Delist.ru

Религиозно-философское учение Джалолуддина Руми (07.09.2007)

Автор: Сорочайкин Андрей Никонович

Известные исследования о жизни и наследии Джалолуддина Руми в странах зарубежного Востока и Запада условно делятся на две группы. К первой группе относятся средневековые антологии, в которых даются сведения о жизни и деятельности Джалолуддина Руми и его великого отца - Бахоуддина Валада, а также исследования современных отечественных и зарубежных ученых, посвященных жизни, творчеству и анализу суфийских взглядов самого мыслителя. Средневековые источники имеют строго биографический характер, в них отсутствует какой-либо анализ воззрений Джалолуддина Руми и его круга, хотя именно по ним восстановлена адекватная картина жизни и деятельности мыслителя, вплоть до создания карты его путешествий. Из этой группы существенно выделяется антология Абдурахмана Джами.

Список современных исследований, в которых прямо или косвенно ставятся и решаются вопросы изучения мировоззрения Джалолуддина Руми достаточно насыщен. Наследие Джалолуддина Руми в Таджикистане до сих пор исследовано мало. Известны исследования, посвященных различным аспектам философских, религиозных, мистических, этических воззрений Мавлоно, а также исследования литературоведческого характера в России, Грузии, Узбекистане, Белоруссии. Существует большое количество переводов его произведений, чаще фрагментарного характера, первые из которых датируются XIX веком. Особенно популярно было переводить наследие Джалолуддина Руми во Франции (Хаммер И., 1806г.) Германии (Толук, Рюккерт Ф., по переводам которого с наследием Руми познакомился Гегель Ф., Розенцвейг-Шванау, Розен А. Г). Знаменитыми в исследовательских кругах Запада считаются переводы Оусли С., Эте Г., Редхауза Ж., Палмера Е., Рио Ч., Хьюара К., Вильсона, Винфельда, Арберри А., Е. Витрей-Мейерович, А.М.Шиммель. Среди этих работ особое место и значение имеет перевод Маснави и газелей с комментариями Ричарда Никольсона, так как изданный им критический текст Маснави считается самым достоверным, на него принято ссылаться как на наиболее достоверный.

Однако большой интерес к переводу и изданию произведений великого дервиша ощущается и сейчас. Например, во Франции, Германии, Турции, Белоруссии, Татарстане и Узбекистане вышли произведения Руми в переводе на русский язык и языки этих стран.

В Западном востоковедении даже существует направление - румиология, термин, который находит все большую популярность в Таджикистане. В этом смысле большой интерес представляют работы Никольсона Р., Арберри А. Дж., В.Дюранта, Трименгема Дж.С., Читтика У.К., А. М. Шиммель, X. Бюргеля, Е. Мейерович, К. Хакима, К.Эрнста, М.Фахри, А. Гюльпинарли, Ш. Озлука, А. Кабаклы, М. Ондера.

Иранские ученые внесли большой вклад в исследование жизни и творчества Руми, издании его произведений. Особые заслуги в этом деле принадлежат Б. Фурузонфару, который восстановил наиболее точную биографию Джалолуддина Руми, подготовил к изданию и издал все произведения Руми. Среди иранских ученых интересны работы по различным аспектам мировоззрения Мавлоно - С. Нафиси, 3. Сафо, М.Икбала, Р. Шафака, М. Махджуба, Р. Хидоята, К. Гани, М. Мунаввара, А.Дашти, А. Зарринкуба, М. Шарифа, Б.Фурузонфара, М.Мутаххари, А.М.Бахриёри, К.Замони, А.Тадайюна, М.Муваххада, которые освещают аспекты его биографии, останавливаются на многих вопросах его литературного наследия, современников, последователей, становлении и развитии тариката мавлавия, основоположником которого считается Джалолудин Руми.

В России основу изучения наследия Руми заложили в XIX столетии Крымский А., Бартольд В.В., Жуковский В. А., Гордлевский В., Ахундов М.Ф., которые не только знакомят с его биографией, но и с исторической и культурной обстановкой его времени, тарикатом мавлавия, дают информацию о его последователях до начала XX века.

Первым шагом в изучении мировоззрения и основных моментов религиозно-философской мысли Мавлоно Джалолуддина Руми в таджикской и советской историко-философской науке можно назвать произведение Одилова Н.Ф. «Мировоззрение Джалолуддина Руми», монографии Джавелидзе Э.Д. «У истоков турецкой литературы», Степанянц М.Т. «Философские аспекты суфизма». Данные исследования вводит в научный оборот 60-х-годов ХХ века суфийскую тематику, в них исследованы основные моменты представлений Джалолуддина Руми о бытии, познании и самопознании, о человеке и его природе и поведении, расширяется исследовательское поле, акцентируя внимание на философско-религиозных аспектах суфизма и учения Джалолуддина Руми.

