоровье невозможно, если у человека не сформированы навыки здорового образа жизни. На наш взгляд, имеющийся педагогический опыт в обучении здоровому образу жизни человека носит противоречивый характер. Кроме того, методическое и методологическое обеспечение содержания и форм преподавания практических знаний о здоровье и здоровом образе жизни в системе образования отстает от темпов его внедрения. Существующая ситуация осложняется и тем, что отсутствует адекватный методический контроль качества содержания образовательных программ, связанных со здоровьесбережением. Следовательно, в образовательном компоненте системы охраны здоровья имеется проблема подготовки МПК, обусловленная следующими обстоятельствами:

отсутствием адекватной трансляции валеологических и медицинских знаний в систему общего и профессионального образования;

потребностью общества в обеспечении образовательных учреждений специалистами с медико-педагогическим образованием;

необходимостью разработки и научного обоснования медико-педагогического обеспечения образовательного процесса с позиций системы охраны здоровья и на принципах здоровьесбережения.

Медико-педагогическая деятельность относится к числу интегрированных профессиональных видов деятельности, поэтому предмет медико-педагогической деятельности объединяет два компонента, которые рассматриваются в общей целостности как сбалансированные, взаимосвязаннные и взаимообусловленные.

В третьей главе «Концепция медико-педагогического образования и компетентностный подход в подготовке медико-педагогических кадров» раскрываются теоретико-методологические основы построения системы медико-педагогического образования, отражающие взаимосвязи медицинского и профессионально-педагогического образования в общественной практике; социально-педагогический заказ и организационно-правовое обоснование подготовки медико-педагогических кадров. Представлены разработанные автором концептуальная и дидактическая модели МПО, раскрыты их качественные характеристики, проанализированы внутрисистемные связи, определены условия и методы реализации концепции МПО. Установлено, что МПО в органической связи с задачами социально-экономического развития и потребностями общества требует решения принципиальных вопросов, к которым относятся:

создание государственной поддержки на федеральном уровне;

организация медико-педагогического образования в соответствии с потребностями рынка труда в образовании и целями системы охраны здоровья;

обеспечение структуры и содержания медико-педагогического образования современными средствами, методами и технологиями обучения, усиление взаимосвязи содержания с практическими потребностями;

кадровое обеспечение инновационного направления.

Накопленный в послевузовской психолого-педагогической подготовке специалистов с медицинским образованием опыт позволяет сделать следующий вывод: главная причина неэффективности системы послевузовской психолого-педагогической подготовки специалистов с медицинским образованием заключается в том, что на сегодняшний день не определена совокупность ее компонентов (структура, содержание, формы, продолжительность обучения, блоки дисциплин и др.). Фактически между ними не выстроены взаимообусловленные связи, обеспечивающие целостность, преемственность и развитие. В содержании послевузовской психолого - педагогической подготовки специалистов с медицинским образованием не стандартизирована педагогическая составляющая и отсутствует системность.

Исследование МПО как педагогической системы предполагает следующие основные этапы: определение элементов системы, их полноты и достаточности; выделение ведущей идеи, что необходимо для объединения элементов системы на основе интеграции; определение интегрирующего компонента системы; выявление связей между элементами системы и определение ее структуры; определение процессов управления системой.

Особое внимание в диссертации уделено отбору и определению содержания понятий, ибо понятийная система образует логический каркас любой научной теории. В исследовании используются как понятия общепедагогические и общепсихологические, так и понятия, непосредственно касающиеся предмета исследования (медико-педагогическое образование, медико-педагогические кадры, специалист с медико-педагогическим образованием, профессиональная подготовка специалиста с медико-педагогическим образованием и др.).

Понятийно-терминологический аппарат исследования создавался на основе следующих принципиальных групп понятий:

первая группа касалась традиционного профессионального и послевузовского образования (медицинское образование, педагогическое образование, врач, педагог, врач-педагог, послевузовская психолого-педагогическая подготовка специалистов с медицинским образованием);

вторая группа включала понятия, связанные с сущностью профессионально-педагогического образования;

третья группа объединяла понятия, связанные с концепцией медико-педагогического образования.

В диссертации также рассматривается содержание понятий «здоровье», «виды здоровья», «уровни здоровья», «здоровьесбережение», «система охраны здоровья». На основе определения понятий создавалось семантическое поле слов, позволяющих установить главные смыслы понятий для исследования.

В исследовании построение системы МПО с целью подготовки МПК базируется на следующих концептуально значимых теоретических положениях.

загрузка...