Delist.ru

Совершенствование организации стоматологической помощи населению на основе системы сбалансированных показателей (Balansed score card, BSC) (07.09.2007)

Автор: Каплан Михаил Захарович

4.2 Среднее число услуг, оказанных врачами-стоматологами, на одного застрахованного в год на все группы населения составляет 10,40. Наибольшее число услуг характерно для населения пенсионного возраста – 13,18 (11,36 – мужчины, 13,86 – женщины). Следующее место по числу услуг принадлежит детскому населению – 11,21 (10,97 - мальчики, 11,47 – девочки) Последнее место по числу услуг занимают застрахованные трудоспособного возраста – 9,23 (8,36 –мужчины, 9,85 – женщины).

4.3.. Среднее число УЕТ, вырабатываемых врачами-стоматологами, при оказании лечебно-профилактической помощи, на одного застрахованного в год на все группы населения составляет 12,45. Наибольшее число трудозатрат в УЕТ характерно для – населения детского возраста - 21,94 (21,54 – мальчики, 22,37 – девочки). Следующее место по числу УЕТ принадлежит населения пенсионного возраста – 13,77 (11,85 - мужчины, 14,48 – женщины). Последнее место по числу трудозатрат занимают застрахованные трудоспособного возраста – 9,96 (9,04 –мужчины, 10,62 – женщины).

4.4. Средняя сумма затрат в год на одного застрахованного по программе ОМС за услуги (включая посещения) равна 121,11 руб. Самый высокий уровень финансовых затрат, предусмотренных на оплату стоматологических услуг, приходится на детское население – 268,96 руб. (266,14 –мальчики, 271,95 –девочки). Следующее место по уровню финансовых затрат на стоматологические услуги на одного застрахованного в год принадлежит населению пенсионного возраста – 129,05 руб. (113,52 – мужчины, 134,85 – женщины). Самый низкий уровень финансовых затрат на оплату стоматологических услуг сложился у населения трудоспособного возраста – 86,77 руб. (79,79 – мужчины, 91,79 – женщины).

4.5. Между всеми возрастными группами застрахованных существуют статистически достоверные различия в коэффициентах потребления стоматологических услуг по всем группам показателей.

5. Анализ фактических сложившихся показателей деятельности стоматологической поликлиники, полученных в ходе многофакторного анализа, и нормативных официально принятых контрольных цифр, позволил установить:

5.1. Число посещений в день в 2005 г. к врачам-стоматологам терапевтам составляет 12,4 (+4,4 к N), число наложенных пломб в рабочий день - 14,2 (+4,2 к N), число УЕТ – 56,2, (+34,2 к N). Каждым врачом-стоматологом осуществляется в среднем 2,3 (-0,7 к N) Число посещений на одну санацию - 7,3, (+3,31 к N), число пломб -6,8 (+2,8 к N), число УЕТ - 25,2, (+10,52 к N).

5.2. Число посещений в день к врачам-стоматологам хирургам в 2005 г соответствует 28,2, (+8,2 к N), число удалений зубов (корней) -28,5 (+ 11, к N), среднее число УЕТ 51,9 +40,8).

5.3. Число посещений к врачам-стоматологам ортопедам в день равно 14,31 (+2,31 к N), число ЗПЕ - 31,00 (+21 к N).

5.4. Число больных, принятых в рентгенологическом кабинете, в день достигла 40, число рентгенологических снимков - 52,3 (+22,3 к N). Среднее число снимков на одного больного соответствовало 1,3 (-0,2 к N).

5.5. Число больных, принятых врачами физиотерапевтами в день, составляет 8,95 (+0,95 к N), число УЕТ - 28,82 (+3,82 к N). Число процедур на 1 больного, закончившего лечение, равно 8,08, число УЕТ - 12,44.

6. Профессиональная деятельность, по мнению 54,30% врачей-стоматологов, выступает как средство реализации собственного потенциала, а также дает возможность завоевать уважение и признание не только коллег, но и друзей (64,76 %). Для 80% респондентов важным является врачебный рейтинг и профессиональная репутация, для 83,33% - удовлетворенность выполняемой работой. Возможность творческой реализации в процессе труда научной карьеры свойственна 45,07% респондентов. Среди причин неудовлетворенности своей работой врачи-стоматологи чаще всего указывали следующие:

размер заработной платы (96,82%),

отсутствие эффективной системы поощрения за качественный и результативный труд (66,98%),

отсутствие возможности для профессионального роста (46,98%),

сложные отношения с коллегами (20%), сложные отношения с руководством (16,03%).

Средний доход в месяц на одного человека в семье врача-стоматолога соответствовал в среднем 7814 руб., 34,2% врачей-стоматологов имеют среднемесячный доход на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума.

Оценивая свое личное материальное положение, респонденты указали, что за время работы в стоматологической поликлинике оно осталось без перемен у 40,00%, ухудшилось у 16,67% и улучшилось у 43,33%.

