Delist.ru

Музей в системе формирования национально-государственной идеи (07.09.2007)

Автор: ГРУСМАН Владимир Моисеевич

?????????

5???????????

?????????

члчбЪбРчЖчјЇРчЁјћ—ЌјѓyчЖјЁјЁyrke^W

?к религия, в значительной степени повлиявшая на историческое и культурное развитие России; а также соборность - качество, определяемое многими исследователями как специфически русское.

Объединяющая нацию идея в современной России имеет настолько многообразные смысловые воплощения, что многие ученые, философы, социологи ставят вопрос о возможности формирования какого-либо комплексного представления о ней. При этом самым «нейтральным» и способным объединить все современные смыслы стал термин «национально-государственная идея». Это понятие «удобно» для использования в сфере публичной политики: в отличие от других идеологически связанных категорий, оно представляет собой tabula rasa, поскольку степень его неясности в сфере публичной политики чрезвычайно высока: подавляющее количество употреблений выражений, связанных с национальной идеей, приходится на контексты неопределенности. Кроме того, понятие «национальная идея» в политических дискуссиях имеет скорее положительные, чем отрицательные коннотации.

Вторая глава «Становление и развитие национально-государственной идеи России» раскрывает современные взгляды на эту проблему.

В главе подчеркивается, что идеологизация общественного сознания, заключающаяся в формировании национально-государственной идеи, сопряжена с выработкой не одной всеобъемлющей и монопольной квазиидеологии, а плюралистического созвездия взаимосвязанных идеологий, вызревших в цивилизационном самосознании, перетасованных национальными и культурными синтезами, но окончательно оформившиеся как идеологии частных социальных группировок и политических организаций.

Анализируя стратегии формирования национально-государственной идеи России, особое внимание исследователи уделяют понятию «нация». Следует отметить, что в настоящее время данное понятие, а также понятия, связанные с ним, носят дискуссионный характер, что оставляет свободу интерпретации при обсуждении проблемных терминов в дискуссиях, в которых принимают активное участие ученые, политики, общественность. Научные споры имеют незавершенный характер: в общественных науках не существует единообразия понятий «этнос», «этничность», «этническая группа», «народ», «нация» и т.п. Кроме того, в условиях различных конкретно-исторических ситуаций значения этих понятий могут иметь принципиальные различия и относительную условность.

Под нацией понимается также политэкономическая форма этнической общности, формирование которой связано с утверждением капитализма, с преодолением феодальной раздробленности. Общепризнанными признаками нации являются единство территории, общность языка, экономической жизни и, как следствие всего этого, общность психического склада, национального характера. Таким образом, представители одной нации, не имеющие общих предков и общего этнического происхождения, являются приверженцами общих ценностей, интересов, целей.

Общенациональная идея способна привести к общенациональному согласию, достижению разумного компромисса в обществе, сплотить его ради достижения общей цели в развитии общества. Национальная идея не имеет своей направленностью подчеркивание национальной исключительности того или иного народа, «расовой чистоты» или превосходства одной нации над другой. Общенациональная идея представляет собой определенный тип человеческой солидарности в достижении поставленной цели общественного согласия. При всем разнообразии трактовки национальной идеи все сходятся на том, что под национальной идеей понимается совокупность общенациональных ценностей. Национальная идея дает нации цель, сплотить и мобилизовать ее активность, она призвана вдохновлять нацию, быть действенной. Однако, представляется что, Российская национальная идея должна быть денационализированной: это должна быть идея нации-государства, а не нации-этноса.

Исходя из этого при формировании национально-государственной идеи закономерно возникает вопрос о роли государства в обеспечении приоритетов национальной идеологии в области культуры, образования и воспитания. Система образования в условиях кризиса духовности становится стратегическим фактором выживаемости и дальнейшего существования Российской цивилизации в целом. По мнению большинства исследователей, власть еще не осознала последствий своего гибельного пренебрежения к нуждам образования. Так, разрушение сущностных основ цивилизации в сознании подрастающего поколения разрушает государство. Самоуничтожение можно во многом предотвратить, обратив самое пристальное внимание к проблеме возрождения традиционной духовности, менталитета, культуры в новом поколении. Основными целями образования, таким образом, становятся воспроизводство цивилизационной национально-личностной идентификации человека и цивилизационно-опережающее образование.

С точки зрения современных исследователей, национально-государственная идея России должна отвечать следующим критериям:

- целостность (содержание базовых ценностей как цели личного и государственного бытия человека);

- способность заинтересовать (то есть отражать коренные интересы личности, народа и государства и быть понятной им);

- понятность миру;

- стремление к объединению, неконфронтационность;

- перспективность в развитии;

- понятность в своей стратегии и механизмах программного воплощения;

- способность обеспечивать получение первых позитивных результатов как точек роста в ближайшем будущем;

- способность служить базовой основой согласия в обществе и единой координационной платформой практической деятельности всех органов власти;

- способность к толерантной интеграции, снижающей напряженность всех форм противостояния (идейных, социальных, этнических, демографических, территориальных и т.п.) и укореняющей ценности, общие для граждан Российской Федерации.

