Delist.ru

Музей в системе формирования национально-государственной идеи (07.09.2007)

Автор: ГРУСМАН Владимир Моисеевич

Эта относительно новая, социально-коммуникационная, функция музея связана с тем, что в современном обществе постепенно сменяется мотивация его посещения: большинство людей приходят сюда не только получать знания, но и проводить свой досуг. В ответ на новые потребности в музееведении появилась теория «музейной коммуникации» и концепция «открытого музея». В соответствии с ними, главным в деятельности музеев становится трансляция и «доставка» овеществленной культурной информации в максимально востребованном виде, пригодном для потребления в процессе проведения досуга: информация должна подаваться максимально интересно и привлекательно для того, чтобы посетитель захотел потратить часы своего досуга на ее потребление.

Этнографический музей как социально-коммуникационный институт в современном обществе можно рассматривать как:

- пространство коммуникации, приспособленное для взаимодействия широкого круга и большого количества коммуникантов, оснащенное необходимым материально-техническими средствами и профессиональным сервисом;

- место встречи субъектов коммуникации, доступное как для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, так и для тех, кто в этой информации нуждается;

- коммуникативный узел — место приема, обработки, сортировки, хранения, перераспределения, переадресации и доставки историко-культурной, художественной, естественно-научной, краеведческой и прочей информации и др.

Функционирование и развитие этнографического музея как социального и коммуникационного института наиболее точно отвечает условиям современного общества и потребностям человека в эпохе постмодерн. В рамках этого института существует множество направлений социокультурной и научно-просветительной деятельности без которых не может осуществляться эффективная трансляция социальной памяти, социокультурного опыта и социально значимого знания. Все эти направления «совпадают относительно основных целей музея, которые заключаются в создании условий, способствующих ценностному осмыслению человеком природного мира, истории и культуры».

Этнографический музей начала XXI века — это социально-культурный институт формирующегося информационного общества, деятельность которого детерминируется и глобальными проблемами столетия, и особенностями собственно российского общества. В современном мире он воспринимается символом культуры, хранителем традиций и коммуникационным каналом, обеспечивающим трансляцию социальной памяти, межпоколенной трансмиссии социокультурного опыта и социально значимого знания. Это особое научное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Музей формирует культурную среду социума; его работа направлена на воспитание чувства общественного и национального самосознания; через свои выставки и мероприятия музей обращается к каждому посетителю, эмоционально воздействуя на аудиторию, образовывая и развлекая одновременно. Таким образом, одним из наиболее значимых аспектов деятельности современного этнографического музея является формирование национально-культурной идентичности индивидов и групп, а также воспитание толерантности в обществе. Другими словами, современный этнографический музей связан с реализацией тех или иных аспектов национально-государственной идеи России.

Этнографический музей представляет собой сложный механизм, обеспечивающий участие особой ретроспективной информации в «картине мира» современного человека. Он выступает как посредник между индивидом и культурной средой, донося «своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу, его традиций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс». Эмоционально и когнитивно воздействуя на посетителя, он вызывает к себе интерес и способствует стремлению углубиться в изучение прошлого, исследование исторических корней своего народа. Таким образом, деятельность этнографического музея непосредственно связана с аккумулированием и трансляцией социальной памяти, социокультурного опыта и социально значимого знания. Для более полного понимания роли и функций музея в современном обществе необходимо раскрыть данные понятия.

На современном этапе деятельности этнографического музея наиболее важным становится акцент на воспитании уважения к прошлому, настоящему и будущему многонационального и многоконфессинального государства; на развитии чувства единения и родства народов, стремления каждого человека к общему делу, созданию справедливого общества. Эти процессы, в свою очередь, имеют многовековое философско-теоретическое осмысление в культуре, осмысление которых позволяет более глубоко реализовать их в практике музейной деятельности.

Деятельность Российского этнографического музея связана с реализацией концепции Н.Ф. Федорова о музее как институте формирования и популяризации национально-государственной идеи. Федоров подчеркивает, что музей — это выражение памяти общей для всех людей как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия. Деятельность музея в данном случае выражается в собирании и восстановлении, а не в хранении только.

Музей не может быть пассивным, страдательным, равнодушным выражением раздора и безучастным к утратам, из него происходящим, он не может быть и собором идеалистов, безучастных к раздору и к утратам, живущих воспоминаниями внемирного существования и жаждущих возвратиться в него, как это было в музее Платона. Музей не может быть собором и реалистов, поддерживающих то самое, что производит раздор и утраты, не может быть он, наконец, и хранителем памятников раздора, как это видим в товарных кабинетах, промышленных музеях, юридических архивах, служащих выражением не памяти доброй, а злопамятства.