7. Ориентация на пациента является ключевым принципом системы управления качеством и одним из критериев ориентации является оценка удовлетворенности пациентов оказанной стоматологической помощью. Однако, основная часть пациентов – 67,14% остались не удовлетворенными. По окончании лечения 23,17% пациентов считают, что они имеют основания для предъявления претензий и обращения с жалобами. Однако, невзирая на ряд недостатков, только -17,62% пациентов намерена в дальнейшем не пользоваться услугами данного учреждения.

8. Анализ экономических показателей позволяет всесторонне оценить финансовую ситуацию и наметить пути дальнейшего совершенствования деятельности.

8.1. Коэффициенты: автономии (0,42), величина чистого оборотного капитала (2104,5 тыс. руб.), соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (1,93) свидетельствуют о слабой финансовой устойчивости стоматологической организации.

8.2 Коэффициенты абсолютной и срочной ликвидности соответственно равные 3,06 и 4,99 свидетельствуют о достатке денежных средств в медицинской организации для покрытия краткосрочных обязательств. Коэффициент общей (текущей) ликвидности, равный 9,3 показывает, что текущие обязательства в девятикратном размере обеспечиваются оборотными ресурсами.

8.3. Коэффициенты рентабельности свидетельствуют о крайне низкой рентабельности деятельности стоматологических организаций, включая функционирование в системах ОМС, ДМС и предоставление платных услуг.

9. Большая часть 64,44% врачей-стоматологов считают, что они обладают знаниями о стратегии развития стоматологической организации. Почти половине врачебного состава - 54,13% финансовый план не доведен до сведения, 36,83% не знают финансового плана отделения, в котором работают. Смету расходов отделения не смогли назвать 37,46% врачей-стоматологов, условия достижения безубыточности работы отделения – 58,10%. Тарифы на услуги, оказываемые по программе ОМС, только 24,52% указали точно. Методика формирования надбавок к заработной плате для 34,13% врачебного состава остается тайной. Вопросы оплаты труда при предоставление услуг на платной основе, остаются неясными для 39,84%.

10. Учитывая значение показателя банкротства (2,47), объем услуг (671820), обеспечивающих точку безубыточности, число реально вырабатываемых услуг (776234), высокую нагрузку врачей-стоматологов в числе посещений и числе УЕТ, не представляется возможным добиться рентабельности за счет увеличения числа услуг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Комитету здравоохранения г. Москвы. Необходимо упорядочить учетно–отчетную документацию в стоматологической практике, разработать и утвердить объемы трудозатрат врачей-стоматологов, выраженные в условных единицах трудоемкости.

2. Страховым медицинским организациям, руководителям органов и учреждений здравоохранения. При планировании средств бюджетов и обязательного медицинского страхования целесообразно учитывать, разработанные, подушевые нормативы финансирования и дифференцированные коэффициенты потребления стоматологической помощи различными возрастно-половыыми группами населения.

3. Руководителям учреждений здравоохранения. Этапами многофакторного анализа выступают: стратегические цели ЛПУ; медико-демографический анализ обслуживаемого населения; анализ показателей деятельности всех подразделений стоматологической поликлиники: анализ результативности оказанной диагностической, лечебно-профилактической и реабилитационной помощи; анализ показателей качества ведения медицинской документации; анализ показателей профессиональной подготовки и основных долгосрочных стимулов труда медицинского персонала; анализ знаний медицинского персонала о стратегии ЛПУ; анализ удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью.

4. Руководителям учреждений. Все показатели, полученные в ходе многофакторного анализа, должны быть подвергнуты сравнительному анализу с нормативами (контрольными цифрами), установленными по данной территории и Российской Федерации и аналогичными показателями за предыдущие годы (минимум за 3). Далее на основе степени отклонения полученных коэффициентов от установленных нормативов разрабатываются несколько вариантов их коррекции.

5. Руководителям учреждений здравоохранения. Учитывая, что у половины анкетируемых врачей-стоматологов существует как бы альтруистическая (скрытая теневая экономика) мотивация труда, то тактикой решения данной проблемы является стимулирование к труду, направленное на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов врачей-стоматологов, на более полную реализацию трудового потенциала, направленного на повышение качества стоматологической помощи. Суть эффективной мотивации заключается в создании критериальных условий оплаты труда, карьерного роста и других стимулов, которые призваны всесторонне регулировать трудовые отношения.

6. Руководителям учреждений здравоохранения. Анкетирование пациентов стоматологических поликлиник с целью определения степени удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием должны быть признаны одним из средств контроля. Однако этот контроль не должен носить условный характер и низкая оценка, данная пациентами, непосредственно должна влиять на работу и материальное вознаграждение медицинского персонала.

7. Руководителям учреждений здравоохранения. В формировании финансовой стратегии медицинской организации необходимо выделить следующие этапы:

— определение общего периода формирования финансовой стратегии не менее чем 3 года;

— формирование стратегических целей финансовой деятельности для каждого подразделения; 

— конкретизацию показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;

— контроль, оценку и корректировку разработанной финансовой стратегии.

8. Руководителям учреждений здравоохранения. В планах работы стоматологической поликлиники целесообразно предусматривать семь направлений стратегии финансово-экономического развития :

Социальную.

Ресурсосберегающую.

Стратегию качества.

загрузка...