Delist.ru

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденции: теоретико-методологический аспект (07.09.2007)

Автор: Калегина Ольга Анатольевна

впервые на основе сравнительного исследования компетентностных моделей подготовки библиотечно-информационных кадров выявлены педагогически значимые тенденции в развитии идей компетентностного подхода в зарубежной науке и практике, а также определены направления для формирования компетентностного состава отечественного библиотечно-информационного образования;

на широком ареале зарубежного и отечественного опыта подготовки библиотечно-информационных кадров выявлена содержательная динамика состава компетенций, их структурно-факторные изменения;

разработана авторская типология профессиональных компетенций библиотечно-информационных кадров, позволяющая моделировать процесс профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров;

разработана структурно-факторная модель компетенций в двухуровневой системе библиотечно-информационного образования (бакалавр, магистр).

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании теоретико-методологических положений развития библиотечно-информационного образования с учетом мировых информационно-цивилизационных процессов. При этом:

уточнена понятийно-терминологическая система, выявлен объем и содержание понятий «компетентность» и «компетенция», представлены авторская интерпретация и педагогическая операционализация этих понятий, что позволяет преодолеть релятивизм в их трактовке, обеспечивает возможность их применения при разработке инновационных моделей и систем библиотечно-информационного образования;

обоснованы возможность и продуктивность выделения в качестве ключевых терминологических единиц общей компетентности (показатель сформированности общих личностных качеств, умений и навыков), профессиональной компетентности библиотечно-информационных специалистов (показатель профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда), интегральной компетентности (показатель совпадения общей и профессиональной компетентностей);

определена совокупность условий, обусловливающих становление компетентностной парадигмы библиотечно-информационного образования;

выявлена система принципов разработки компетентностных моделей библиотечно-информационного образования, которая обеспечивает сопряжение отечественных образовательных программ с общеевропейскими требованиями и отражают специфику компетентностной модели российской библиотечно-информационной деятельности, что создает предпосылку для дальнейшего теоретического обоснования компетентностных технологий библиотечно-информационного образования;

выделены тенденции модернизации отраслевого образования на основе расширения состава профессиональных компетенций; сущностной диверсификация профессиональных компетенций; усиления взаимосвязи личностных, социальных, профессиональных и других компетенций библиотечно-информационного специалиста; формирования взаимосвязи компетентности специалиста и его квалификации;

сформулирован компетентностный состав профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров, что позволяет обосновать методологию и принципы изучения процессов модернизации российского библиотечного образования;

выделены основные группы профессиональных компетенций - компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей; сохранения, использования и управления библиотечным собранием (книжный фонд, базы данных, специальные собрания); маркетинга и продвижения библиотечно-информационных услуг; технологической инновационности; научно-исследовательской и образовательной деятельности;

обоснована возможность и целесообразность построения структурно-факторной модели высшего профессионального образования в библиотечно-информационной сфере.

Практическая значимость диссертации определяется направленностью её научных результатов на теоретико-методологическое обоснование нового поколения государственных образовательных стандартов высшего библиотечно-информационного образования. Это дает возможность использования научных выводов диссертанта на уровне установления приемлемых (достаточных и возможных) требований к специалисту-выпускнику вуза; на уровне отбора содержания и дидактических единиц курсов и дисциплин; на уровне научно-методического и технологического обеспечения учебного процесса в вузе.

Результаты диссертации могут найти применение в процессе подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, работающих в системе отраслевого образования, что позволит существенно расширить их представление о современных образовательных процессах, о сущности и специфике интеграции высшего библиотечно-информационного образования в общеевропейское образовательное пространство, разработке моделей двухуровневой подготовки и т.д.

Применение выводов в ходе разработки национально-региональных образовательных систем позволит дополнить их современным компетентностным содержанием, отвечающим требованиям современного этапа модернизации библиотечно-информационной деятельности, изменениям информационных потребностей общества и информационно-коммуникационных технологий.

