Delist.ru

Совершенствование организации стоматологической помощи населению на основе системы сбалансированных показателей (Balansed score card, BSC) (07.09.2007)

Автор: Каплан Михаил Захарович

- заседаниях Центра медицинской инспекции Комитета здравоохранения г. Москвы – 2005 - 2007 г.;

заседаниях Инновационного Совета сети клиник «Медиус», «Медиус – С»;

- заседаниях кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО РОСЗДРАВА МГМСУ;

- 4 практических и теоретических семинарах в стоматологических организациях;

- Всероссийской научно-практической конференции «Система менеджмента качества на службе здравоохранения» г. Курган. 27 марта 2007 г.

По результатам исследования подготовлены, опубликованы и широко используются в практической и научной деятельности 42 работы (9 по перечню ВАК), в том числе:

- Контроль деятельности и технология создания юридического лица в стоматологическом секторе предпринимательства. Практическое руководство, утверждено Департаментом здравоохранения г. Москвы, 2000 г.

- Управление качеством стоматологической помощи. Монография, 2007 г.

- Государственный контроль в стоматологической практике. Практическое руководство, утверждено Комитетом здравоохранения г. Москвы, 2006.

Результаты исследования используются в практической деятельности сети клиник «Медиус», «Медиус – С », страховых медицинских организациях, а также в учебном процессе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПДО МГМСУ.

Структура и объем диссертации:

Диссертация имеет традиционную структуру, состоит из введения, обзора литературы, главы, посвященной материалам и методики исследования и 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 365 страницах, содержит 60 таблиц, проиллюстрирована 28 рисунками. Список литературы включает 301 источник, в том числе 56 иностранных.

Содержание работы

В главе первой представлены результаты анализа отечественной и иностранной литературы по проблеме управления организациями на основе системы сбалансированных показателей (BSC). Показано, что BSC-модель является элементом хорошо разработанной системы и ориентирует руководство организации на адекватное стратегическое развитие, в отличие от традиционного управления, которое, как правило, слишком сосредоточено на финансовых показателях. BSC-модель отражает расширение информационных возможностей системы управления путем добавления нефинансовых показателей в систему оценки результатов деятельности организации для достижения целей управления. Как правило, нефинансовые критерии тесно связаны с ключевыми факторами успеха, т.е. со стратегией.

Интеграция трех популярных методов управленческого, производственного и кадрового учета в административный учет позволит медицинским организациям успешно реализовать производственные стратегии и получить новые преимущества в стратегической конкурентной борьбе [Духанина И.В., Аександрова О.Ю., Верткин А.В., 2006]. Таким образом, система сбалансированных показателей как аналитический инструментарий проводимого административного учета позволяет структурировать монитарные и немонитарные показатели деятельности медицинской организации по основным направлениям: «медицинская помощь», «персонал», «пациенты» и «финансы».

Во второй главе представлена характеристика материала и методики исследования. План и программа исследования составлена на основе современных представлений и подходов к изучению влияния системы сбалансированных показателей на управление стоматологическим учреждением (рис. 1).

Исследование проводилось в 81 медицинской организации г. Москвы, в несколько этапов.

Первый этап предусматривал разработку методики многофакторного анализа деятельности стоматологической службы г. Москвы в «системе сбалансированных показателей.

С целью анализа кадрового состава и основных показателей деятельности стоматологических организаций г. Москвы нами методом сплошного наблюдения глубиной 6 лет проводилась выкопировка сведений из отчетных форм Минздрава РФ № 17, № 30, № 47.

Второй этап исследования предусматривал определение подушевых нормативов финансирования и медико-экономических дифференцированных коэффициентов потребления стоматологической помощи, оказываемой различным возрастно-половыми группами населения г. Москвы, в частности: число посещений, число услуг, число УЕТ, затраты на все оказанные услуги по 7 группам населения. Анализу подверглись отчеты 98 медицинских учреждений по ф. № 62 «Сведения о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи», сводные счета-фактуры, предъявляемые медицинскими организациями для оплаты в СМО за 2001-2005 г.г.

Число наблюдений составило в: 2001г. 2449982; 2002 - 2441578; 2003 - 2404507; 2004 - 2599608; 2005 – 2714398 человек. При анализе классификатора стоматологических услуг использовались методы аналогии, сравнения, иерархического классифицирования, а для определения трудозатрат, методы экспертной оценки.

Кроме того, при решении данной задачи широко применялись методы стандартизации, аналитические методы и непараметрических исследований.

Цель исследования: Совершенствование стоматологической помощи населению на основе корпоративной стратегии, дифференцированных коэффициентов потребления медицинских услуг и административного учета.

Научно-практический выход:

Внедрение в учебный процесс (МГСМУ) и

практику (ЗАО «Медиус -С»),

Департамент Здравоохранения г. Москвы

Рисунок 1. План и программа исследования

Третий этап предусматривал проведение многофакторного анализа деятельности стоматологической поликлиники в системе сбалансированных показателей. Методика проведения многофакторного анализа деятельности стоматологической поликлиники предусматривала:

Анализ общей характеристики и 62 показателей деятельности стоматологической организации;

Анализ уровня профессиональной подготовки и основных стимулов к труду врачебного персонала (76 параметров).

Оценку удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью (33 параметра).

Источником информации служили:

- “Сводная ведомость” врача-стоматолога, которая ежедневно заполняется на основании разработки по данным “Листка” работы врача (ф. №037/у-88);

- 630 «Карт оценки врачебного состава стоматологической организации», заполненных врачами-стоматологами стоматологических поликлиник г. Москвы;

- 630 «Карт опроса пациентов», заполненных пациентами стоматологических поликлиник г. Москвы.

Четвертый этап исследования предусматривал анализ финансовой среды и оценку экономической стратегии развития стоматологической поликлиники.

Основой получения информации служили:

“Бухгалтерский баланс” (ф. №1);

“Отчет о прибылях и убытках” (ф. №2).

загрузка...