Delist.ru

Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании (07.09.2007)

Автор: Караханова Галина Алиевна

РЕЗЕР Татьяна Михайловна

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Екатеринбург 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Научный консультант

академик РАО, доктор химических наук, профессор

Ткаченко Евгений Викторович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Кубрушко Петр Федорович;

доктор педагогических наук, профессор

Бенин Вячеслав Львович;

доктор медицинских наук, профессор

Сабитов Алебай Усманович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»

Защита состоится 20 декабря 2007 г. в 10–00 ч в конференц-зале на засе- дании диссертационного совета Д  212.284.01  по присуждению ученой  степени  доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатерин- бург, ул. Машиностроителей, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ

vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан ноября 2007 г.

Ученый секретарь Г.Д. Бухарова

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из основных проблем современной системы образования является состояние физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков и учащейся молодежи. Эта проблема актуальна, поскольку возросли требования к качеству образования и здоровью выпускников учреждений общего и профессионального образования.

В настоящее время становится очевидно, что необходимы разработка и научное обеспечение медико-педагогического воздействия на субъектов общества с целью сохранения здоровья населения, что является одним из важных условий, составляющих государственную безопасность страны. Поэтому требуется проектирование нового содержания профессионального медицинского и профессионально-педагогического образования (ППО) для обеспечения медико-педагогическими кадрами (МПК) системы профессионального образования, в частности среднего специального медицинского образования, и организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена возрастающим значением средств воспитания в сфере здорового образа жизни, что существенно сближает педагогически ориентированную организацию образа жизни молодых людей с системой охраны здоровья, включающей социальный, экономический, правовой образовательный и медицинский компоненты.

Одной из попыток организации системной подготовки МПК стала подготовка педагога-валеолога. Валеология, рожденная как наука об индивидуальном здоровье человека, в начале своего становления в качестве метанауки распространилась и на другие отрасли научных знаний. Постановлением Госкомтруда № 421 в 1995 г. было предложено разделение валеологии на педагогическую и медицинскую. Однако, как показала практика, новое научное направление по специальности «Валеология» не получило своего активного развития ни в образовании, ни в здравоохранении. Преподаватели системы медицинского образования приобретают психолого-педагогические знания, как правило, посредством дополнительного образования или в процессе профессиональной деятельности. Структура, содержание и объем педагогической составляющей не были предметом специального исследования, что существенно сдерживало процесс становления медико-педагогического образования (МПО) и, соответственно, подготовки медико-педагогических кадров.

Одновременно с этим наблюдаются негативные тенденции, связанные со старением педагогических кадров в профессиональном образовании и нежеланием врачей выполнять педагогическую функцию в системе среднего профессионального образования медицинского профиля. В то же время социальная роль медицинских работников, имеющих психолого-педагогическую подготовку, все возрастает в силу гуманного характера их профессиональной деятельности, необходимости распространения медицинских, валеологических, санитарно-гигиенических знаний среди населения и обеспечения реализации прав граждан на охрану здоровья и здоровый образ жизни. В свою очередь это связано с необходимостью гуманитаризации медицинского образования.

загрузка...