Delist.ru

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденции: теоретико-методологический аспект (07.09.2007)

Автор: Калегина Ольга Анатольевна

между потребностью практики в качественных результатах профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы и отсутствием научно обоснованных представлений об этом процессе;

между потребностью во вхождении в мировое образовательное пространство и необходимостью сохранить специфику отечественной системы подготовки библиотечно-информационных кадров, которая отражает особенности российской культуры, ментальности россиян;

между потребностью в научном анализе компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы и неразработанностью теоретико-методологического аппарата такого исследования;

между потребностью системы вузовского образования в дальнейшем совершенствовании государственного стандарта, его концепции, модели и отсутствием возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования.

Потребность в научно-педагогической конкретизации, прикладном переосмыслении современного образования на богатом, но недостаточно обобщенном материале подготовки специалистов высшей квалификации для библиотечно-информационной сферы предопределила замысел и концепцию данного исследования.

Изученность проблемы

Проблематика исследования охватывает достаточно широкий круг вопросов, в разной степени изученных в отечественной и зарубежной философии, психологии, социологии, педагогике, теории профессионального образования, библиотековедении, библиографоведении и книговедении.

Первостепенное значение имеют работы, посвященные методологии образования, которая рассматривалась в различных ракурсах: в философском (Л.А. Беляева, С.И. Гессен, Н.К. Чапаев, В.Д. Шадриков и др.), социологическом (А.Г. Бермус, Г.Е. Зборовский, Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Е.А. Шуклина и др.) и собственно педагогическом (М.Н. Берулава, Б.Л. Вульфсон, В.А. Разумный и др.). Сущность образования наиболее изучена в понятийно-терминологическом, онтогенетическом и системном аспектах (А.П. Булкин, Б.С. Гершунский, С.Ф. Егоров, В.И. Жуков, И.М. Кантор, Б.Б. Комаровский, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, И.Г. Фомичева и др.).

Педагогическая наука за последние годы пополнилась многими методологическими и теоретическими исследованиями в области совершенствования систем подготовки специалистов в условиях становления информационного общества. Важнейшими явились работы по проектированию новых педагогических технологий, ориентированных на достижение планируемого качества обучения (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, Л.И. Горина, П.Л. Селезнева, Л.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др.); по построению системы непрерывного образования и реализации преемственности научных школ, обеспечивающей целостность процесса обучения (Н.И. Загузов, Н.В. Кузьмина, Г.П. Корнев, Ю.А. Кустов, В.И. Столбов Р.З.Богоудинова и др.); по выявлению тенденций развития профессионального образования (А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Ю.Н. Петров, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.); по формированию профессионально направленного содержания образования (С.И. Архангельский, З.Д. Жуковская, Н.Ф. Талызина и др.).

Проблемам компетенции и компетентности посвящены работы таких исследователей, как Л.А. Алексеева, В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Э. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Дж. Равен, Э. Сыманюк, П.П. Терехов, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской, Н.С. Шаблыгина и др.

Психологические подходы к проблеме изучения профессиональной компетентности разрабатывались отечественными исследователями, которые занимались изучением психологии труда: К.М. Гуревичем, Е.А. Климовым, Ю.В. Котеловой, К.К. Платоновым, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриковым и др.

В методологическом и теоретическом плане компетентностный подход рассматривался отечественными исследователями: В.И. Байденко, Л.И.Гурье, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовым, В.А. Кальней, А.А.Кирсановым, Д.А. Махотиным, А.М. Новиковым, М.В. Пожарской, С.Е. Шишовым, Ю.В. Фроловым и др.

Введение в профессиональное образование новых образовательных конструктов – компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций научно обосновано учеными стран Европейского Союза в середине 80-х гг. минувшего столетия (Дж. Равен, В. Гутмахер, А. Грин, Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо и др.).

Важные предпосылки для транспонирования компетентностного подхода на процесс подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы заложены в трудах разработчиков второго поколения ГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (А.М. Мазурицкий, Н.И. Гендина, Е.П. Сударикова и др.). Разработка нового поколения ГОС и, следовательно, прикладная реализация компетентностного моделирования в библиотечно-информационном образовании опираются на достижения российского библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики. При этом важными являются выводы о социокультурном статусе библиотек и их роли в общественном развитии (К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев Н.С. Карташов, В.П. Леонов, Ю.П. Мелентьева, Р.С. Мотульский, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров, Э.Р. Сукиасян), о принципах деятельности, функциях, классификации и типологизации библиотек и, следовательно, о специфике труда библиотечного работника во всем многообразии его квалификационных характеристик (К.И.Абрамов, А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, Е.Т. Селиверстова, В.В. Скворцов, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, Н.И. Тюлина, В.Р. Фирсов, И.М. Фрумин, А.Я. Черняк, О.С. Чубарьян и др.), о функционировании информации в документно-коммуникационной системе (А.И. Барсук, И.Е. Баренбаум, Ю.С. Зубов, О.П. Коршунов, Н.А. Сляднева, А.В. Соколов, К.В. Тараканов, А.И. Черный и др.), о системе документальных коммуникаций (Н.Н. Кушнаренко, Ю.Н. Столяров, Г.М. Швецова и др.). Особое значение имеют исследования фундаментальной подготовки библиотечно-информационных специалистов, которые предпринимались во второй половине ХХ в. (В.С. Крейденко, А.В. Соколов, Б.Г. Умнов, М.К. Архипова, И.И. Тихомирова, В.И. Терешин, М.Я. Дворкина, А.С. Чачко, Т.И. Ключенко, Ю.Н. Дрешер и др.).

