Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)
Автор: Караханова Галина Алиевна
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: Разработаны новые положения теории профессионального медицинского и профессионально-педагогического образования, определена возможность выделения в нем нового, медико-педагогического, направления. Доказана возможность введения института медико-педагогического образования в систему профессионального образования на основе изучения действующего законодательства и стратегических направлений образовательной политики и исследований, посвященных актуальным проблемам здоровьесбережения в российском обществе. На основе анализа интеграционных процессов в педагогическом и медицинском образовании теоретически обоснованы и систематизированы частные принципы, отражающие специфику подготовки МПК. Это принципы, сочетающие интересы личности и общества в сфере здоровьесбережения; содержательные принципы МПО; принципы медико-педагогической деятельности. Введены понятия и обоснована их сущность: «медико-педагогическое образование», «медико-педагогические кадры», «здоровьесбережение в профессиональной деятельности», «профессиональная подготовка специалистов с медико-педагогическим образованием», «специалист с медико-педагогическим образованием», «медико-педагогическая компетентность»; уточнены понятия «принцип здоровьесбережения», «технология подготовки медико-педагогических кадров», «медик-педагог», «медико-педагогическая диагностика», «медико-педагогический подход». Разработаны теоретико-методологические основы проектирования МПО в системе профессионального образования с целью удовлетворения социальной потребности в медико-педагогических кадрах. Создана концепция МПО и предложена многоуровневая и непрерывная система медико-педагогического образования. Обосновано содержание медико-педагогического образования как интеграции базового медицинского образования с высшим ППО по специальности «Профессиональное обучение», расширяющего предметную область теории и практики профессионального образования. Практическая значимость исследования: 1. Научно-исследовательская работа выполнена в соответствии с планами УрО РАО, УМО по ППО и ИРПО Минобразования РФ. 2. Результаты исследования используются в разработке теории и технологии подготовки МПК на основе учебных планов и авторских образовательных программ повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей колледжей в профессионально-педагогическом вузе, а также программы «Преподаватель высшей школы». 3. Результаты исследования использованы при разработке ГОСов и представляют собой учебно-методический комплекс, включающий учебные планы, образовательные и рабочие программы, методические пособия и рекомендации, мультимедийные презентации лекционного материала и модулей обучения в сфере здоровьесберегающих технологий и медико-педагогического обеспечения образовательного процесса; книги, учебные и учебно-методические пособия: «Здоровьесбережение в профессиональной подготовке специалиста», «Основы права и правового обеспечения профессиональной деятельности преподавателя», допущенные УМО по ППО в качестве учебных пособий для слушателей институтов и ФПК преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников; «Организационно-методическое обеспечение подготовки специалистов новых квалификаций в колледже», «Развитие социально-профессиональных ценностных ориентаций студентов колледжа», «Здоровьесохраняющая технология в образовательном учреждении», «Учебный процесс и здоровье учащихся» (общий объем 47, 5 п.л.) и др. 4. Обосновано и разработано организационно-методическое обеспечение подготовки МПК, способствующее формированию психолого-педагогической компетентности у специалистов с медицинским образованием и эффективной организации здоровьесбережения в образовательной среде. 5. Результаты аналитической и опытно-поисковой работы могут быть использованы при разработке нового поколения государственных образовательных стандартов по специальности «Профессиональное обучение» для подготовки педагогических кадров для социальной сферы. 6. Дидактическая модель и организационно-методическое обеспечение, направленные на формирование психолого-педагогической компетентности у преподавателей, не имеющих педагогического образования, могут быть использованы для подготовки специалистов другой квалификации. Достоверность основных положений, выводов и полученных результатов исследования обеспечивается рядом источников, включающих в себя философские, психолого-педагогические, медицинские, социологические работы, нормативные правовые акты в области образования и здравоохранения; применением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследования; сочетанием количественных и качественных методов анализа, а также длительностью (более десяти лет) опытно-поисковой работы по повышению психолого-педагогической квалификации преподавателей колледжей и вузов по авторским образовательным программам в профессионально-педагогическом вузе. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования были опубликованы в одной монографии, 6 учебных, учебно-методических пособиях, 20 публикациях в журналах, включенных в реестр ВАКа для публикации результатов докторских исследований, докладывались и были обсуждены на 43 научно-методических конференциях, в том числе 17 международных: «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (Ростов на-Дону, 2002), «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2002), «Экология и жизнь» (Пенза, 2002), «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005), «Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования» (Екатеринбург, 2006), «Педагогическое образование в педагогических и непедагогических вузах и колледжах» (Москва, 2006) и др.; всероссийских, межрегиональных и региональных «Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно-ориентированной модели» (Красноярск, 2001), «Теория и методика непрерывного профессионального образования» (Тольятти, 2002), «Проблемы образования в современной России» (Пенза, 2002), «Педагогические системы развития творчества (Екатеринбург, 2005, 2006), «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2001, 2003), «Человек. Культура. Образование» (Уфа, 2006), «Непрерывное образование: региональный аспект» (Екатеринбург, 2006), «Проблемы средней специальной школы на современном этапе» (Уфа, 1998), «Акмеология общего и профессионального образования» (Екатеринбург, 2004, 2005, 2006), «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2002, 2005, 2006), «Актуальные проблемы образования: региональный аспект» (Екатеринбург, 2006), «Профессиональная педагогика: становление и пути развития» (Екатеринбург, 2006) и др. Основные положения, выносимые на защиту: Развитие института медико-педагогического образования рассматривается в качестве системообразующего фактора подготовки медико-педагогических кадров для удовлетворения социальной потребности в таких специалистах системы среднего профессионального медицинского образования и организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях разных типов и