Delist.ru

Музей в системе формирования национально-государственной идеи (07.09.2007)

Автор: ГРУСМАН Владимир Моисеевич

В процессе исследования обоснована оригинальная концепция музея как социального института, включенного в решение кардинальных проблем общественного и государственного развития, в разработку, отражение и популяризацию национально-государственной идеи России. Концепция ориентирована на расширение социальных функций музейных учреждений, на их рассмотрение как компонентов культурной среды, интегрирующей исторически сложившиеся национально-культурные традиции, духовные ценности современности и факторы, предопределяющие смысл существования и перспективы развития нации, ее роль и место в человеческом сообществе и решении глобальных проблем формирующейся информационно-креативной цивилизации.

Исследование дало возможность раскрыть синергетический феномен организационно-педагогической технологии разработки, отражения и популяризации национально-государственной идеи России средствами музейной деятельности, позволившей, опираясь на интерактивные методы вовлечения посетителей в социально-культурное творчество, расширить круг активных участников ее формирования и реализации.

Практическая значимость исследования проявилась в реализации в Российском этнографическом музее и ряде других музейных учреждений страны социально-педагогической концепции включения музея в систему разработки, экспозиционного отражения, общественного обсуждения и популяризации национально-государственной идеи России.

Выводы исследования позволяют любому музею и, в первую очередь, этнографическим музеям использовать обоснованную в диссертации и успешно апробированную в процессе опытно-экспериментальной работы технологию вовлечения посетителей в социально-культурное творчество, связанное с формированием и осуществлением национально-государственной идеи России.

Исследование обогатило музейную практику эффективными интерактивными методами, обеспечивающими органичную связь просвещения с вовлечением людей в социально-культурное творчество, в процессе которого историко-культурные знания преобразуются в нравственные убеждения и патриотическую гражданскую позицию.

На основе исследования разработан спецкурс, который успешно читается на факультете культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Положения, выносимые на защиту:

Новое направление теории, методики и организации социально-культурной деятельности – культурология, менеджмент и педагогика формирования национально-государственной идеи России средствами музейной практики.

Социально-педагогическая концепция включения музея в систему разработки, экспозиционного отражения, общественного обсуждения и популяризации национально-государственной идеи России, основанная:

- на восприятии музея как социального института, которому имманентно присуще отражать стержневые и наиболее актуальные проблемы культуры, личности и общества;

- на способности музея объяснять историческую судьбу и смысл существования данной нации, формировать национальную память, историческое сознание, общественно-значимые знания, социально-культурный опыт; транслировать непреходящие ценности национальной культуры, интегрирующей в себе общечеловеческие достижения мировой цивилизации и национально-культурные традиции в их единстве и многообразии;

- на учете культуросозидающего потенциала этнографических музеев, репрезентующих материальную культуру населяющих страну народов, воспитывающих уважение к прошлому, настоящему и будущему многонационального и многопрофессионального государства, формирующих чувство единения и родства народов;

- на реализации музейной функции трансляции природного и культурного наследия, обеспечения культурной ориентации и культурной идентификации на всех уровнях современного общества.

3. Синергетический феномен организационно-педагогической технологии разработки, отражения и популяризации национально-государственной идеи России средствами музейной деятельности, который:

- соответствует общечеловеческим ценностям третьего тысячелетия;

- отражает национально-культурные традиции и менталитет россиян;

- отвечает требованиям формирующегося информационно-креативного общества;

- учитывает и оптимизирует интересы всех населяющих страну народов и народностей, всех религиозных конфессий, всех социально-демографических групп и их субкультур;

- подчеркивает уникальное место россиян в современной цивилизации и удовлетворяет требованиям их идентификации.

Ведущим стрежнем этой технологии выступают взаимодополняющие интерактивные методы просвещения, включения посетителей музея в различные формы социально-культурного творчества, способствующего преобразованию историко-культурных знаний в нравственные убеждения, нормы и принципы жизнедеятельности, и методы стимулирования их социально-культурной активности.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении раскрывается актуальность проблемы, анализируется степень ее разработанности, концентрируется внимание на сложившихся противоречиях, которые обусловили целесообразность исследования, направленного на выявление путей и средств их преодоления. Формулируются цель, задачи, объект, предмет, источники и базы исследования; его исходная рабочая гипотеза; методология, методика и организация научного поиска; научная новизна, практическая значимость, достоверность, апробация результатов исследования. Введение завершается положениями, выносимыми на защиту.

В первой главе «Сущность и источники национально-государственной идеи» дается сложившееся толкование понятия «национальное самосознание», «национальная культура», «национальная идея», «национально-государственная идея».

