Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

Перечисленные тенденции отражают имеющиеся противоречия.

На социально-педагогическом уровне:

между потребностью государства в медико-педагогических кадрах и отсутствием подготовки специалистов с медико-педагогическим образованием;

между стремлением педагогических и медицинских работников преодолеть недостатки в практической работе с человеком и несвоевременностью реагирования системы профессионального образования на развитие в ней медико-педагогического направления;

между потребностью самой системы образования в МПК и отсутствием разработанной технологии их подготовки.

Вышеперечисленное позволяет выделить одну из актуальных проблем педагогики: теоретическое обоснование содержания педагогической составляющей и технологии подготовки медико-педагогических кадров.

На научно-педагогическом уровне:

между возможностью реализации медико-педагогического направления в системе профессионального образования и отсутствием его научно-теоретического обоснования;

между возросшими требованиями к качеству образования и здоровья выпускников учреждений общего и профессионального образования и отсутствием медико-педагогического обеспечения здоровьесбережения в образовательной среде.

Таким образом, актуальность проблемы на научно-педагогическом уровне определена социально-педагогической потребностью в создании новой предметной области, не совпадающей из-за своей специфики с существующими разработками как в системе профессионального медицинского, так и в системе профессионально-педагогического образования. Развитие и основные положения теории профессионального медицинского и профессионально-педагогического образования, накопленный опыт в подготовке врачей-педагогов, создание особых форм систематизации научного знания позволяют дать теоретико-методологическое обоснование о МПО как о новом направлении профессионального образования.

На научно-методическом уровне:

между тенденцией ориентирования ППО на диверсификацию, междисциплинарность и отсутствием методического и технологического обеспечения процесса профессиональной подготовки медико-педагогических кадров;

между недостаточной педагогической направленностью в содержании образования медицинских работников, ограниченным медицинским компонентом в содержании образования педагогов и потребностью в реализации медико-педагогического подхода в системе образования и здоровьесберегающей деятельности.

В связи с этим необходима разработка дидактических основ МПО, принципов, методов, технологии, где должна быть определена его специфика. Это определено стратегией развития образования, действующим законодательством, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 гг., материалами Государственного совета «О развитии образования в РФ» и соглашениями Болонского процесса. Таким образом, становятся очевидными необходимость и актуальность исследования возможности проектирования МПО как нового направления в системе профессионального образования.

Предпосылки разработки проблемы исследования. Проблема воспитания здорового человека и развития его как личности продолжает оставаться актуальной на протяжении всего развития общества и государства (Б.Г.Ананьев,

И.В. Бестужев-Лада, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, И.И. Брехман, А.Ф. Залкинд, П.Ф. Каптерев, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, Н.И. Пирогов, Г.Н. Сериков, И.А. Сикорский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Потребность в едином учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. В последние годы появились работы по проблемам интеграции педагогических и медицинских знаний в образовании (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, В.К. Зайцев, В.Р. Кучма, Н.К. Смирнов, Л.В. Островская, Е.Я. Ямбург). Однако в настоящее время преподавательские кадры педагогических вузов и педагоги-практики не могут разработать научное обеспечение подготовки специалистов с медико-педагогическим образованием (Е.В. Ткаченко). Врачи-педагоги профессионального медицинского образования и врачи-практики также не могут самостоятельно разработать научное обеспечение процесса подготовки медико-педагогических кадров.

Актуальность проблемы, наличие указанных противоречий и социально-педагогическая ориентированность исследования определили тему исследования: «Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании».

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ медико-педагогического образования и технологии подготовки кадров в этой сфере.

Объект исследования – процесс интеграции педагогического и медицинского образования и развития теории медико-педагогического образования.

Предмет исследования – теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании.

Ключевые понятия исследования:

медико-педагогическое образование – это, во-первых, образование, основанное на интеграции медицинских, психолого-педагогических и других знаний о человеке, особенностях развития его организма на разных этапах и периодах жизнедеятельности, физиологических состояниях; во-вторых, процесс формирования личности специалиста, способного к эффективной самореализации в системе медицинского образования и здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде, осуществлению различных компонентов интегративного образовательного процесса; в-третьих, система интегрированных психолого-педагогических и медицинских компетентностей и компетенций;

медико-педагогические кадры – специалисты, осуществляющие медико-педагогическую деятельность в образовательных учреждениях и сфере здоровьесбережения. В состав кадров входят специалисты с МПО; с медицинским образованием, выполняющие педагогическую деятельность в системе образования или просветительскую деятельность в профилактических учреждениях здравоохранения; имеющие два образования (медицинское и педагогическое); специалисты с педагогическим образованием, прошедшие подготовку по валеологии или медицинскую подготовку для работы в коррекционных или иных образовательных учреждениях;

