Delist.ru

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденции: теоретико-методологический аспект (07.09.2007)

Автор: Калегина Ольга Анатольевна

40 Управление изменениями, оптимизация ресурсов и услуг библиотеки в соответствии изменяющимися общественными потребностями в социально-экономической и духовной сфере 0 20 m Factor 1

39 Планирование и распределение временных затрат (Time management) 0,5 19,5 m Factor 1

9 Управление каталогизацией 2 18 m Factor 1

53 Проектирование образования по библиографии и теории библиотечного дела (курсы развития профессиональной направленности, информационных навыков, использование интегрированного подхода) 2 18 m Factor 1

19 Использование библиографических источников и утилит для комплектования фонда 6,5 13,5 m Factor 1

16 Каталогизация правительственных документов, организация собрания законодательной и правовой информации и обеспечение услуг по его использованию 7 13 m Factor 1

25 Использование новых информационных технологий (электронная почта, мультимедиа, CDROM, и т.д.) 8 13 m Factor 1

38 Связи с общественностью, обеспечивающие общественную поддержку 8 12 m Factor 1

37 Маркетинг и продвижение услуг, промоушн библиотеки и информационных продуктов и услуг 3 17 m Factor 3

29 Проектирование и участие в больших информационных системах и сетях (LAN and WAN) 0 20 m Factor 4

70 Научно-исследовательская деятельность в библиотечно-информационной сфере 2 18,5 m Factor 5

55 Оказание специализированных информационных услуг (SDI, vertical file, content page, clippings, bulletin, boards, referral и т.д.) 8 12 m Factor 5

Так, к уровню бакалавриата, по результатам статистического анализа, относятся в основном компетентности, описываемые первыми тремя факторами. Здесь отражены те виды деятельности, которые могут быть поручены сотрудникам, не имеющим высокой квалификации. Тот факт, что ни одна из компетентностей, вошедших в 4-й и 5-й факторы, не имеет высоких значений для программ бакалавриата, подтверждает наше исходное предположение о том, что уровни бакалавриата и магистратуры сущностно различаются. Факторообразующие компетенции преимущественной профессиональной подготовки магистра составляют, наряду с компетенциями базового первого фактора, специализированные компетенции 4-го и 5-го факторов. В целом структура компетенций преимущественно магистерской подготовки характеризуется усилением компонентов управленческих компетенций и преобладанием научно-исследовательского компонента. Смежные компетенции могут входить в образовательные программы обоих уровней.

В связи с тем, что компетентностный состав подготовки бакалавров и магистров имеет область смежных компетенций, на наш взгляд, целесообразной представляется разработка программы подготовки интегрированного магистра библиотечно-информационной деятельности: абитуриент сразу поступает на обучение по программе подготовки интегрированного магистра: эта сквозная программа включает возможность выбора после четырех лет обучения одного из вариантов - «магистр по профессии» и «магистр наук» («академический магистр») и невозможность ухода из вуза по завершении четырехлетней программы бакалавриата. Такой подход обеспечит подготовку кадров, квалификация которых не будет дублировать среднее специальное образование. Подготовка бакалавра с последующим выбором - определение на работу или продолжение обучения по профилированной магистерской программе - возможна при ликвидации среднего специального образования. Структурно-факторный анализ компетентностного состава библиотечно-информационной деятельности показал наличие мощного «компетентностного ядра» специальности (первый фактор), которое может быть использовано в качестве основы для разработки базовой программы подготовки кадров на уровне бакалавриата с последующей профилизацией.