видов. Социально-педагогическая значимость МПО обогащает научные концепции системного построения теории профессионального медицинского и профессионально-педагогического образования и системы охраны здоровья. Сущность медико-педагогического образования рассматривается как процесс формирования личности, способной к эффективной самореализации, осуществлению различных компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению профессионально-образовательных функций и реализации медико-педагогического подхода в системе образования. В структурном и содержательном плане подготовка МПК основывается на концептуальных значимых теоретических положениях медико-педагогического образования и является отражением выявленных характеристик интеграционных медико-педагогических процессов (этапы, направления, формы медико-педагогического подхода) и комплексного подхода к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности. Введение института медико-педагогического образования в систему профессионального образования возможно на основании действующего законодательства и стратегических направлений образовательной политики, современных тенденций развития профессионального образования, выраженных в идеях гуманизации, здоровьесбережения, непрерывности и ступенчатости обучения, опережающего образования, а также на основании компетентностного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов. Медико-педагогический подход, ориентированный на развитие интегративности мышления специалиста, можно рассматривать как метод определения содержания педагогической составляющей подготовки медико-педагогических кадров в системе профессионального образования. Концептуальная модель медико-педагогического образования представляет собой совокупность социально-педагогического заказа, целеполагания, проектного управления и включает прогнозируемый результат: введение в систему ППО двухступенчатой подготовки медика-педагога. Первая ступень – завершенное среднее профессиональное медицинское образование, вторая ступень – педагогическая составляющая высшего ППО. Это позволяет специалисту новой квалификации сохранять социально-трудовой статус в профессиональной сфере и использовать современные технологии обучения. Дидактическая модель медико-педагогического образования включает общедидактические, а также частные принципы: принципы, сочетающие интересы личности и общества в сфере здоровьесбережения; содержательные принципы МПО; принципы медико-педагогической деятельности, способствующие формированию медико-педагогической компетентности. Организационно-методическое обеспечение подготовки медико-педагогических кадров представляет собой учебно-методический комплекс, включающий содержание педагогической составляющей в проекте ГОСа, учебные планы, образовательные и рабочие программы, методические пособия, модули обучения в сфере здоровьесберегающих технологий и медико-педагогического обеспечения образовательного процесса. Технология подготовки медико-педагогических кадров, разработанная с учетом данных опытно-поисковой работы по формированию психолого-педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования в системе ППО и результатов реализации здоровьесберегающей технологии в колледже, позволяет формировать медико-педагогическую компетентность и развивать у преподавателей социально-профессиональные ценностные ориентации, обеспечивающие мотивацию к педагогической деятельности. Реализация технологии позволяет специалисту перенести акцент с медицинской и педагогической деятельности на новый интегрированный профессионально-педагогический вид деятельности, который позволит обеспечить медико-педагогическая функция – новая функция ППО в социальной сфере. Структура и объем диссертации: введение, пять глав, заключение, список литературы, включающий 396 источника, приложения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень разработанности проблемы, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы, выделены этапы исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов. В первой главе «Историко-логический анализ интеграции медицинского и педагогического образования» и во второй главе «Методологические основы медико-педагогического образования» раскрываются степень разработанности проблемы интеграции педагогики и медицины в педагогической, психологической, медицинской и методической литературе, состояние проблемы в теории и практике профессионально-педагогического образования. Рассмотрены феномен человека как объекта и субъекта комплексного междисциплинарного научного знания, философско-методологический аспект интеграции, определяются логика и методология исследования, обосновывается комплексный подход к изучению человека как методологическая база моделирования МПО, представляется понятийный аппарат исследования. Идею интеграции медицины и педагогики с целью «охранения народного здравия» Н.И. Пирогов высказал еще в 1870 г., рекомендуя медицинской организации установить тесный союз со школой, соединить образование фельдшеров с образованием учителей. Почти сто лет спустя В.Н. Мясищев утверждал, что есть пограничные области «борьбы» между педагогикой и медициной. Многосторонние исследования человека как индивида, личности, субъекта деятельности требуют дальнейшей интеграции медицинских и психолого-педагогических научных знаний о человеке, что необходимо для изучения этой проблемы, создания условий для проектирования эффективных медико-педагогических технологий в целях здоровьесбережения и развития нового направления в профессиональном образовании – медико-педагогического. В настоящее время отсутствие специалиста с медико-педагогическим образованием в современной системе образования создает определенные трудности при комплексном решении проблем здоровьесбережения в образовательной среде и подготовке медицинских кадров со средним профессиональным образованием. Мы рассматриваем следующие исторические этапы интеграции медицинского и педагогического образования в комплексном воспитании и обучении человека, которые подробно раскрываются в тексте диссертации. 1. Формулирование принципа природосообразности в воспитании человека в период развития естествознания (XVII–XVIII вв.). Знание воспитателем психологии и физиологии должно было обеспечивать в процессе воспитания гармоничное развитие детей в разные возрастные периоды (Ф.А. Дистервег, Дж. Локк). 2. Начало интеграции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин при решении проблем комплексного воспитания человека (середина XIX в.). В теории диалектического материализма важное место занимает положение о единстве законов природы и общества, а также специфическом проявлении этого единства в развитии человека (Г.А Захарьин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский). 3. Начало интеграции медицинских дисциплин с педагогикой в исследовании возрастного развития человека (50–80-е гг. XIХ в.). Этот этап характеризуется стремлением ученых к целостному и научному знанию о человеке, продиктованному гуманизмом (С.П. Боткин, В. Вундт, У. Джемс, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский и др.). |