Delist.ru

Методологические и содержательные основы преемственности физики, химии, биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий (07.09.2007)

Автор: Похлебаев Сергей Михайлович

В своем исследовании мы выделяем следующие направления реализации межпредметных связей, требующие разработки в условиях стандартизации и модернизации образования:

- научное обоснование новой последовательности изучения предметов естественного цикла: физика, химия, биология, – вместо традиционного: биология, физика, химия;

- пересмотр содержания учебных предметов, прежде всего биологии, с учетом новейших достижений биологической науки (молекулярной биологии), отражение в содержании учебного предмета роли физических и химических процессов в жизнедеятельности организмов;

- определение фундаментальных понятий, законов, теорий, общих для всех предметов естественного цикла, последовательности в раскрытии их содержания;

- обеспечение единства интерпретации общих понятий, законов, теорий с учетом своеобразия оперирования ими в каждом из учебных предметов в соответствии со спецификой изучаемых структурных форм организации материи и движения;

- обеспечение преемственности в формировании и развитии фундаментальных естественнонаучных понятий и общих учебно-познавательных умений;

- разработка методических руководств, приемов и средств реализации МПС в условиях развивающего обучения;

- разработка эффективных форм повышения квалификации учителей, участвующих в эксперименте.

Общими фундаментальными понятиями для цикла естественнонаучных дисциплин, которые развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе, являются такие, как «материя», «движение», «взаимодействие», «отражение» («информация»), «формы движения», «вещество», «поле», «масса», «энергия», «диффузия», и др. Среди них главным – по мнению Г.А. Берулава, М.Д. Даммер и А.В. Усовой, – является понятие «вещество». Формирование понятия «вещество» в предметах естественного цикла должно идти параллельно с формированием понятия «энергия», так как в процессе превращения вещества происходит и превращение энергии. Важную роль в превращении вещества и энергии играет явление диффузии, которое следует считать конкретным случаем проявления фундаментальной формы движения материи – физической, определяющей развитие всех остальных форм движения материи и сохраняющейся в них в качестве исходной. Проявление диффузии имеет место на всех уровнях организации природных систем на нашей планете, начиная с уровня элементарных частиц и заканчивая геосферой.

Мерой организации любой природной системы является информация, как отраженное разнообразие, которое фиксируется, закрепляется в виде «формы», позволяющей выявить специфические качества нового объекта по сравнению с предшествующими. Поэтому понятия «информация» и «форма» являются фундаментальными категориями естествознания; они должны быть постоянно в поле зрения педагогов и наполняться конкретным содержанием при изучении предметов естественнонаучного цикла.

Таким образом, обозначенные нами понятия «вещество», «энергия», «информация», «диффузия» и «форма» являются конкретизацией атрибутов материи движения, взаимодействия, отражения, что позволяет их выделить в особую группу фундаментальных взаимосвязанных естественнонаучных понятий и на этой основе разработать методологические и содержательные основы преемственности физики, химии, биологии в условиях МПС. Реализация этой концептуальной идеи будет способствовать обеспечению формирования у учащихся теоретических знаний и естественнонаучного мышления.

Выделенные нами фундаментальные естественнонаучные понятия являются категориальным аппаратом законов (сохранения массы, энергии, электрического заряда, законов термодинамики др.) и теорий (электронная теория вещества и квантовая теория света и др.), общих для дисциплин естественнонаучного цикла.

На наш взгляд, формирование фундаментальных естественнонаучных понятий в условиях реализации МПС физики, химии и биологии возможно только на основе деятельностного подхода, широко применяемого в научном познании психологами и педагогами. По мнению С.Л. Рубинштейна, одной из актуальных проблем современной психологии является «преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются». Деятельностный подход позволяет рассмотреть особенности деятельности преподавателя и учащихся, их взаимодействие в процессе осуществления МПС смежных предметов естественного цикла.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также результаты педагогического эксперимента позволяют констатировать, что, несмотря на то, что проблема МПС теоретически исследована довольно глубоко, в школьной практике и у учителей, и учащихся существуют значительные трудности в их установлении, особенно при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий.

На наш взгляд, качественно новый уровень формирования выделенных нами понятий в курсах физики, химии и биологии в основной школе возможен на основе Новой концепции естественнонаучного образования, и разработанной в ее рамках Современной концепции биологического образования которые обеспечивают методологические, содержательные и деятельностные связи между естественнонаучными предметами на теоретическом уровне.

