Delist.ru

Методологические и содержательные основы преемственности физики, химии, биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий (07.09.2007)

Автор: Похлебаев Сергей Михайлович

Похлебаев С.М. Некоторые методологические аспекты развития понятия «окислительно-восстановительная реакция» в школьных курсах химии и общей биологии / С.М. Похлебаев, О.С. Похлебаева // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы ХII междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 16–17 мая 2005 г.). –Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». – Ч 1. – С. 167–170.

Похлебаев С.М. Методологическая роль электронной теории вещества при изучении механизмов фотосинтеза и дыхания в курсе биологии / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей ЧГПУ за 2004 год. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 183–187.

Похлебаев С.М. Методологическая функция образно-знаковых моделей высокого уровня интеграции при изучении курса биологии / С.М. Похлебаев // Методика вузовского преподавания: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (Челябинск, 28 февр.–1 марта 2006 г.). – Челябинск: Изд-во ООО «РЕКПОЛ», 2006. Ч.П. – С. 265–268.

Похлебаев С.М. Роль и место фотосинтеза в школьном курсе биологии при формировании понятия «анаболизм». / С.М. Похлебаев // Материалы Х11 Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17-19 мая, 2004 г.). – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч. 4. – С. 12–16.

Похлебаев С.М. Роль понятия «окислительно-восстановительная реакция» при изучении процесса дыхания в курсе общей биологии / С.М. Похлебаев, И.А.Третьякова // Материалы Х11 Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск,17–19 мая, 2004 г.). – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч. 4. – С. 17–19.

Похлебаев С.М. О некоторых проблемах формирования понятия «обмен веществ» / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы ХІІІ Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 15–16 мая, 2006 г.). – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. – С. 206–210.

Похлебаев С.М. Методологическая роль функционального подхода в понимании сущности темновой фазы фотосинтеза /С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы ХІІІ Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 15–16 мая, 2006 г.). – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. – С. 211–214.

Похлебаев С.М. Электронная теория как содержательная основа межпредметных связей курсов физики, химии и биологии / С.М. Похлебаев // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе: Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 13–14 сент., 2006 г.). – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – С. 174–178.

Похлебаев С.М. К вопросу о развитии понятия «энергия» при изучении курса биологии / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе: Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск,13–14 сентября, 2006 г.). – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. – С. 193–197.

Похлебаев С.М. Интегративная функция атрибутивной модели понятия «материя» при изучении естественных дисциплин / С.М. Похлебаев // Образование, наука и техника: ХХ1 век: Вып. 4. Междисциплинарные исследования / Сост. О.А. Яворук. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2006. – С. 22–27.

Похлебаев С.М. Как преподавать курс физиологии растений? / С.М. Похлебаев // Проблемы биологии растений: материалы Междунар. конф., посвященной 100-летию со дня рождения В.В. Письяуковой (Санкт-Петербург 22–24 ноября 2006 г.) – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. – С. 334–338.

Похлебаев С.М. Теоретический синтез ? основа для создания моделей высокого уровня интеграции / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы ХІV Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 15–16 мая, 2007 г.). – Челябинск: Изд-во ЧГПУ; Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. – Ч 1. – С. 21–25.

Похлебаев С.М. Физика как теоретическая база развития естественных наук и естественнонаучного образования / С.М. Похлебаев // Образование, наука и техника: XXI век: Вып. 5. ? Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2007. ? С. 15?21.

Тезисы докладов на конференциях

Похлебаев С.М. Идеализированная теоретическая модель живых систем как методология научного познания / С.М. Похлебаев // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей школы: тез. докл. Всерос. науч.- практ. конф. (Челябинск, 15–19 сентября 2003 г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 79–81.

Похлебаев С.М. Система межпредметных связей как один из путей формирования биологического мышления студентов / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Семинар-совещание по проблемам совершенствования преподавания ботанических дисциплин в педвузе: тез. докл. (Вологда, 12–14 сентября 1990 г.). Вологда, 1990, С. 25–26.

Похлебаев С.М. Подготовка студентов к проведению уроков с физиологическим содержанием при изучении курса физиологии растений / С.М. Похлебаев // Совершенствование методической подготовки учителей биологии в условиях перестройки педагогического образования: тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. преподавателей методики биологии высших учебных заведений (Челябинск, 23–25 мая. 1989 г.). – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1989. – С. 15–16.

Чуйков А.Г. Лабораторные занятия – важнейшее звено в практической подготовке учителя. / А.Г. Чуйков, С.М. Похлебаев, М.И. Лешихин // Методика вузовского преподавания: тез. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. С. 94–95.

Чуйков А.Г. О некоторых проблемах преподавания курса «Физиология растений» / А.Г. Чуйков, С.М. Похлебаев, М.И. Лешихин // Методика вузовского преподавания: тез. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. С. 93–94.

Похлебаев С.М. Использование обобщающих опорных схем методологического характера – эффективный технологический прием обучения методам научного познания / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. Х Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 19–20 мая 2003г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – Ч. III. С.30–31.

Похлебаев С.М. О методологических основах изучения курса физиологии растений / С.М. Похлебаев // V съезд общества физиологов растений: тез. докл. междунар. конф. «Физиология растений – основа фитобиотехнологии» – (Пенза, 15–21 сентября 2003 г.) – Пенза, 2003. – С. 545.

Похлебаев С.М. Интеграция содержания предметов естественнонаучного цикла – основной фактор формирования естественнонаучного мышления / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. республ. науч. конф. – (Челябинск, 20–21 мая 2002 г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. Ч. II. – С. 52–55.

Похлебаев С.М. Методологические аспекты физиологических понятий «фотосинтез» и «дыхание» и методические рекомендации по их формированию / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. республ. науч. конф. Ч. II. (Челябинск, 20–21 мая 2002 г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – С. 48–51.

Похлебаев С.М. Методологическая роль образно-знаковых моделей при изучении курса «Физиология растений» / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы: тез. докл. Всерос. науч-практ. конф. (Челябинск, 12–15 сент. 2006 г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – С. 240–242.

Похлебаев Сергей Михайлович

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФИЗИКИ, ХИМИИ и БИОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Автореферат

Подписано к печати 20.08.07. Усл. печ. л. 2,5.

Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 147

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ЧГПУ

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

Значение К

Рис. 5. Динамика коэффициента полноты усвоения знаний об информации (К) у учащихся 6?9 классов по результатам контрольного эксперимента

контрольного эксперимента

контрольный класс

экспериментальный класс

Значение К

Рис.4. Динамика коэффициента полноты усвоения знаний

о диффузии (К) у учащихся 6?9 классов по результатам

контрольного эксперимента

загрузка...