профессиональная подготовка специалиста с медико-педагогическим образованием – многоуровневая подготовка, имеющая конкретные, практико-ориентированные цели формирования медико-педагогической компетентности специалистов и двухступенчатую форму организации обучения;

специалист с медико-педагогическим образованием – специалист, имеющий профессиональное образование, полученное на основе интеграции содержания образования ГОСов среднего профессионального медицинского образования и высшего профессионально-педагогического образования по специальности «Профессиональное обучение»;

медико-педагогическая компетентность – совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медика-педагога и нормативно одобренных видов педагогической деятельности в системе СПО медицинского профиля и здоровьесберегающей деятельности в системе образования;

медико-педагогическая диагностика – процесс распознавания и оценки развития индивидуальных особенностей личности с учетом особенностей развития организма человека и состояния здоровья в процессе получения образования и формирования ценностной ориентации сохранения здоровья;

медико-педагогический подход – интегрированный подход, включающий в себя совокупность медицинских и психолого-педагогических способов и приемов, базирующихся на интегративности мышления специалиста, направленных на изучение психического и физического здоровья человека как индивида и развития его как личности в процессе получения образования, профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности;

технология подготовки медико-педагогических кадров – это совокупность упорядоченных организационно-педагогических и технологических действий, направленных на развитие социально-профессионально ценностных ориентаций личности, интеграцию содержания среднего профессионального медицинского образования с высшим ППО, формирование медико-педагогических компетенций, здоровьесбережение в профессиональной деятельности специалиста;

принцип здоровьесбережения – регулятив профессиональной и образовательной деятельности, включающий совокупность условий, составляющих и обеспечивающих образовательный процесс с позиции сохранения здоровья его субъектов; принцип здоровьесбережения носит интегрированный и в то же время дифференцированный характер из-за его общественной направленности и совместной ответственности государства и индивида за сохранение здоровья;

здоровьесбережение в профессиональной деятельности – одно из направлений деятельности медика-педагога и результат его способности к творчеству в обучении личности формированию, сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что теория и технология подготовки медико-педагогических кадров основываются на следующих положениях:

Структура и содержание подготовки медико-педагогических кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих развитие института медико-педагогического образования, тенденций междисциплинарного взаимодействия научного познания человека и профессионально-педагогического образования, выраженных в идеях гуманизации, здоровьесбережения, непрерывности и ступенчатости обучения, опережающего образования, комплексном подходе к изучению человека как объекта и субъекта профессиональной деятельности и компетентностном подходе к проектированию государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Разработка теоретических основ медико-педагогического образования является условием открытия нового направления в профессионально-педагогическом образовании с целью обеспечения медико-педагогическими кадрами системы среднего профессионального медицинского образования и здоровьесбережения в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Методология развития медико-педагогического образования основана на медико-педагогическом подходе к организации здоровьесберегающей деятельности, ориентированном на развитие интегративности мышления будущего специалиста в новом виде профессиональной деятельности.

В содержании медико-педагогического образования медицинскую составляющую надлежит рассматривать как базовую, принимая во внимание специфику и особенности медицинской деятельности. Двухступенчатая форма организации обучения позволит обеспечить многоуровневость, непрерывность и качество подготовки медико-педагогических кадров, способных к педагогическому воздействию на субъектов образовательного процесса с целью профессионального обучения и здоровьесбережения, а также сохранить социально-трудовой статус специалиста новой квалификации в профессиональной сфере.

Концептуальная модель медико-педагогического образования представляет собой комплекс, включающий такие составляющие, как социально-педагогический заказ, целеполагание, проектное управление и прогнозируемый результат: введение федеральными органами управления в систему профессионально-педагогического образования подготовки медика-педагога.

Эффективность реализации дидактической модели медико-педагогического образования возрастет, если в основу ее построения и функционирования будут заложены как общедидактические, так и частные принципы, основными из которых являются социальная активность, программно-целевое планирование, интеграция, витагенность, развитие, ориентированность на практику, вариативность, здоровьесбережение, рецептурность.

Технологию подготовки медико-педагогических кадров следует рассматривать как совокупность упорядоченных организационно-педагогических действий, построенных на основе принципов, условий, связей в содержании образовательных программ, что позволяет определить эффективность формирования психолого-педагогической компетентности у специалистов с медицинским образованием в практике среднего профессионального образования.

загрузка...