Проведенный нами теоретический анализ состояния проблемы преемственности курсов физики, химии, биологии позволил выявить ряд противоречий:

- между естественным ходом развития форм движения материи (их генетической связью), закономерность которой подтверждена ходом развития и взаимосвязи естественных наук, и искажением этой закономерности в базисном учебном плане школы;

- между необходимостью формирования фундаментальных понятий на теоретическом уровне в связи с более глубоким уровнем исследования объектов и явлений природы на основе интеграции и взаимопроникновения естественных наук и их усвоением учащимися основной школы на эмпирическом уровне;

- между необходимостью формирования у учащихся целостного взгляда на природу и разрозненностью знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла, связанной с невозможностью раскрыть перед учащимися преемственность физических, химических и биологических явлений в природе, общность фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий, методов исследования при существующем содержании и последовательности изучения предметов естественнонаучного цикла в школе;

- между необходимостью использования единого подхода к формированию фундаментальных естественнонаучных понятий «вещество», «энергия», «диффузия», «информация» и «форма», являющихся понятийным скелетом естествознания, установления связей между ними и относительно слабой разработанностью способов и средств осуществления МПС в процессе их формирования у учащихся школы при изучении физики, химии и биологии в условиях стандартизации образования;

- между стремительным ростом объема информации и ограниченными возможностями школьников по ее усвоению;

- между высоким уровнем развития философских, общенаучных знаний и слабым их использованием в качестве методологий при изучении предметов естественного цикла;

- между уровнем понимания сущности физических и химических методов, понятий, законов, теорий, необходимым для раскрытия биологических явлений, и низким уровнем подготовки большинства учителей по смежным предметам;

- между традиционными методами и формами организации деятельности учащихся, направленной на эмпирическое усвоение понятий, и требованиями новой образовательной парадигмы, предусматривающей использование методов теоретического поиска, позволяющих формировать фундаментальные естественнонаучные понятия на теоретическом уровне;

- между необходимостью формирования у учащихся современного научного (теоретического) стиля мышления и отсутствием соответствующего методико-дидактического обеспечения.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, современными тенденциями развития школьного естественнонаучного образования; во-вторых, огромными потенциальными возможностями преемственности предметов естественного цикла в условиях МПС при формировании у учащихся теоретического естественнонаучного мышления; в-третьих, неразработанностью методологических и содержательных основ преемственности физики, химии и биологии в формировании фундаментальных естественнонаучных понятий; в-четвертых, недостаточной разработанностью методико-дидактического обеспечения данной проблемы.

На основании изучения и анализа имеющихся в науке исследований, обобщения эффективного педагогического опыта, собственных результатов работы была сформулирована проблема исследования, определяющаяся противоречием, с одной стороны, между возросшими требованиями к качеству естественнонаучного образования на основе сохранения его фундаментальности и необходимости совершенствования процесса формирования фундаментальных естественнонаучных понятий в условиях преемственности физики, химии и биологии, а с другой ? недостаточной теоретико-методологической и методико-дидактической разработанностью концептуальных основ их формирования у учащихся основной школы в рамках Новой концепции естественнонаучного образования, которые бы позволили довести усвоение фундаментальных естественнонаучных понятий до теоретического уровня.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Методологические и содержательные основы преемственности физики, химии и биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий».

Цель исследования: обоснование и разработка методологических и содержательных основ преемственности курсов физики, химии и биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий в основной школе в рамках Новой концепции естественнонаучного образования, предусматривающей опережающее изучение физики (начиная с пятого класса) и химии (начиная с шестого класса).

Объектом исследования является целостный процесс формирования у учащихся основной школы фундаментальных естественнонаучных понятий в рамках Новой концепции естественнонаучного образования.

Предмет исследования: методологические и содержательные основы преемственности физики, химии и биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий в условиях межпредметных связей.

Гипотеза исследования: формирование у учащихся основной школы

фундаментальных естественнонаучных понятий на теоретическом уровне будет результативно, если:

1) концепция естественнонаучного образования будет отражать генетическую связь форм движения материи, которая подтверждена историческим ходом развития естественных наук;

2) всеобщие методологии (диалектический материализм и формально-логические методы) будут конкретизированы и использованы как средства познания и установления преемственности, логической взаимосвязи, иерархичности общенаучных методологий (системно-синергетический метод, метод моделирования и др.), отраслевых, частнонаучных методологий а также фундаментальных понятий, законов и теорий общих, курсов физики, химии и биологии;

3) системообразующим фактором естественнонаучного образования будут выступать фундаментальные естественнонаучные понятия;

4) методологические и содержательные основы школьного естественнонаучного образования будут разработаны в соответствии с современными достижениями философии, психологии, педагогики, методики, а также физической и химической науки, их понятиями, законами и теориями;

5) процесс формирования фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий и методов познания объективной реальности у учащихся основной школы будет осуществлен на основе принципа преемственности в условиях реализации МПС физики, химии и биологии, что обеспечит высокий уровень их усвоения и развитие теоретического мышления.

Согласно цели и гипотезы перед исследованием были поставлены три группы задач:

Теоретико-методологические:

загрузка...