Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

Реализация технологии возможна и целесообразна, если она будет строиться на принципах дидактики, формах и методах обучения, обеспечивающих перенос акцента с медицинской и педагогической деятельности на новый интегрированный профессионально-педагогический вид деятельности, который может обеспечивать медико-педагогическая функция – новая функция профессионально-педагогического образования в социальной сфере.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи

исследования:

Определить современные тенденции образовательной политики в развитии профессионального медицинского и профессионально-педагогического образования и выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

Проанализировать состав и обосновать сущность понятийно-терминологического обеспечения медико-педагогического образования.

Дать методологическое описание форм реализации медико-педагогического подхода к организации здоровьесбережения в современной системе образования.

Разработать содержание педагогической составляющей образования на базе среднего профессионального медицинского и высшего профессионально-педагогического образования в рамках подготовки медико-педагогических кадров по специальности «Профессиональное обучение».

Разработать концептуальную модель медико-педагогического образования как системообразующего фактора в сфере охраны здоровья и нового направления в профессиональном образовании. На основе методологических подходов создать дидактическую модель с двухступенчатой формой организации обучения, определить принципы, отражающие специфику медико-педагогического образования, и систематизировать их по группам.

Разработать технологию и организационно-методическое обеспечение подготовки медико-педагогических кадров, направленные на формирование психолого-педагогической компетентности специалистов с медицинским образованием, опытно-поисковым путем проверить их эффективность.

Методологические и теоретические основы исследования. Разрабатываемая в исследовании проблема носит межотраслевой и междисциплинарный характер, что требует интеграции научных положений философии, педагогики, психологии, физиологии, медицины, естествознания, социологии образования, права, менеджмента и других областей знания. Методологической основой исследования стали ключевые положения фундаментальных работ в области философии образования и педагогических исследований (Б.С. Гершунский,

В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, И.П. Смирнов); концептуальные разработки по непрерывному и опережающему профессиональному образованию (А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Е.В. Ткаченко); результаты исследований в области педагогической интеграции (В.С. Безрукова, А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Ю.Н. Семин, Н.К. Чапаев) и интеграции медико-педагогических научных знаний в комплексном воспитании человека (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, П.П. Блонский, Ф.А. Дистервег, А.Б. Залкинд,

Г.К. Зайцев, В.П. Кащенко, П.Ф. Каптерев, В.Р. Кучма, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, Н.И. Пирогов, И.А. Сикорский, Л.Г. Татарникова, К.Д. Ушинский, Е.А. Ямбург и др.); базовые концепции по проблемам сущности и природы человека, развития его личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, К. Роджерс, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм); теории деятельности социальных структур в обществе

(В.Г. Афанасьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.П. Симонов); результаты исследований в области профессионально-педагогического и многоуровневого образования (П.Ф. Кубрушко, К.А. Романова, Г.М. Романцев, Л.З. Тенчурина,

В.А. Федоров); в области профессиональной компетентности, самоопределения, становления и развития личности в процессе получения образования (В.Л. Бенин, А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер,

И.А. Зимняя, Н.В. Кудрявая, А.К. Маркова, А. Маслоу, С.А. Новоселов,

Л.В. Островская и др.); в области педагогического моделирования и проектирования (А.Н. Дахин, Е.С. Заир-Бек, В.М. Монахов, В.Е. Родионов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: междисциплинарный анализ и синтез информации по проблеме исследования, представленной в отечественных и зарубежных научных источниках по педагогике, методологии, дидактике, психологии, медицине, праву и иным дисциплинам; анализ и интерпретация данных социологических исследований; метод структурно-функционального моделирования, необходимый для построения целостной концептуальной модели системы МПО и ее отдельных элементов; анализ ГОСов по медицинским, психолого-педагогическим, естественнонаучным специальностям высшего и среднего профессионального образования и соответствующих образовательных программ; педагогическое проектирование; анализ результатов опытно-поисковой работы.

Эмпирические методы: медико-педагогическое и психолого-педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; опросно-диагностический метод (анкетирование, тестирование), используемый для диагностики уровня психолого-педагогической компетенции преподавателей; психолого-педагогический мониторинг и мониторинг здоровья; констатирующий и формирующий эксперименты; количественный и качественный методы обработки результатов.

База исследования: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Росздрава», медицинские колледжи и училища Уральского федерального округа, МОУ СПО «Ревдинский медицинский колледж» (РМК), ставший экспериментальной площадкой Института развития профессионального образования (ИРПО) Минобразования РФ, ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж», ГОУ НПО «Ревдинское профессиональное училище».

Исследование выполнялось в рамках научно-исследовательских программ Уральского отделения Российской академии образования (УрО РАО) («Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»,

2002–2006 гг.) и Минобразования РФ («Научное, методическое, материально-техническое и информационное обеспечение развития образования» (код 2447), 2001–2002 гг. и «Научно-методическое обеспечение функционирования системы образования» (код 2143), 2004 г.), а также планов работы ИРПО (раздел «Региональные экспериментальные площадки») на 2001–2004 гг.