Библиотечно-информационное образование в регионах более конкретизировано. Связано это с тем, что с ростом национального самосознания происходит корректировка культурологической функции библиотек региона. Возникают вполне конкретные требования к подготовке библиотечно-информационных специалистов, выражающиеся в том, что в центре содержания образования должен быть этногенез: зарождение и развитие этноса, история этноса и его отношения с другими народами, культура и искусство, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой. Базисом региональной образовательной политики являются высокий интеллектуальный потенциал, сосредоточенный в системе образования, и признание приоритетности образования. Для создания компетентностных моделей, которые функционируют в образовательных системах «вуз-регион», необходимо обосновать содержание национально-регионального компонента библиотечно-информационного образования, которое унифицировано региональной ситуацией: в библиотечно-информационной сфере (краеведческая подготовка), социокультурной сфере (культурологическая либо культурологическая+этнокультурная подготовка). Опосредованность национально-регионального компонента региональной социокультурной ситуацией способствует его вариативности в полиэтнических регионах, что сказывается на содержании и дисциплинарной оформленности образования. Определение цели национально-регионального компонента библиотечно-информационного образования, которая состоит не столько в национальной самоидентификации обучаемого, сколько в развитии способностей содействия этому процессу в отношении пользователей. Следовательно, в условиях полиэтнической региональной ситуации подготовка специалистов должна включать: курсы по истории и культуре народов региона и ближайших народов; изучение языков народов, живущих в регионе, региональных особенностей библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения. Национально-региональный компонент библиотечно-информационного образования способствует постижению регионального контекста профессиональной деятельности и выбору направления профессионализации в соответствии с конъюнктурой регионального рынка труда.

Опыт отраслевых вузов Среднего Поволжья показывает, что подходы и образовательные технологии, применяемые при реализации регионально-вузовского компонента, отличаются широкой вариативностью и распространением по всему дисциплинарному полю профессиональной подготовки библиотечных кадров. Это дает возможность предположить, что компетентностный подход, предусматривающий формирование определенного набора компетенций и развития определенных способностей студента, может допустить транспонирование общих образовательных целей в плоскость регионально-вузовской специфики. Формирование регионально-вузовского компонента являет собой один из завершающих этапов разработки образовательных программ профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров. Но именно к нему устремлены все логические линии многоуровневой модели высшего профессионального образования.

Таким образом, ожидаемое реформирование библиотечно-информационного образования основывается на принципах сопряжения образовательных программ с общеевропейскими требованиями и учета специфики компетентностной модели российской библиотечно-информационной деятельности. Эти принципы основываются на методологии компетентностного подхода и определяются как организационно-установочные, ориентирующие продвижение отечественного образования в русле мировых тенденций. Всесторонний теоретико-методологический анализ компетентностного подхода в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы обусловлен глубокой потребностью в научном осмыслении его сущности, содержания и специфики. Компетентностный подход в современных условиях можно рассматривать как новое методологическое основание высшего профессионального образования в целом и библиотечно-информационного образования в частности. Как инновационная парадигма в высшем профессиональном библиотечно-информационном образовании, он переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации. Перспективы изучения компетентностного подхода в библиотечно-информационной сфере связаны с уточнением состава компетенций, разработкой карты компетенций, разработкой и реализацией на практике инновационных технологий личностно ориентированного образования. Именно это позволяет рассматривать полученные нами результаты как один из первых шагов в процессе реформирования высшего профессионального образования на пути к достижению высокой социальной эффективности библиотечно-информационной деятельности в условиях информационного общества.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Отдельные издания

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект: монография/ О.А. Калегина.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.- 256с. (16 п.л.)

Информационная инфраструктура гуманитарного вуза: качество образования и интеграция в мировое образовательное пространство: колл. монография/ Казан гос. ун-т культуры и искусств.- М.: ВИНИТИ, 2007.- 300с. (1,0 п.л.)

Статьи в журналах, вошедших в список ВАК

для отражения результатов докторских диссертаций

Компетентностный подход в современном образовании/ О.А. Калегина // Вестник МГУКИ. - 2006. - №1. - С.111 – 115.(0,5 п. л.)

Компетенция как цель и результат образования / О.А. Калегина // Вестник МГУКИ. - 2006. - №2. - С. 102 - 107. (0,5 п. л.)

Сущность и структура профессиональной компетенции специалиста// Вестник МГУКИ.-2006.-№3.-Ч.2.-С.75-77. (0,5 п. л.)

Первая апробация нового курса «Обслуживание читателей»/ О.А. Калегина, Л.Е. Савич // Сов.библиотековедение. – 1992. - № 6. – С. 85-87. (0,25 п.л.)