Одним из важных моментов как для американских, европейских, так и иранских ученых является факт взаимовлияния учения Ибн Араби о единстве бытия - “вахдати вуджуд” - на развитие религиозно-философской, суфийской мысли, так и на учение Джалолуддина Руми. Здесь уместно отметить, что еще не в полной мере исследован категориальный аппарат религиозно-философского учения Руми, а также требует пристального исследования социально-политические воззрения мыслителя.

В таджикской румиологии можно назвать также работы Зиёева Х.М. посвященные исследованию жизни и наследия отца мыслителя - Бахоуддина Валада и ордена Мавлавия, созданного сыном Джалолуддина Руми- Султонваладом, духовным предводителем и вдохновителем которого был Джалолуддин Руми. В данных работах нашли анализ многие аспекты мировоззрения и учения Руми, в частности вопросы онтологии, гносеологии и социально- этические воззрения мыслителя. Однако данное исследование все еще не является окончательным ответом на все вопросы румиологии. Стоит еще пристальнее остановиться на проблемах определения предтеч и истоков учения Руми, его философской системы и судеб его учения.

Философия суфизма, ее теоретические и практические аспекты, как сферы духовной деятельности большого страта средневекового общества, в которой концентрируются особая постановка и решение проблем социума и поиски ответов на него, все еще остаются менее познанными составляющими истории таджикской философии. Также продолжают быть актуальными вопросы установления места суфийской философской мысли в истории таджикской философии: степень влияния на ее формирование греческих и других восточных культур, степени состоятельности суфийского философского дискурса в рамках ислама и степени ее влияния на развитие мусульманской культуры.

Все это касается и религиозно-философских взглядов Джалолуддина Руми, являющегося одним из ключевых звеньев, связующих в ХШ веке теорию и практику суфизма. Обращение к данной тематике актуально потому, что до сих пор творчество Мавлоно глубоко чтимо и любимо на протяжении веков. Анализ его наследия позволит восстановить процесс развития таджикской философии, ее взаимосвязи и отношений с философской мыслью соседних народов. Что касается эволюции доктрины “вахдати вуджуд” - единства бытия, связанной с творчеством Джалолуддина Руми, то она до сих пор не нашла своего достаточно стройного описания.

Также остаются открытыми в мировоззрении Руми проблемы, связанные с онтологическими и эпистемологическими аспектами идеи монизма, соотношением единого и множественного, общего, особенного и единичного, объяснением творения, эпифании, совершенного человека, которые могли бы более четко истолковать его детерминизм. Необходимо внесение ясности во взаимосвязь причинно-следственных отношений как отношений внутри некой сущности, что позволит объяснить концепцию разнообразия и многокрасочности бытия в воззрениях Джалолуддина Руми. Развитие в гносеологии Руми концепции соотношения разума и чувств, выявлении места и значения интеллекта и чувств в постижении истины позволит определить его вклад в решении вопроса познания непознаваемого Бога. Исследование соотношения умозрительной, дедуктивной логики, наличной парадигмы и частной интуиции в философии Руми позволит выявить значение индивидуального в познании мира и значения индивида в обществе. Несомненно, интересно выявить истоки и степень влияния теории толерантности Джалолуддина Руми, которая стала источником идей для последующих антропологических размышлений как суфизма, так таджикской философской мысли в целом

Цели и задачи исследования- Основной целью нашего исследования является системное и наиболее цельное восстановление религиозно-философской концепции Мавлоно Руми.

Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо выполнение следующих задач:

- реконструкция социально-исторической и идейно теоретической картины эпохи Мавлоно Руми;

- выявление основных теорий и идей, господствующих в религиозно-философских кругах эпохи и их трактовок проблем бытия, Бого и человекопознания;

- уточнение сущности религиозно-философской доктрины Джалолуддина Руми в аспекте темы исследования;

- определение места и роли философского размышления в религиозно-философской концепции суфизма;

- определение основополагающих моментов онтологической концепции Мавлоно Руми, его представлений о бытии и мире, месте и значении Бога и человек в мире;

- раскрытие оригинального учения «вахдати вуджуд» Мавлоно Джалолуддина Руми в сопоставлении с существовавшими трактовками данной теории;

- определение теории познания Мавлоно в соответствии с теорией «вахдати вуджуд»;

- анализ социально-этической доктрины Мавлоно, его последователей и ближайшего окружения;

- привлечение и введение в научный оборот малоизученных произведений Мавлоно Джалолуддина Руми и его сподвижников, новых идей и концепций, а также исследовательской литературы на русском, арабском, английском языках.