Достоверность научных результатов работы достигается теоретической обоснованностью исходных концептуальных позиций; применением адекватных цели и задачам исследования методологических подходов; всесторонним набором методов педагогического анализа; теоретической обоснованностью основных положений и выводов, выносимых на защиту; сопоставимостью результатов теоретического исследования с современной практикой библиотечно-информационной деятельности.

Базой исследования выступали учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в Российской Федерации. Прежде всего – Казанский государственный университет культуры и искусств (КазГУКИ). Данный вуз является инициатором организации регионального университетского образовательного округа, с 2002 года координирует деятельность высших и средних специальных учебных заведений отрасли культуры в Среднем Поволжье. Информационно-библиотечный факультет одним из первых в КазГУКИ начал осуществлять совместную научно-исследовательскую и научно-методическую работу, подготовку кадров в регионе, активно сотрудничая с высшими и средними специальными учебными заведениями в республиках Мордовии, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии и др. Базовыми для проведения опытно-экспериментальной работы стали также филологический факультет Удмуртского государственного университета, факультет культуры и искусства Марийского государственного университета, институт национальной культуры Мордовского государственного университета, библиотечное отделение Мордовского колледжа культуры и искусств, Елабужского училища культуры.

Исследование проводилось на базе библиотечных учреждений и информационных центров различного уровня, таких, как Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Научная библиотека им Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета, Научная библиотека КазГУКИ, Научная библиотека Казанского технологического университета, Научная библиотека Института госслужбы при Президенте Республики Татарстан, ЦБС г. Казани; ЦДБС г. Казани; крупнейших республиканских и вузовских библиотек республик Мари Эл, Мордовии, Удмуртии; а также школьных библиотек, филиалов районных и сельских ЦБС.

Результаты диссертационного исследования были представлены профессиональному сообществу и отражены в:

- 66 публикациях общим объемом 51,3 п.л., в том числе в монографии «Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект», четырех статьях в научно-реферируемых журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов докторских диссертаций;

- выступлениях на научных конгрессах и конференциях различного уровня, в том числе на 11 международных и 7 всероссийских конференциях.

Апробация осуществлялась также путем внедрения отдельных результатов исследования в учебно-воспитательный процесс вузов культуры и искусств региона Среднего Поволжья в виде учебных планов, программ авторских курсов и т.д. Вклад в разработку инновационных подходов национально-регионального библиотечно-информационного образования отмечен присуждением Государственной премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006 года.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентностный подход определяет особое состояние и свойство образовательной системы профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров, которая ориентирует образовательный процесс на его фундаментализацию на основе оперирования междисциплинарными категориями; проектирование содержания и результатов, выраженных в компетенциях; обеспечение модульности обучения с ориентацией на интеграцию знаний в соответствии с индивидуальной программой образовательного процесса; формирование профессионального универсализма личности как способности менять сферы и способы деятельности. При этом цель высшего библиотечно-информационного образования формулируется как совокупность компетенций обучаемого, т.е. необходимых в дальнейшей работе теоретических и практикоориентированных умений, знаний, навыков, которыми должен обладать библиотечно-информационный специалист, действующий в ситуациях динамично изменяющейся профессиональной деятельности.

2. Становление компетентностной парадигмы библиотечно-информационного образования определяется совокупностью условий, которые напрямую связаны с общим контекстом общественного развития. Выделены целевое условие - становление информационного общества, изменение информационных потребностей и форм их удовлетворения; организационное условие - обновление организационного контекста развития систем библиотечно-информационного образования; содержательно-смысловое условие - формирование идейно-смыслового консенсуса в библиотечно-информационной теории; динамическое условие – накопление синергетического потенциала в системе библиотечно-информационного образования, способного противостоять идейно-смысловой, организационной энтропии; технологическое условие - усиление инновационно-технологического характера изменений в системе библиотечно-информационного образования.

