Delist.ru

Методологические и содержательные основы преемственности физики, химии, биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий (07.09.2007)

Автор: Похлебаев Сергей Михайлович

- продолжение разработки методических пособий, ориентирующих учителей физики, химии и биологии на осуществление тесных МПС при формировании естественнонаучных понятий и организацию активной познавательной деятельности в процессе овладения ими учащимися.

Диссертантом опубликовано 85 работ общим объемом 91,6 п.л. Основные идеи, результаты и выводы исследования изложены в следующих публикациях:

Монографии

Похлебаев С.М. Методологические основы развития естественнонаучных понятий в курсе биологии при опережающем изучении физики: монограф. / С.М. Похлебаев. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – 203 с.

Похлебаев С.М. Межпредметные связи курсов биологии и физики при опережающем изучении физики: монограф. / С.М. Похлебаев. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 330 с.

Усова А.В. Теоретико-методологические основы построения новой системы естественнонаучного образования / А.В. Усова, М.Д. Даммер, С.М. Похлебаев, М.Ж. Симонова; под ред. А.В. Усовой: монограф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 100 с.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

Похлебаев С.М. Функциональный подход – важнейшая методология изучения биологических систем / С.М. Похлебаев // Наука и школа. – 2004. – № 6. ? С. 26–31.

Похлебаев С.М. Диффузия – фундаментальная основа жизнедеятельности организмов / С.М. Похлебаев // Наука и школа. – 2006. – № 4. ? С. 42– 45.

Похлебаев С.М. О методологических основах построения образовательной области «Биология» в учебных стандартах школ России / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2004. ? № 8 ? С. 218?229.

Похлебаев С.М.Теоретические основы создания «эмблемы жизни» и ее роль в формировании естественнонаучного мышления / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2005. – № 9. ? С. 144–155.

Похлебаев С.М. К вопросу о формировании понятия «энергетический обмен» в школьном курсе биологии / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ.? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2005. ? № 10. ? С. 272–278.

Сковородкин В.Ю. Экологическое образование – важнейший фактор в установлении гармонизации между культурой и природой / В.Ю. Сковородкин, С.М. Похлебаев, В.С. Похлебаев // Вест. ЧГПУ.? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2005. – № 11. ? С. 119–128.

Похлебаев С.М. Образно-знаковые модели как средство формирования обобщенно-образного мышления у школьников и студентов при изучении курса биологии / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2006. – № 12. ? С. 155–161.

Похлебаев С.М. Физико-химические основы формирования экологических понятий / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2005. – № 13. ? С. 175– 179.

Похлебаев С.М. Фотосинтез, как содержательная основа межпредметных связей физики, химии, биологии и физической географии / С.М. Пох-лебаев, О.С. Похлебаева // Вест. ЧГПУ. ? Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. ? 2005. – № 14. ? С. 163–168.

Похлебаев С.М. Методологическая роль категорий «форма и содержание» в курсах физики, химии и биологии / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. Научный журнал. ? 2006. – № 5.2. ? С. 79–88.

Похлебаев С.М. «Эмблема жизни» – выражение целостной системы живого / С.М. Похлебаев // Биология в школе. ? 2004. – № 4. ? С. 16?20.

Похлебаев С.М. Теоретические основы создания «Эмблемы жизни» и её роль в формировании естественнонаучного мышления / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Сер. 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. – 2003. – № 4. – С.244–2 56. .

Похлебаев С.М. Теоретико-методологический анализ содержания образовательной области « Биология» в учебных стандартах школ России / С.М. Похлебаев, В.С. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. – 2003. – № 4. ? 167–180.

Похлебаев С.М. Изучение диффузии как фактора фундаментализации образования / С.М. Похлебаев // Вест. ЧГПУ. ? Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. – 2004. – № 5. С. 250–260.

Учебные и учебно-методические пособия, учебные программы

Похлебаев С.М. Контрольные тесты к учебникам федерального комплекта: Биология. Растения. 6 класс / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова. Часть 1. Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. ? 60с.