Основные этапы исследования охватывают период с

1999 по 2007 гг.; исследование стало логическим продолжением разработки проблем профессионального образования, начатой в 1994 г.

Первый этап (1994–1997) – теоретико-поисковый – включал в себя изучение проблем психолого-педагогической подготовки преподавателей с высшим и средним специальным медицинским образованием в условиях многоуровневой системы высшего профессионально-педагогического и медицинского образования. На этом этапе были начаты исследование здоровьесбережения в профессиональной подготовке специалиста и мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса.

На втором этапе (1997–2001) – опытно-аналитическом – проводился логический и психолого-педагогический анализ научных источников по педагогике, психологии, медицине; осуществлялось изучение интеграции медицинских и психолого-педагогических научных знаний о человеке в процессе его воспитания; выполнялись систематизация и обобщение теоретического опыта медико-педагогической интеграции. На этом этапе начаты опытно-поисковая работа по психолого-педагогической подготовке преподавателей колледжа в системе ППО и апробация технологии.

На третьем этапе (2001–2004) – проектировочном – была выявлена необходимость методического и дидактического обоснования структуры и содержания подготовки специалистов новых квалификаций на основе анализа деятельности специалиста. Создавалась профессионально-личностная модель специалистов новых квалификаций, осуществлялась апробация авторских учебных планов и рабочих программ повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей колледжей и разрабатывались критерии оценки эффективности созданной системы повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей.

На четвертом этапе (2004–2007) – теоретико-аналитическом – продолжалась опытная работа по проектированию содержания, структуры, уровней медико-педагогического образования; проводился формирующий эксперимент; осуществлялось внедрение научно-методического обеспечения психолого-педагогической компетентности преподавателей с медицинским образованием; подводились итоги исследования; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Обоснована идея медико-педагогического образования и разработаны структура и содержание подготовки медико-педагогических кадров для учреждений среднего профессионального медицинского образования и организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде. Сущность медико-педагогического образования следует рассматривать как процесс формирования личности, способной к эффективной самореализации, осуществлению различных компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению профессионально-образовательных функций, обеспечивающих реализацию медико-педагогического подхода.

Доказано соответствие положений системы медико-педагогического образования следующим значимым концептуальным теоретическим основам ее построения:

о связи профессиональной подготовки медико-педагогических кадров с сущностью медико-педагогического образования: объект деятельности специалиста – человек, предмет деятельности – состояние здоровья индивида в процессе обучения и воспитания и возможности регулирования этого процесса;

специфике медицинской деятельности, которая определяется как медико-профилактическая помощь человеку и включает интеграцию психолого-педагогических знаний в общей и профессиональной культуре медицинского работника; функционально медицинская деятельность направлена на обеспечение устойчивого развития общества и поддержание общественного здоровья;

об интерпретации профессионального опыта как интегрирующего звена между практическим и теоретическим обучением; о необходимости обязательной завершенности медицинского образования.

Показано соответствие положений концепции МПО выявленным характеристикам интеграционных медико-педагогических процессов (этапы, направления, формы медико-педагогического подхода к организации здоровье-сбережения), комплексному подходу к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности, современным тенденциям профессионального образования, выраженным в идеях гуманизации, здоровьесбережения, непрерывности и ступенчатости обучения, опережающего образования и компетентностного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов.

Введены понятия и обоснована их сущность, отражающая специфику в подготовке медико-педагогических кадров и позволяющая определить исследуемую проблему в качестве актуального научного направления в области теории профессионального медицинского и ППО.

Обоснован медико-педагогический подход, ориентированный на развитие интегративности мышления специалиста, и определено содержание медико-педагогического образования с двухступенчатой формой обучения (первая ступень – завершенное среднее профессиональное медицинское образование, вторая ступень – педагогическая составляющая высшего ППО).

Разработана концептуальная модель медико-педагогического образования, включающая цель, социально-педагогический заказ на специалистов новой квалификации, проектное управление и прогнозируемый результат – подготовку медика-педагога в системе ППО.

Обоснована новая функция ППО в социальной сфере – медико-педагогическая, расширяющая его предметную область и позволяющая осуществлять организацию и управление образовательным процессом в условиях средней и высшей профессиональной школы.

Создана дидактическая модель медико-педагогического образования, которая включает ее организационно-методическое обеспечение (формирующее качественно новое понимание содержания объекта и функций профессиональной деятельности) и профессионально-личностную модель медика-педагога (включающую структурный, содержательный, функциональный, технологический, личностный, здоровьесберегающий компоненты).

Разработана технология подготовки медико-педагогических кадров, развивающая социально-профессиональные ценностные ориентации личности и обеспечивающая новый профессиональный вид деятельности специалиста с медико-педагогическим образованием в социальной сфере.

загрузка...