Delist.ru

Система особо охраняемых природных территорий и ее роль в сохранении и восстановлении биологического и почвенного разнообразия Республики Адыгея (07.09.2007)

Автор: Козменко Георгий Георгиевич

Правительство Республики четко определило свою принципиальную позицию, заключающуюся в том, что принятие решений, проектирование и функционирование туристкой инфраструктуры Адыгеи должно опираться на имеющуюся законодательно-правовую базу в области экологии, охраны природы и туризма.

Верховный Совет Республики Адыгея в апреле 1993 г. принял Постановление «О состоянии и проблемах туризма в Республики Адыгея», в котором говорится:

1. Считать туризм приоритетным направлением развития инфраструктуры Республики Адыгея.

2. Утвердить Постановление ВС РА №221 от 22.01.93 г. "О собственности туристско-экскурсионных предприятий РА".

3. Правительству Республики Адыгея в целях развития туризма и во исполнении Указа Президента РФ от 10.02.93 г. "О мерах по государственной поддержке экономического и социального развития Республики Адыгея" обеспечить необходимыми средствами для становления отрасли... Правительству Республики Адыгея выделить средства, для ремонта и реконструкции туристических баз республики".

В целях упорядочения деятельности туристско-экскурсионных предприятий и организаций и защиты интересов потребителей, повышения качества обслуживания населения, обеспечения их безопасности, соблюдения экологических санитарных норм и в соответствии с Указом Президента РА №105 от 30 сентября 1993 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории Республики Адыгея", Кабинет министров - Правительство Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить временное положение "О порядке лицензирования туристско-экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея".

2. Установить, что физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере туризма, независимо от форм собственности, необходимо получить лицензию на право осуществления туристско-экскурсионной деятельности.

3 .При осуществлении видов туристско-экскурсионной деятельности без лицензии юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и Республики Адыгея.

4. Ввести в действие временное положение "О порядке лицензирования туристско-экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея" с 15 марта 1994 г.

Такие меры положительно сказываются на состоянии окружающей среды и природных ресурсах Адыгеи. Понимание Правительством Республики Адыгея бесперспективности дальнейшего ресурсопотребляющего пользования природой явилось предпосылкой к переориентации социально-экономического развития горной части республики, где в качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные ресурсы.

Президент Республики Адыгея своим Указом от 30 мая 1994 г. объявил о создании особо охраняемой эколого-туристской территории "Фишт" республиканского значения в Майкопском районе с центром в пос. Каменомостском.

В настоящее время разрабатывается проект государственной долговременной программы комплексного развития ЭТТ "Фишт". При разработке программы будут предусмотрены вопросы решения следующих задач:

значительное улучшение использования рекреационных возможностей территории, с учетом предельных видов нагрузок на природную среду;

принятие радикальных мер по сохранению историко-культурного наследия предгорного района Адыгеи;

улучшение социально-экономического положения населения предгорного района, в том числе первоочередные мероприятия по строительству природоохранных объектов, созданию инженерной и социальной инфраструктуры территории;

круглогодичное комплексное функционирование территории, как основного центра лечения и отдыха граждан;

использование акционерных и кредитных форм привлечения финансовых ресурсов для развития рекреационного комплекса;

превращение территории в отечественный и международный туристский центр за счет активизации внешнеэкономической деятельности и создания соответствующего правового режима для привлечения иностранных инвестиций;

обеспечение рационального использования и возобновления природно-рекреационных ресурсов;

установление плат за использование уникальных природно-рекреационных ресурсов;

усиление в перспективе зависимости бюджета территории от результатов финансово-хозяйственной деятельности, находящихся там предприятий и учреждений, ориентированных на рациональное использование природно-рекреационного потенциала территории.

Другим принципиально важным шагом становления туризма в Адыгее стало принятие Законодательным Собранием (ХАСЭ) - Парламентом Республики Адыгея 20 июля 1995 г. Закона Республики Адыгея "О туризме". Закон регулирует отношения в области организации и развития туризма в Республике Адыгея, регламентирует права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма, устанавливает меры их защиты и поддержки, определяет основные принципы государственного регулирования туристской деятельности. Необходимость принятия Закона "О туризме" обусловлена, в первую очередь, необходимостью создать правовую базу для развития этой наиболее перспективной отрасли республики. Определяя права, обязанности и ответственность туристов, Закон в 3 и 4 главах регламентирует и деятельность субъектов туристской деятельности. Так, определяя право на туристскую деятельность субъектами туризма, Так, компетенция Российской Федерации в сфере туризма определяется Законом и иными нормативами и правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором.

