Delist.ru

Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденции: теоретико-методологический аспект (07.09.2007)

Автор: Калегина Ольга Анатольевна

КАЛЕГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 05.25.03

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Диссертация выполнена на кафедре библиотечно-информационной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Ключенко Тамара Ивановна

Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор

Леонов Валерий Павлович

доктор педагогических наук, профессор

Михеева Галина Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Гордукалова Галина Феофановна

Ведущая организация Кемеровский государственный университет

культуры и искусств

Защита состоится 4 декабря 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.03 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб, д.2.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан 1 ноября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук

профессор И.А. Шомракова

Актуальность исследования. В условиях становления информационного общества и усиления роли информации как стратегически важного ресурса существенно возрастает значение деятельности библиотек по удовлетворению и формированию информационных потребностей как отдельных граждан, так и всего общества. Это повышает требования к личности специалиста библиотечно-информационной сферы, к его профессионализму, обеспечивающему эффективность информационного мышления, позволяющему содействовать самореализации личности, обеспечивать интеллектуализацию библиотечно-информационной деятельности, ориентированной на повышение качества и комфортность обслуживания пользователей.

Принимая за основу дальнейшего развития российского образования богатейший потенциал отечественного просвещения и самобытной культуры, принципы фундаментальности, научности и единства образовательных и воспитательных целей высшей школы, нельзя оставить без внимания ход Болонского процесса - структурной реформы европейской и национальных систем высшего профессионального образования. Вхождение отечественной системы образования в европейское образовательное пространство требует глубокого теоретического осмысления с учетом накопленного западноевропейской теорией и практикой научного потенциала подготовки специалистов, прежде всего - двухуровневой модели подготовки бакалавров и магистров.

Движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция» в рамках Болонского процесса рассматривается как адекватная мера для проектирования результатов образования. Имеются предпосылки для формирования такой же тенденции в недрах библиотечно-информационного образования в России, выделяется несколько важных моментов, определяющих компетентностные изменения в содержании и способах вузовской подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы:

диверсификация библиотечно-информационной профессии, утрата четкости в определении квалификаций и специализаций выпускников;

усиление когнитивных и информационных начал в современной культуре, которые «перекрывают» традиционную профессиональную квалификацию;

усиление роли системно-организационных качеств специалиста (интеллектуальных, моральных, коммуникативных, рефлексии, самоорганизации);

развитие интегрированного обучения в системе профессиональной подготовки библиотечных кадров, преодоление искусственного разделения, вызываемого предметным структурированием учебных планов;

повышение роли общекультурной компетентности, ориентированной на осознание технических, экономических, культурных изменений и разнообразия;

повышение потребности отрасли в воспитании качеств инновационного поведения специалиста, формировании его инициативности, креативности, социальной мобильности и др.

Компетентностный подход может рассматриваться как социальная инновация, имеющая долговременные последствия не только для конкретных отраслей отечественного профессионального образования (в том числе и библиотечного-информационного), вузовских коллективов, студентов и педагогов, но и для общества в целом. Ибо, в конечном счете, методологические сдвиги в системе образования приводят к появлению качественно новых результатов в духовной жизни общества, социальном поведении, работе с информацией, технологических процессах и т.д. Не секрет, что изменения в образовательных системах рано или поздно отражаются и на политическом устройстве государства, являются одним из условий его устойчивости. Расширение объема и сущностного значения компетентностных компонентов в общем контексте профессионального образования обусловлено возникновением общественной потребности в целенаправленном формировании личностных, социальных, культурных, профессиональных и других компетенций.

При этом ясно обнаруживаются противоречия:

между потребностью в теоретико-методологическом соотнесении российской и западноевропейских парадигм профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы и недостаточной изученностью этого феномена;

загрузка...