3. В современных условиях дальнейшую модернизацию отраслевого образования определяют тенденции, имеющие большое значение в контексте методологического обоснования компетентностного подхода: а) расширение состава профессиональных компетенций, в котором находят отражение ведущие факторы отраслевого развития; б) сущностная диверсификация профессиональных компетенций, которая направлена на обеспечение естественной динамики видоизменения компетентностей, их функциональной переориентации, уточнения ценностно-смыслового содержания и т.д.; в) усиление взаимосвязи всех компетенций библиотечно-информационного специалиста (личностных, социальных, профессиональных и др. компетенций), что обеспечивает целостность личностного развития; г) постепенное формирование взаимосвязи компетентности специалиста и его квалификации, что ведет к переоценке организационной структуры библиотечно-информационных учреждений и, как следствие, к диверсификации должностных обязанностей специалистов, изменение штатных расписаний библиотечных учреждений и т.д.

4. Разработка и реализация оптимальных компетентностных моделей высшего библиотечно-информационного образования возможна на основе интеграции двух групп принципов: первая группа обеспечивает сопряжение образовательных программ с общеевропейскими требованиями (принцип преемственности, обеспечивающий сохранение содержания, традиций, фундаментальности и качества российского библиотечно-информационного образования; принцип постепенности, предполагающий корректировку стандартов и их адаптацию в зависимости от дальнейшего развития реформы образования; принцип узнаваемости, ориентирующий на создание условий и механизмов признания российского библиотечно-информационного образования в Болонском процессе); вторая группа принципов отражает специфику компетентностной модели российской библиотечно-информационной деятельности (принцип методологической целостности и непротиворечивости, обеспечивающий единство оснований для формирования содержания и технологий библиотечно-информационного образования; принцип полноты и достаточности компетентностной модели библиотечно-информационной деятельности как цели библиотечно-информационного образования; принцип логичности и последовательности курсовой структуры образовательной программы, отражающей компетентностную модель библиотечно-информационной деятельности; принцип практикоориентированности на всех уровнях профессиональной подготовки; принцип вариативности образовательных программ, в связи с потребностями регионального и отраслевого развития, что отражает потребность постоянной связи с работодателями, субъектами информационной деятельности на местах).

5. Ключевыми терминологическими единицами компетентностного подхода выступают понятия общей, профессиональной, интегральной компетентностей библиотечно-информационных специалистов. Профессиональные компетенции специалиста библиотечно-информационной сферы имеют динамично изменяющийся состав, открытый характер, четкую и глубокую связь с личностным развитием и формированием духовно-ценностных приоритетов личности, что создает базовую предпосылку коренного обновления библиотечного образования, выход его на новые рубежи качества подготовки специалистов.

6. Типология профессиональных компетенций библиотечно-информационных кадров, разработанная на основе структурно-факторного подхода, включает следующие группы компетенций: 1. Компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей; 2. Компетенции сохранения, использования и управления библиотечным собранием (книжный фонд, базы данных, специальные собрания); 3. Компетенции маркетинга и продвижения библиотечно-информационных услуг; 4. Компетенции технологической инновационности; 5. Компетенции научно-исследовательской и образовательной деятельности.

7. Формирование регионально-вузовского компонента являет собой один из завершающих этапов разработки образовательных программ профессиональной подготовки библиотечно-информационных кадров на основе компетентностного подхода. При этом неприемлемой является идея стандартизации регионального компонента, которая сдерживает формирование нового уровня интеграции профессиональных и личностных компетенций (общие, профессиональные, интегральные и компетенции, отражающие национально-региональный компонент библиотечно-информационного образования, способствуют постижению регионального контекста профессиональной деятельности и выбору направления профессионализации в соответствии с конъюнктурой регионального рынка труда, национально-региональной спецификой).