Важным документом для развития и становления туристской индустрии в республике стала целевая программа «Развитие туризма в Республике Адыгея» на 1997–2005 гг., которая была утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 30. 12. 96 г. № 485. Целью программы является создание социально-экономических и организационных предпосылок для перерастания туризма в ведущую отрасль республики.

Совершенно очевидно, что полнота и эффективность государственной поддержки и государственного регулирования, достижение целей и выполнение задач, определенных Государственной программой, в значительной степени будут зависеть от умелой работы государственного органа управления туризмом Адыгеи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обществу невыгодно управлять природными процессами, более эффективный путь – обеспечить условия для саморегуляции природных систем. На практике такой подход реализуется при создании системы охраняемых территорий. Наиболее успешной можно признать каркасную систему организацией ООПТ, охватывающую все районы региона. Планирование сети ООПТ в России и Адыгее должно быть основано на данных о ландшафтной структуре региона, характеристике его биологического разнообразия на экосистемном, популяционном и видовом уровнях, биогеографических особенностях и исторических предпосылках. Планирование должно быть основано на согласовании интересов охраны природы с потребностями социально-хозяйственного развития региона.

Особо охраняемые природные территории Адыгеи занимают более 30 % её площади, по данному показателю республика лидирует среди всех субъектов Российской Федерации. Республиканские ООПТ имеют следующие особенности:

в Адыгее учреждено 32 ООПТ, но сформированной охранной инфраструктурой обладает только Кавказский государственный природный биосферный заповедник, режим охраны которого недостаточен;

большинство охраняемых территорий сохранили потенциал естественной саморегулирующей функции или он пока легко восстановим;

фрагментация ландшафтов не достигла степени, определяющей исчезновение видов высших трофических уровней, хотя даже в заповеднике состояние популяций крупных млекопитающих близко к критическому;

в целом ООПТ уже образуют функционально единую сеть и недостаточно репрезентативны в отношение предгорных и горных климатических зон республики;

реализация в течение 10 лет пилотных проектов по созданию ООПТ, целью которых явилось сохранение уникального биологического разнообразия осуществеленная по инициативе и при непосредственном участии автора, дало положительные результаты:

алгоритм: исследование обоснование продвижение и образование ООПТ – эффективен, как инструментарий сохранения (восстановления) окружающей среды.

За время наблюдений на всех описанных пробных площадях произошло увеличение общего числа видов, а также среднего числа видов на меленьких площадках. На 4-х из 7 пробных площадей произошло также увеличение максимального и минимального числа видов на маленьких площадках. Во всех случаях увеличение видового богатства происходит за счет обычных луговых видов. Доля сорных видов за весь период наблюдений снизилась в среднем на 40%.

Медленное протекание сукцессионных процессов может быть объяснено сильным нарушением почвенного покрова вплоть до обнажения коренной горной породы. С целью фиксации происходящих изменений в составе и структуре растительного покрова описание таких пробных площадей целесообразно проводить не ежегодно, а один раз в два года.

В целом участки с нарушенным растительным покровом находятся в стадии восстановления. Наблюдается интенсивное зарастание открытых поверхностей, однако видовой состав и структура луговых сообществ на наиболее трансформированных участках пока не соответствуют эталонным, описанным в ядре Кавказского заповедника.

Установлено, что важным показателем экологического состояния почвы является содержание органического вещества и плотность почв. Особенно показательным является содержание гумуса в верхнем горизонте, так как это связано с функционированием современного биогеоценоза. По соотношению гумуса в верхних горизонтах почв эталонных экосистем и территорий, намечаемых к превращению их в ООПТ можно судить о возможности и скорости восстановления естественных экосистем. Состояние почвенного покрова может служить ключевым моментом к организации ООПТ и прогнозирования возможности восстановления естественнойого биогеоценоза (ландшафта). Предлагается нормировать степень нарушения почв по относительному содержанию гумуса в слое 0-10 см. При отношении содержания гумуса в объекте к его содержанию в ненарушенной экосистеме >0.8 предполагает быстрое возобновление природного ландшафта, 05 –0.8 – замедленное восстановление, < 0.5 – восстановления без определенного содействия может не быть.

Плотность почв также может быть нормативом для прогноза восстановления естественных экосистем. Плотность суглинистых почв более 1.6 задерживают восстановление экосистем на неопределенно долгий срок (до 100 лет и более). При плотности 1.4-1.6 восстановление экосистем и напочвенного покрова длится десятки лет.

Плотность менее 1.4 служит гарантией относительно быстрого зарастания почв и формирования естественных экосистем.

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15