- способность к мобилизации, снимающей эффекты социальной фрустрации и апатии, стимулирующей активность, инициативу, разного рода конструктивную деятельность и созидательные акции.

- способность к преобразованию, дающая ценностное обоснование происходящих в стране изменений и ориентирующей на перспективу.

Кроме того, в существующем идеологическом контексте национальная идея:

- не может быть политической; наоборот, она должна иметь вид политически нейтральной, но при этом дающей критерии для различения политических действий;

- не может быть этнической (например, «русской»), а должна обосновывать оптимальные формы этнического сосуществования и взаимодействия;

- не может быть конфессиональной (например, «православной» и даже «христианской»), а должна предполагать равноправие церквей и верований, включая принципиальную нерелигиозность;

- не может быть чисто доктринальной, а должна иметь очевидную связь с практическими, непосредственно наблюдаемыми и осязаемыми жизненными реалиями - воплощаемыми программами, спонтанными инициативами, самодеятельными инновациями и т.д.

Глава завершается обоснованием основных функций национально-государственной идеи России, которые призваны: превратить интерес россиян к национальной идее в процесс ее заинтересованного формирования, а, затем, принятия и реализации в общепринятом виде; объединить всех россиян в «российскую нацию», определить для всего мира лицо, устремления и дела российской нации, выразив то, чего стремится достичь российский народ в обозримом будущем. Национальная идея российского народа должна быть понятна и примерна для народов других стран.

Национальная идея российского народа в общепринятом виде должна быть воспринята всеми соотечественниками, живущими за пределами России и она должна оказывать через них влияние на формирование и развитие национальных идей стран, гражданами которых они являются, в которых они живут.

Национальная Идея должна выражать идею пользы для каждого конкретного человека. Именно сейчас состояние российского общества таково, что можно перейти от некоторых отвлеченных идей всеобщей пользы к идее пользы для каждого человека.

Национальная идея должна выражать приоритеты мировоззрения, общие для людей всех национальностей и всех конфессий, живущих в России. Каждый россиянин должен найти в этой формуле выражение тех принципов построения жизни, в которые он верит, как член той или иной политической партии, как представитель определенной социальной группы как религиозный человек, или которым он следует, как верный укладу жизни своего этноса.

Глава третья – «Интеллигенция и ее роль в формировании национально-государственной идеи» - начинается с констатации понятия «интеллигенция».

Формирование и эволюция феномена интеллигенции проходила в истории нашей страны под сильнейшим воздействием дискуссий в среде самой «думающей части общества». В центре споров стояла проблема: что такое интеллигенция - социально-экономическая или социально-этическая категория? С учетом акцентов расстановки сил в этих дискуссиях определялись линии поведения представителей «народа» и «власти» по отношению к интеллигенции, а также интеллигенции по отношению к власти, государству и «народу». Эти отношения, в свою очередь, стали определять вес, значение, место интеллигенции в жизни общества, в политике государства.

На сегодняшний день интеллигенции как социальному, культурному и политическому феномену посвящено большое количество российских и зарубежных исследований. Однако при этом до сих пор отсутствует более или менее рационализированное определение данной общественной группы. Основную проблему при этом, как показывает анализ литературы, составляет выбор «родового» признака интеллигенции (уровень образования, характер и содержание труда, выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, высокая духовность, нравственность, гражданственность и т.п.).

В большинстве известных исследований, посвященных определению термина «интеллигенция», указывается на его российское происхождение — считается, что он был введен П. Д. Боборыкиным (1836-1921) в 1866 г. По мнению А. И. Арнольдова, данная общественная группа получила свое название впервые в русском языке и по исходному смыслу связывалась с латинским глаголом intellego (преобразованное interlego) — различать, понимать, разуметь. Отсюда рождение отглагольного существительного intelligentsia — понимание, разумение, способность разъяснять идеи и предметы, а также ум, разум.

Другой позиции по поводу происхождения этого термина придерживается американский исследователь российской истории Р. Пайпс, согласно которому, этимологические корни термина лежат в Западной Европе, где еще в первой половине XIX в. в результате латинизированной адаптации французского intelligence и немецкого intelegencz, образовалось слово «интеллигенция». Отметим, при этом, что в содержательном отношении его понимание интеллигенции как «образованных, просвещенных элементов общества» в принципе сходно с интерпретацией Арнольдова.

Д.С. Лихачев определяет понятие интеллигенции как чисто русское, а содержание его преимущественно как ассоциативно-эмоциональное. По его мнению, интеллигент — представитель профессии, связанной с умственным трудом (например, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий «умственной порядочностью».

К интеллигенции, по мнению Лихачева, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория.

загрузка...