Delist.ru

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденции: теоретико-методологический аспект (07.09.2007)

Автор: Калегина Ольга Анатольевна

Сравнительное сопоставление существующей и еще только формирующихся парадигм образования дает основание заключить, что на смену знаниевой парадигме приходит компетентностная, позволяющая сориентировать обучение на комплексную процедуру осознания значимости обучения, освоение знаний и опыта, готовность и способность применения их на практике. Системный анализ позволяет представить компетентностный подход как состояние и свойство, цель и средство, метод (способ достижения цели) образовательной системы профессиональной подготовки. Речь идет о создании условий, при которых основной задачей профессиональной подготовки будет не просто формирование информированности обучаемых, а их включение в решение проблем профессиональной деятельности. Подготовка студентов перемещает акценты с учебной деятельности на научно-исследовательскую и практическую, что позволяет им, непосредственно включаясь в сотворчество с преподавателем, мастером и сталкиваясь с необходимостью отслеживания и решения профессиональных проблем и задач, продуктивно осваивать новые виды опыта, методы и стили эффективной работы,

В качестве ключевых терминологических единиц компетентностного подхода выделяются компетентность и компетенции. Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. Общую компетентность личности составляют умение читать, писать, говорить, слушать; различные мыслительные навыки, личностные качества. Интегральная компетентность включает в себя общую и профессиональную компетентности. Профессиональные компетентности интегрируют большую группу компетентностей, являеющихся показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда.

Среди компетентностей выделяют ключевые или базовые, которые носят предельно обобщенный характер и включают универсальные знания, умения, навыки.

Компетенция в научном сообществе интерпретируется как желаемый результат обучения, а также его непосредственная цель. Формулируя свою исследовательскую позицию, мы считаем возможным понимать под компетенцией такую совокупность качеств личности, которая необходима или нормативна для выполнения какой-либо конкретной работы. Применительно к образованию - это тот уровень подготовки, который требуется, заданная норма, стандарт. Компетенция потенциальна, а компетентность предстает как уже наличествующее качество, характеристика личности, означающая ее опытность и практические умения в данной сфере. Образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на новое проектирование результатов образования и его уровня, результатов обучения, компетенций и профиля, на интегрирующие начала «модели» выпускника. Компетентностное моделирование, соответственно, является средством практической реализации компетнтностного подхода, создания моделей профессионального образования.

8 компетенций современного специалиста библиотечно-информационной сферы. На глобальном уровне оно является средством взаимосвязи, объединения людей, социальных систем. В широком смысле оно может быть представлено как основа существования информационного общества, дающая объяснение тенденциям его развития. В узком (личностном) значении информационное мышление относится к психическим процессам, влияющим на социальное поведение человека. Библиотечно-информационный специалист, без сомнения, должен обладать профессиональным информационным мышлением как основой для эффективной деятельности.

Компетенции профессиональной деятельности – одна из центральных проблем западноевропейских и североамериканских педагогических исследований библиотечно-информационного образования. Анализ опыта таких стран, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Нидерланды и др., свидетельствует о масштабности исследований и достижениях в данном направлении. Специфическая черта компетентностного состава зарубежного библиотечно-информационного образования – его ярко выраженная прагматичная направленность и предельно конкретная ориентировка на прикладные задачи, что подтверждается анализом философско-методологической основы имеющихся моделей высшего образования. Это дает основание для вывода о необходимости построения оригинальной модели компетентностного подхода, вписывающейся в духовно-смысловой, ментальный контекст российской культуры.

Современное отечественное библиотечно-информационное образование накопило значительный опыт разновариантной подготовки специалистов высшей квалификации и вполне способно переориентироваться с учетом новаций компетентностного подхода. Некоторые его основы заложены и в действующем варианте подготовки кадров (ГОС ВПО по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», 2003г.), который, предполагая подготовку по отдельным квалификациям частично учитывает профессиональные компетенции по объекту деятельности. Однако заявленные в действующем ГОСе квалификации не охватывают все современные и перспективные предметные компетенции библиотечно-информационной деятельности. Еще большего внимания потребует сфера профильной компетентнции, которая сегодня практически не учитывается. Ее основу должен составлять учет конкретных заказов на специалистов на местах исходя из потребностей региона, что позволит сделать специалиста востребованным, повысит престиж профессии и данного образования в целом.

Важными показателями, по которым можно судить о состоянии компетентностного компонента в российском библиотечно-информационном образовании и деятельности, по данным проведенного исследования, являются: наличие диспропорций в оценке компетенций, отражающих содержание профессиональной деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; наличие причинно-следственного диссонанса в оценке проблем отечественного библиотечно-информационного образования; наличие традиционалистской установки по отношению к задачам модернизации профессионального образования как у представителей научно-педагогической общественности вузов, так и у практиков – руководителей и специалистов библиотечно-информационных учреждений.

Группировка оценок компетенций по показателям реального и желаемого состояния профессиональных компетенций позволила обнаружить, что в ближайшей перспективе респонденты оптимистично воспринимают идеи реформирования библиотечно-информационного образования. Средние оценки ожидаемого уровня развития профессиональных компетенций значительно превосходят такие же показатели их реального уровня. Это свидетельствует о проблемном состоянии профессиональной компетентности современных специалистов библиотечно-информационной сферы. Наиболее компетентная группа – эксперты, руководители и преподаватели – в своих оценках четко констатирует потребность отраслевого образования и практики библиотечно-информационной деятельности в преодолении сложившегося уровня подготовки кадров, что свидетельствует о недостаточной степени интеграции библиотечно-информационных специалистов в современное информационное общество.