Вместе с тем специальное исследование теоретико-методологических аспектов подготовки специалистов применительно к библиотечно-информационной сфере до сих пор не предпринималось, что и определило выбор темы исследования и его теоретико-концептуальную направленность.

Объект исследования – профессиональное библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций.

Предмет исследования - теоретико-методологические основы реформирования профессионального библиотечно-информационного образования в контексте мировых тенденций компетентностного моделирования.

Цель исследования состоит в разработке научно-педагогической концепции, обеспечивающей взаимосвязь теоретико-методологического и прикладного уровней реформирования подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.

Задачи исследования:

Обосновать теоретико-методологические положения развития библиотечно-информационного образования с учетом мировых информационно-цивилизационных процессов;

Проанализировать мировой опыт формирования компетенций профессиональной деятельности специалиста библиотечно-информационной сферы;

Проанализировать инновационные процессы профессиональной деятельности библиотечно-информационного специалиста с целью реализации компетентностного моделирования;

Разработать научное представление о сущности, содержании, структуре и формах реализации компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы;

Выявить принципы формирования оптимальных компетентностных моделей профессиональной подготовки библиотечно-информационных специалистов;

Разработать типологию профессиональных компетенций специалиста библиотечно-информационной сферы;

Обосновать возможности компетентностного моделирования библиотечно-информационной деятельности при формировании системы двухуровневой подготовки специалиста;

Определить значимость национально-регионального компонента подготовки специалиста в качестве ресурса его профессиональной компетентности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что современный этап реформирования российского библиотечно-информационного образования осуществляется в русле развития мировых систем образования, формируется под воздействием трансформации цивилизационных процессов и обусловлен интенсивным формированием предпосылок для разработки и внедрения компетентностного подхода, педагогическая эффективность которого определяется:

учетом особенностей становления информационного общества, изменения информационных потребностей личности и форм их удовлетворения, а также обновления теоретико-методологического и организационного контекста развития библиотечно-информационного образования;

реализацией принципов сопряжения образовательных программ отечественного высшего библиотечно-информационного образования с общеевропейскими требованиями (принципы преемственности, постепенности, узнаваемости и др.), а также принципов сохранения специфики компетентностной модели российской библиотечно-информационной деятельности (принципы методологической целостности и непротиворечивости, полноты и достаточности, принцип логичности и последовательности курсовой структуры образовательной программы и др.);

учетом целостного состава профессиональных компетенций, образующих группы компетенций (компетенции обработки и анализа информации, удовлетворения информационных потребностей читателей; компетенции сохранения, использования и управления библиотечным собранием; компетенции маркетинга и продвижения библиотечно-информационных услуг; компетенции технологической инновационности; компетенции научно-исследовательской и образовательной деятельности), включение которых в программы профессионального образования позволяет решать задачи двухуровневой подготовки кадров (бакалавриат, магистратура);

выделением системы базовых компетенций на основе информационного мышления как следствия и характерного показателя развития информационного общества, профессиональное информационное мышление необходимо рассматривать как способность человека ориентироваться в информационном пространстве и использовать результаты данной ориентации в своей трудовой деятельности.

Методологической основой исследования послужил системный подход, опирающийся на такие гносеологические принципы, как диалектика, самоорганизация, структурно-функциональный анализ, историчность, социальное моделирование. В этой связи познаваемый процесс реформирования библиотечно-информационного образования понимается как саморегулируемая система.

Исследование опирается на положения системного подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира (В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Г.М. Брагин, Д.М. Гвишиани, В.В. Глущенко, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, М. Месарович, А.В. Петровский); идеи гуманистической педагогики, раскрывающей психолого-педагогические основы компетентностного подхода в повышении уровня профессионального образования (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, А.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.); основы культурологического подхода к образованию (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, О.С. Газман, В.П. Зинченко и др.).

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования. Использованы традиционные в общепедагогических и прикладных исследованиях библиотечно-информационной деятельности методы научного познания. Применялись методы теории обучения и воспитания, педагогической психологии, теории сложных систем, методы моделирования педагогических процессов.

Корректность предложенных в работе теоретических и практических положений проверялась методами математического анализа и обработки результатов анкетирования, наблюдения, педагогического эксперимента. Для апробации структурно-факторной модели компетенции библиотечно-информационной деятельности использованы методы аналогии и экстраполяции.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что:

впервые в отечественной теории библиотечно-информационной деятельности обоснована возможность реализации компетентностного подхода и доказана сущностная преемственность компетентностной модели подготовки библиотечно-информационных кадров как инварианта традиционной модели подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации;

обоснована авторская концепция реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном библиотечно-информационном образовании, которая представляет собой совокупность положений о сущности, специфике, принципах и технологической целостности компетентностного подхода, обеспечивающих задачу интеграции российского образования в единое общеевропейское образовательное пространство, а также дает возможность сохранения и развития лучших традиций подготовки библиотечно-информационных кадров;

впервые экспериментально обоснован вывод о необходимости и возможности формирования многоуровневой системы профессиональных компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы;

загрузка...