Формирование естественнонаучного мышления учащихся при изучении школьного курса биологии: учеб.-методич. комплекс / сост. С.М. Похлебаев. – Челябинск: ЧГПУ, 1999. – 143 с.

Похлебаев С.М. Теоретические и практические аспекты формирования физиологических понятий «фотосинтез» и «дыхание» в разделе «Растения» / С.М. Похлебаев. ? Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 52 с.

Методологические основы развития фундаментальных физических понятий «вещество» и «энергия» в разделе «Растения» / сост. С.М. Похлебаев. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – 122 с.

Похлебаев С.М. Теоретико-методологические основы развития понятия «информация» в процессе изучения курса биология / С.М. Похлебаев. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – 52 с.

Похлебаев С.М. Образно-знаковые модели к курсу «Физиология растений»: учеб.-методич. пособие / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – 147 с.

Похлебаев С.М. Программа по биологии для учащихся V?–V?? классов. Раздел 1. Растения / С.М. Похлебаев // Формирование естественнонаучного мышления учащихся при изучении школьного курса биологии: учебно-методический комплекс. – Челябинск, ЧГПУ. – 1999. – С. 16–36.

Похлебаев С.М. Программа по биологии для учащихся V?? класса. Раздел 2. Бактерии. Грибы. Лишайники. Раздел 3. Животные. / С.М. Похлебаев // Формирование естественнонаучного мышления учащихся при изучении школьного курса биологии: учебно-методический комплекс. – Челябинск, ЧГПУ. – 1999. – С. 37–51.

Похлебаев С.М. Программа по биологии для учащихся ?Х класса. Раздел 5. Введение в биологию. / С.М. Похлебаев // Формирование естественнонаучного мышления учащихся при изучении школьного курса биологии: учебно-методический комплекс. – Челябинск, ЧГПУ. – 1999. – С. 62– 83.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах

Похлебаев С.М. Системный подход как методологическая основа для реализации Госстандарта по биологии / С.М. Похлебаев // Материалы конф. по итогам научно-исслед. работ преподавателей, сотрудников и аспирантов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. – С. 19–21

Похлебаев С.М. «Эмблема жизни» и ее роль в формировании естественнонаучного мышления / С.М. Похлебаев // Экологич. вестн. Челяб. обл. Бюллетень. – Челябинск: ООО «Соха», 2003. – Вып. 4. – С. 50–61.

Похлебаев С.М. Атрибутивная модель (схема) понятия «материя» и ее роль в формировании естественнонаучных понятий «вещество» и «энергия» в школьном курсе биологии / С.М. Похлебаев. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 47 с.: ил, библиогр. 31 назв. (Рукопись деп. в ВИНИТИ. 17. 01. 2005, № 41 – В 2005.

Похлебаев С.М. Критический анализ понятия «катаболизм» основных справочных словарей / С.М. Похлебаев // Материалы конференции по итогам научно-исслед. работ преподавателей ЧГПУ за 2003 год. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. С. 29–301.

Похлебаев С.М. Экологическое образование – важнейший фактор гармонизации отношений между культурой и природой / С.М. Похлебаев, В.Ю. Сковородкин, В.С. Похлебаев // Ваша безопасность: информац.-аналит. Бюллетень. – № 15 (3). – 2004. – С. 20–27.

Похлебаев С.М. Методологические основы развития естественнонаучных понятий «вещество» и «энергия в школьном курсе биологии / С.М. Похлебаев // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педагогическом вузе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 14–15 февр. 2005 г.). – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 57–60.

Похлебаев С.М. Электронная теория как важнейшая методология изучения фотосинтеза и дыхания / С.М. Похлебаев, И.А. Третьякова // Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в школе и педагогическом вузе: материалы: Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 14–15 февр. 2005 г.) – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – С. 63–67.

Похлебаев С.М. Методологические основы развития понятия «информация» при изучении школьного курса общей биологии / С.М. Похлебаев // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы Х11 междунар. науч-практ. конф.. (Челябинск, 16–17 мая 2005 г.). – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». – Ч. 1. С. 165–167.

загрузка...