Основные источники исследования - основными источниками данного исследования стали труды Мавлоно Джалолуддина Руми и других теоретиков суфизма. Которые мало исследованы в отечественной историко-философской науке- «Маснавии маънави» (Поэма о скрытом смысле), «Фихи мо Фихи» ( В нем то, что в нем), «Девони Кабир» (Большой сборник газелей) Мавлоно Джалолуддини Руми, Маколоти Шамси Табрези- Шамсидддина Табрези, «Илми ладуни» –Мухаммада Газали, «Фусус-ал-хикам», «Футухат ул Маккия»- Мухийиддина Ибн ал Араби, ряд комментариев к «Маснавии Маънави»- «Комментарий Рисолаи Ноия» - Маволоно Яъкуба Чархи, «Рисолаи Ноия» Мавлоно Абдуррахмана Джами, его же «Нафахат-ул-унс», «Тафсири Маснавии маънави» Рейнольда Никольсона, «Шархи Маснавии Шариф» Бадеуззамона Фурузонфара, «Шархи Маснавии маъавии» Карима Замони, «Шархи Маснавии маънави» Али Асгара Халаби, а также ряд трудов хорасанских и нишапурских суфиев Х-ХШ веков.

Теоретические и методологические основы диссертации Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, объективный, исторический и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем, а также методология, разработанная в трудах восточных и западных исследователей по истории суфизма и философии в целом. При анализе конкретных аспектов, в частности, места места и вклада Джалолуддина Руми в развитие религиозно-философской мысли эпохи и культуры региона, формирования представлений о бытии и мире, теософии и антропософии, автор исходил из метода сопоставительного и комплексного анализов, где предмет исследования – суфийское учение– рассматривался как целостная система, органически связанная со всей предшествовавшей культурой Малой и Центральной Азии.

Научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Религиозно философское учение Джалолуддина Руми ранее не подвергалось системному многогранному рассмотрению. В историко-философской литературе впервые:

На значительном историческом и религиозно-философском, литературном материале сделана попытка наиболее полного воссоздания философского учения Джалолуддина Руми, ее предтеч и истоков, среды и места религиозно-философской концепции мыслителя в системе интеллектуального наследия таджикского народа.

Анализируются различные точки зрения исследователей относительно религиозно-философского учения Джалолуддина Руми, таких как Р.Никольсон, Арберри А.Дж., Б.Фурузонфара, АМ.Шиммель, Н.Одилова, Степанянц М.Т. Джавелидзе Э.Д., Зиёева Х.М. относительно теории «вахдати вуджуд» и оригинальной ее трактовки Мавлоно Руми. В данной части делается особый акцент на обоснование существенного влияния доисламских интеллектуальных традиций на религиозно-философскую концепцию Джалолуддина Руми.

Развивается идея таджикский ученых о том, что основа примирения суфизма с религиозной доктриной заложена задолго до Мухаммада Газали, который однако завершил теоретизирование и систематизацию данного вопроса.

Уточняется вклад Джалолуддина Руми в развитие теории «вахдати вуджуд».

Рассмотрен категориальный аппарат религиозно-философской концепции Мавлоно -катеории субстанция и акциденция, сущность и существование, причина и следствие, конечность и вечность и др.

Проанализирована роль интеллекта в постижении истины, соотношение разума и чувства в данном процессе и оригинальная позиция Мавлоно в этом вопросе.

Даётся систематическое изложение теории познания Мавлоно Руми, его представления о познаваемости мира, соотношение понятий внешнее и внутреннее - («зохир» и «ботин»), Абсолютный и индивидуальный разум, сравниваются его позиция с позицией виднейших мыслителей времени. Особое внимание уделено средствам познания, таким как разум и сердце, имплицитно обосновываемого Руми активно рационального подхода к миру.

Проанализировано социально-политическое и этическое учение Мавлоно в свете его учения о совершенном человеке.

Расширены границы исследования теории ненасилия и впервые исследован вклад Мавлоно Руми в развитие понятий толерантность, непротивление злу насилием, универсальное понятие «человечество»

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве спецкурса по истории философии, истории религии и свободомыслия, при исследовании истории философии и общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, мировоззрения отдельных представителей философской мысли эпохи средневековья и собственно истории суфизма. Выводы и материалы диссертации могут стать важной предпосылкой для более углубленного изучения религиозно-философских проблем.

Основные положения диссертации также могут быть использованы при преподавании курсов истории философии, истории культуры в вузах, в пропаганде идей веротерпимости, формирования здорового исторического сознания

Апробация работы. Работа над темой диссертационной работы была начата в 1995 году в Отделе Истории философии Института философии имени академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях данного Отдела и кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков. Результаты исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях Института философии имени академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан, профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного института языков (Душанбе, 1994-2007 гг.), республиканских (Душанбе, 1989, Кургантюбе –1989, Душанбе- 1995-2007гг.) и международных конференциях (Душанбе, Хорог, Самарканд, Бонн, Лахор, Нью-Йорк). Материалы диссертационной работы использованы автором в процессе подготовки экспериментального учебного пособия «Человековедения» для студентов вузов Центральной Азии (2002-2003гг) и преподавании философии, истории философии, этики, культурологии и человековедения в ВУЗ-ах РТ (1995-2006 гг.)

Диссертация обсуждена 10 июля на заседании кафедры философии и политологии Таджикского государственного Института языков (протокол № от 10 июля 2007 года) и 13 июля 2007 года на заседании Отдела истории философии Института философии имени академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол № от 13 июля 2007 года) и рекомендована к защите.

загрузка...