Музей представляет собой сложный механизм, обеспечивающий участие ретроспективной информации в «картине мира» современного человека. Он выступает посредником между индивидом и культурной средой, донося своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих данному этносу, его традиций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс. Необходимо отметить, что современный музеи в целом, а Российский Этнографический музей в частности, эмоционально и когнитивно воздействуя на посетителя, вызывают к себе интерес и способствуют стремлению углубиться в изучение прошлого, исследование исторических корней своего народа.

Существенное место в деятельности этнографического музея формулируется в концепции М.Фуко, которая представляет собой совокупность рассуждений, направленных на объяснение исторических процессов, понимание взаимосвязи власти, государственной политики и деятельности социальных институтов, анализ способов познания настоящего и прошлого. Несмотря на то, что значительная часть теоретических построений философа связана с исследованием языковых и мыслительных структур, многие положения его концепции являются адекватным аналитическим инструментом для обоснования деятельности этнографического музея, связанного с отражением национально-государственной идеи и реализации ее социальных функций, наиболее важными из которых являются:

аксиологическая функция (установление общих ценностей)

телеологическая функция (определение «коллективного бессознательного»)

коммуникативно-интегративная функция (сплочение людей, предоставление возможности общаться в русле единой идеи)

компенсаторная функция (избавление от чувства неудовлетворенности, связанного с текущими социальными проблемами).

В Заключении указывается, что многолетнее теоретико-эмпирическое исследование «Роль и место музея в системе формирования национально-государственной идеи» не решило и не могло решить всего комплекса сложившихся в этой сфере социально-значимых и актуальных задач. Однако итоги осуществленного исследования убедительно свидетельствуют, что результатом его стало существенное продвижение в разрешении возникших вопросов.

Результатом исследования стала социально-педагогическая концепция включения музея в систему разработки, отражения, общественного обсуждения и популяризации национально-государственной идеи России.

Важным результатом опытно-экспериментальной работы стало успешное апробирование технологии использования музея как социального института, обеспечивающего формирование и реализацию национально-государственной идеи России.

Опыт развития музейного дела в России достаточно убедительно показал, что, опираясь на подлинные памятники материальной и духовной культуры, музеи включаются в формирование национально-государственной идеи тем, что обеспечивают достоверность и убедительность экспозиции. Превращая документы истории и образцы культурной деятельности в средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, музеи помогают людям, вступившим в третье тысячелетие, осваивать новую информацию. Благодаря своей уникальной возможности использовать исторические раритеты и шедевры художественной культуры, музеи обладают огромным культуросозидающим потенциалом и способны играть существенную роль в формировании национально-государственной идеи, в решении злободневных проблем развития духовной жизни общества.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Монографии:

1. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи / В.М. Грусман. - СПб .: ООО «Деловая полиграфия», 2007. - 264 с. [17 п.л.]

2. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев / В.М. Грусман. – СПб. : 2001. – 262 с. [17 п.л.]

Коллективные монографии, в которых соискатель выступает в качестве руководителя проекта:

3. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. - СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2004. -568 с. [35 п.л.]

4. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния, часть 1. – СПб. : ООО «Навигатор», 2006. – 608 с. [37 п.л.]

5. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния, часть 2. – СПб. : ООО «Навигатор», 2006. – 552 с. [34.5 п.л.]

6. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Т. 3. Калужская губерния. - СПб.: ООО «Деловая полиграфия», 2005. – 648 с.

7. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н.Тенишева. Т. 4. Нижегородская губерния. - СПб. : ООО «Навигатор», 2006. – 412 с. [30 п.л.]

8. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. Альбом. – М. : ИПЦ «Художник и книга», 2006. – 296 с.

9. Концепция программы развития Российского этнографического музея (2001-2010 годы). – СПб., 2000. – 78 с. [5 п.л.]

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

10. Современные праздники и обряды народов СССР (в соавторстве с Э.С. Яглинской) // Советская этнография. – 1977. - №3. – [0.3 п.л.]

11. Показ отдельных аспектов советского образа жизни в Государственном музее этнографии народов СССР (в соавторстве с Э.С. Яглинской) // Советская этнография. – 1982. - №3. [0.45 п.л.]

12. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №8 (35) [0.6 п.л.]

13. Музей как институт трансляции социально значимого знания // Вестник МГУКИ. – 2007. - №1. - [0.6 п.л.]

14. Социально-культурные аспекты национально-государственной идеи России // Вестник ЧГАКИ. – 2005. - №2 (8). - [0.75 п.л.]

15. Реализация культурно-исторической направленности деятельности музеев в обществе XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. – 2007. – №6. - [0.4 п.л.]

загрузка...