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Общий контекст современного общественного развития становится не просто фоном для реформирования высшего библиотечно-информационного образования, а ключевым моментом его обновления. Становление новой парадигмы библиотечного образования определяется рядом условий:

Целевое условие. Современное общество характеризуется гармонизацией информационных систем локального и мирового уровней, а также взаимодействием с другими социальными системами, оно стремительно прогрессирует благодаря совершенствованию информационных технологий и телекоммуникаций, что положительно влияет на развитие социума в целом, его отдельных групп и каждого конкретного человека. Существует очевидная зависимость уровня его развития от качества информационного обеспечения всех сфер деятельности, развитости информационной и аналитической инфраструктуры. Библиотечно-информационные учреждения в силу своей социальной роли содействуют повышению интеллектуального потенциала общества в целом, информированности и компетентности каждого человека.

Организационное условие. Информационное общество и его неуклонное развитие ставят все более сложные задачи перед системой образования, которое по праву находится в центре внимания и на фоне глобализации мирового сообщества приобретает определенные сходные черты и модели, сохраняя при этом, однако, и некоторые существенные отличия. Общемировые тенденции развития высшего образования проявляются в расширении вариантов его развития, многообразии и многомодельности типов и видов высшего образования, ориентации на потребности социума в тех или иных специалистах, нацеленности не только на сегодняшние потребности общества, но и на потребности завтрашнего дня, стремлении к образованию в течение всей жизни, формировании способности сохранять, развивать и понимать специфику культур во всем их многообразии, содействии росту гражданского самосознания и активности. Стратегия развития высшего образования нацелена на социальное партнерство и укрепление связей с миром труда; оптимальное сочетание баланса между когнитивным освоением учебных дисциплин и овладением навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; возрастание направленности на междисциплинарные и трансдисциплинарные образовательные программы; привлечение в образовательную сферу современных технологий и видов образовательного обслуживания; внедрение модульных программ в качестве новых организационных рамок для обучения.

Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития библиотечно-информационного образования различных стран, позволил выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной сфере. Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод», модель квазиадминистративного типа - для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением. Неэффективность последних моделей в новых экономических условиях стимулирует процесс постепенного реформирования в России квазиадминистративной модели с ориентацией на либеральную.

Содержательно-смысловое условие. Трансформация библиотечно-информационных учреждений свидетельствует о поиске ими своей ниши в сфере организации информационных, библиотечных, культурно-досуговых услуг и их значимости в обществе независимо от его экономического и политического состояния. Главные, ключевые точки информационных технологий не только круто изменили библиотечную деятельность и библиотечные технологии, но и создали в последнее десятилетие прецедент превращения одного из традиционных институтов в двигатель общественного прогресса, в механизм осмысленного и уверенного продвижения нашего общества в общество информационное. Поэтому необходимо профессиональное библиотечно-информационное образование нового типа, созданное на основе современных парадигм, с учетом потребностей рынка труда и экономики.

Динамическое условие. Самоорганизация в ситуациях исчезновения тотального отраслевого руководства становится единственным способом сохранения отечественной библиотечной системы. Динамизм этих процессов самоорганизации напрямую связан с нарастающим потоком инноваций в библиотечно-информационной сфере. Конференции, профессиональные форумы, выход на уровень международного сотрудничества, становясь реальными «рычагами» управления сложной системой библиотечно-информационной работы, направляют выработку новых профессионально-этических стандартов, технологических и духовных императивов библиотечно-информационной деятельности. Накопление синергетического потенциала в системе библиотечно-информационного образования является важнейшим динамическим условием дальнейшего развития отрасли и отраслевого образования.

Технологическое условие. Библиотечная инноватика смыкается с проблематикой реформирования высшего библиотечного образования, обнаруживая мощный потенциал его обновления. В основе создания модели специалиста должны быть заложены способности к инновационному мышлению, эффективной деятельности в системе инновационного обновления библиотечной сферы, программированию и моделированию инновационных процессов. Таким образом, библиотечно-информационное образование сегодня характеризуется наличием объективных условий для формирования нового подхода к его организации, глубинной трансформации его содержания и педагогического оснащения, что знаменует становление новой парадигмы библиотечно-информационного образования.

загрузка...