Учебно-методические разработки

Контрольные задания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: специальность 05.27.00 «Библиотековедение и библиография»/ КазГУКИ: рек. для использования УМО высш. учеб. заведений РФ по образованию в обл. народ.-худож. творчества, соц.-культурн. деятельности и инф. ресурсов.–– Казань, 2004. – С.62-65, 73-77. [тестовые задания]. (0,5 п.л.)

Программные и методические материалы для студентов 1 курса дневного и заочного отделений (Специальность 05.27.00 – «Библиотечно-информационная деятельность»): рек. для использования УМО высш. учеб. заведений РФ по образованию в обл. народ.-худож. творчества, соц.-культурн. деятельности и инф. ресурсов.– Казань, 2006. – 185с.- [редакция, разделы: основы вузовского обучения, подготовка информационно-библиотечных специалистов в вузах культуры, введение в специальность]. (11,5 п.л.)

Статьи и тезисы докладов

К вопросу о разработке модели специалиста-библиотекаря массовой библиотеки// Профессиональная специализация и вопросы совершенствования подготовки библиотечных кадров: Сб. статей / Ленинград. ин-т культуры. – Л., 1984.- С.78-86 (1,0 п.л.)

Проблемы профадаптации молодых специалистов в библиотеках Среднего Поволжья Человек. Культура. Общество: Тезисы докл. и выступлений науч.-практ. конф. КГИК/ О.А. Калегина, А.Я. Водолазская.– Казань, 1990. – С. 57-59. (0,1 п.л.)

Библиотекарь как носитель духовной культуры: проблемы подготовки кадров/ О.А. Калегина, Т.В. Абалимова // Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного творчества и подготовки кадров в вузах культуры: Материалы республ. науч.-практ. конф., 24-26 декабря 1991 г.. Ч3. – М.: Изд-во МГИКИ, 1991. – С. 44-47. (0,3 п.л.)

Организация самостоятельной работы на библиотечном факультете/ О.А. Калегина// Проблемы новых специализаций и организация самостоятельной работы студентов: Тезисы докл. науч.–метод. конф. преподавателей Казанского ин-та культуры. – Казань, 1991. – С.56-58. (0,2 п.л.)

Специфика обучения студентов-заочников на основе среднего специального образования/ О.А. Калегина// Содержание и методическое обеспечение новых концепций образования в вузе искусств и культуры: Тезисы докл. и сообщений науч. - метод. конф./Казан. гос. ин-т искусств и культуры. – Казань, 1993. –С. 83-84. (0,2 п.л.)

Возможности курса «Библиотечная психология» в формировании личности библиотекаря/ О.А. Калегина// Библиотека: Инновационные процессы и подготовка кадров: Тезисы науч. – практич. конф., 28 июля 1993г./Вост. – Сиб. ин-т культуры. – Улан-Удэ, 1993, - С. 112-114. (0,2 п.л.)

Интеграция общенаучных и специальных дисциплин как методологическая основа курса «Обслуживание читателей»/ О.А. Калегина, Л.Е. Савич// Межпредметные связи и профессионализации обучения: Материалы науч. - метод. конф., г. Тюмень, 1993. – С. 44-46. (0,3 п.л.)

ВУЗ – библиотека - молодой специалист: проблемы профессиональной адаптации в Республике Татарстан/ О.А. Калегина, А.Я. Водолазская// Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: тезисы докл. регион. науч. конф. (Казань, 8-9 февраля 1994г.) / Казан.гос. ин-т ис-в и культуры. Казань, 1994. – С. 203-204. (0,1 п.л.)

Комплекс «Обслуживание читателей» и его место в системе профессионального образования/ О.А. Калегина, Л.Е. Савич// Культура и общество: возникновение новой парадигмы: тезисы докл. и сообщений Всерос. науч.конф. Ч. II. / Кемеров.гос.ин-т ис-в и культуры. – Кемерово, 1995. – С. 126-128. (0,1 п.л.)

загрузка...