По мысли Н.С.Трубецкого, истинное национальное самоопределение и национальное самопознание неразрывно связано с национальным самопознанием, которое помогает преодолеть национальный эгоцентризм:

Истинное самопознание укажет человеку (или народу) его настоящее место в мире, покажет ему, что он - не центр Вселенной, не пуп земли… От постижения своей собственной природы человек или народ путем углубления самопознания приходит к сознанию равноценности всех людей и народов. А выводом из этих постижений является утверждение своей самобытности, стремление быть самим собой. Ибо тот, кто самого себя не познал, не может, не умеет быть самим собой.

В главе подчеркивается, что если культуру рассматривать как уровень духовной жизни общества, то необходимо сказать о том, что «национальная культура» учитывает влияние на культуру национального характера данного народа. Поэтому национальных культур столько же, сколько культурных национальностей. Особое значение здесь имеет и понятие «культурной ментальности», включающее в себя идеи, значения, ценности, эмоциональные ощущения или упорядоченные системы мышления, составляющие духовное содержание культурных явлений и влекущие за собой изменение внешней стороны культуры: предметов, событий, материальных форм, в которых воплощается внутренний опыт.

Национальное самосознание и национальная культура служат ценностным основанием национальной идеи как своеобразной «кристаллизации» духовной атмосферы, характеризующей тот или иной этап развития страны, народа.

Национальная идея в обществе выполняет ряд социальных функций, наиболее важными из которых являются:

аксиологическая функция (установление общих ценностей).

телеологическая функция (определение «коллективного бессознательного»).

коммуникативно-интегративная функция (сплочение людей, предоставление возможности общаться в русле единой идеи).

компенсаторная функция (избавление от чувства неудовлетворенности).

Национальная идея может выражаться в разных жанрах - от исторических трактатов и государственных конституций до кратких политических лозунгов и народных поговорок. Однако для народа, имеющего длительную историю развития, богатый духовный и культурный опыт, национальная идея представляет собой относительно четко сформулированную, более или менее аргументированную историософскую позицию, объясняющую смысл существования данной нации.

Однако на современном этапе социально-политического развития общества национальная идея превращается в принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Только имея такой принцип, государство может определять приоритеты внешней политики, союзников и противников, характер внутриполитических, социальных, экономических и культурных программ, развертывать систему вооруженных сил и т.д. Сегодня национальная идея как особый инструмент национальной политики, определяющий историко-политическую траекторию государства, трансформируется в национально-государственную идею, и эта трансформация необходимо предполагает четкую, тщательно разработанную формулировку, учитывающую специфику национального самосознания, национальной культуры, а также неартикуллированных параметров национальной идеи.

Россия - не просто некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех его членов жизненным пространством (по Соловьеву, Россия - «семья народов»). Народы и территории, вошедшие в состав Российского государства на разных этапах его формирования - независимо от того, как это произошло, добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов - уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. Сущностное содержание русской идеи - полинациональность, органическое соединение различных народов, культур, традиций, конфессий и т.д. В этом единстве оказались органически скрепленными единые государственность, социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой. Исходя из этого, по мнению современных ученых и мыслителей, при определенных условиях современные социополитические процессы могут стать отправной точкой как государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания, так и возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не противоречат друг другу, а взаимодействуют.

Термин «русская идея» впервые введен Ф.М. Достоевским в 1860 г. - в ней он видел синтез всех лучших идей, которые развивает Европа «в отдельных своих национальностях».

Наиболее последовательное и всестороннее осмысление проблемы русской идеи мы находим в работах русского философа В. Соловьева - он первым в отечественной литературе посвятил этому вопросу специальную и достаточно обширную статью, которую так и назвал «Русская идея».

Как указывает Н.А. Бердяев Русская религиозная идея по существу своему есть идея вселенская и всечеловеческая, она обращена в мировую ширь… Русская религиозная идея связана с объединением Востока и Запада в единый христианский духовный мир… Христианство вступает в возраст, когда подобно средневековью должен образоваться единый духовный космос, единое духовное человечество.

Акцент на самобытности русской идеи и особости исторической миссии России присутствует и в философии И. Ильина. Русская идея в его трактовке «есть идея сердца... сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия, и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления».

Своеобразным «социологическим» итогом эволюции учений о русской идее выступает теория «интегрального» («идеалистического») социокультурного строя П. Сорокина, который определяет исторический процесс как становление трех периодически сменяющих друг друга социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и интегральной. Каждая из суперсистем отличается определенным способом постижения реальности, типом социально-политической, экономической, религиозно-нравственной и правовой организации, а также совокупностью высших смысложизненных норм и ценностей.

загрузка...