Максимальные баллы, которыми респонденты оценили реальный уровень развития профессиональных компетенций, относятся к традиционным для современных российских библиотек навыкам и умениям по отбору, хранению, распределению и обмену информацией, а также по обслуживанию читателей. Однако в списке высоко оцененных компетенций отсутствуют высокотехнологичные навыки и умения, как наиболее актуальные и перспективные в контексте становления информационного общества в России, что свидетельствует о недостаточном осознании данной проблемы респондентами. Преподаватели отдали предпочтение традиционной и всегда высоко ценившейся в вузах знаниевой компетенции. Руководители библиотек и практики низко оценили компетенции научно-исследовательской деятельности. Это говорит и о том, что в российских библиотеках магистерская степень с его приоритетным научно-исследовательским компонентом не будет востребована в ближайшем будущем.

Основная идея, теоретически обоснованная в данном исследовании, заключается в признании особого статуса понятия компетенции как особого педагогического конструкта, отражающего сложную функционально-факторную структуру целей профессионального образования. Для подтверждения данной позиции проведен сравнительный анализ по критериям соотносимости предлагаемых наборов компетенций, их соответствия двум уровням высшего профессионального образования, а также факторной операционализации и интерпретации набора профессиональных компетенций. Источником для выделения профессиональных компетенций стала общеевропейская модель компетенций библиотечно-информационных специалистов. Экспертам предложено было оценить весь набор из 70 компетенций, а затем уточнить отдельные позиции. В результате 81,25% опрошенных посчитали, что предложенный набор компетенций имеет универсальный характер и в полной мере описывает сущность и специфику современной библиотечно-информационной деятельности.

При реализации факторного анализа было выделено 5 факторов, которые в целом описывают 97,48% наблюдаемых признаков, что можно признать репрезентативным для интерпретации выделенных факторов. Наиболее значимым является первый фактор, который составил половину всей совокупности факторных весов. Пятый фактор оказался наименее информативным, описывая всего 2,6 % анализируемых признаков.

  Компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей Factor 1

Var56 Обработка и анализ информации 0,89471

Var14 Устные консультации читателей, руководство чтением 0,88019

Var13 Помощь пользователям в электронном поиске библиографической информации 0,85491

Var19 Использование библиографических источников и утилит для комплектования фонда 0,85078

Var38 Связи с общественностью, обеспечивающие общественную поддержку 0,84169

Var52 Развитие навыков использования педагогической литературы и информационных продуктов для целей образования и самообразования (брошюры, руководства, видео, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.д.) 0,82431

Var9 Управление каталогизацией 0,81211

Var39 Планирование и распределение временных затрат (Time management) 0,80776

Var53 Проектирование образования по библиографии и теории библиотечного дела (курсы развития профессиональной направленности, информационных навыков, использование интегрированного подхода)

0,78441

Var65 Перевод фонда на электронные носители, создание информационных архивов и оказание специализированных услуг по использованию электронных ресурсов библиотеки 0,77548

Var16 Каталогизация правительственных документов, организация собрания законодательной и правовой информации и обеспечение услуг по его использованию 0,76263

Var58 Развитие мастерства компьютеризированного поиска информации, выбор стратегии поиска, использование инструментов поиска, проведение и оценки результатов поиска 0,76216

Var40 Управление изменениями, оптимизация ресурсов и услуг библиотеки в соответствии с изменяющимися общественными потребностями в социально-экономической и духовной сфере 0,75678

Var25 Использование новых информационных технологий (электронная почта, мультимедиа, CDROM, и т.д.) 0,75639

Var24 Обеспечение функции каталогизации, выполнение ручной и автоматизированной каталогизации 0,75630

Var10 Электронная каталогизация (использование библиографических утилит и т.д.) 0,75507

Var6 Руководство операциями по использованию фонда и оптимизации работы персонала библиотеки по обслуживанию читателей 0,74521

Var30 Стратегическое планирование (планы перспективного развития, формулировка миссии и целей) и среднесрочное и краткосрочное планирование 0,73376

Var44 Понимание международных, национальных и предметно ориентированных публикаций (специализированных, научно-технических и др.) 0,73060

Var49 Навыки использования информационных систем анализа и каталогизации, правил и инструментов (кодексы, схемы, тезаурусы, и т.д.) 0,72789

Var2 Использование компьютерных программ для обработки текстов, графики, таблиц и др. 0,70436

  Компетенции сохранения, использования и управления библиотечным собранием Factor 2

Var45 Развитие использования и политика управления собранием, обеспечение сохранности фондов, межбиблиотечное обслуживание 0,94946

Var62 Проектирование услуг для специальных групп: дети, молодежь, взрослые, студенты, группы женщин, и т.д. в общественной библиотеке 0,80614

Var21 Руководство и выполнение услуг по копированию материалов 0,76977

Var57 Развитие навыков поиска литературы в поисковых системах (ручной и электронный поиск, поиск в онлайновом режиме, с использованием CD-ROM и др.) 0,73179

загрузка...