Delist.ru

Музей в системе формирования национально-государственной идеи (07.09.2007)

Автор: ГРУСМАН Владимир Моисеевич

Степень разработанности проблемы.

Развитие современного дискурса о национальной идее начинается с середины 90-х гг. XX века. К 1996 году - времени вторых президентских выборов, в результате которых Б.Ельцин был избран на второй срок - в России накопилось огромное количество неразрешенных проблем, требовавших той или иной формы их общенациональной сублимации. Именно тогда появился известный призыв президента к интеллигенции; требуется Идея для России.

Прежде всего, общественные деятели, политики, философы обратились к существовавшей в XIX - начале XX вв. традиции публичного обсуждения национального вопроса на страницах печатных изданий. Тема «национального» стала «модной», а ее обсуждение приобрело массовый характер.

В 1996-1997 г.г. «Российская газета» организовала на своих страницах общенациональный конкурс «Идея для России».

Понятие «русская идея» употреблялось в конце XIX в, многими представителями отечественной философской школы (Ф.М.Достоевский. Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, B.C.Соловьев). Однако попытка смоделировать «новую русскую идею» с помощью современных СМИ придала классической теме русской философии довольно определенный политический подтекст: понятие «русская идея» сегодня чаще всего появляется в рамках разговора о восстановлении империи в дореволюционном или советском варианте.

«Русская идея» активно эксплуатируется коммунистами. Проповедуя идейное наследие Ленина, они активно апеллируют к «русской идее», православию, неославянофильству.

Одним из наиболее важных источников национально-государственной идеи России, несомненно, являются социально-философские размышления политиков, писателей и философов XIX - начала XX вв. Основные исследовательские гипотезы, следующие из анализа данных концепций это:

1. «Русская Идея» рассматривается как небо на земле (идеи, развиваемые В.С.Соловьевым, Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным).

«Русская Идея» рассматривается как «МЫ-мировоззрение» (С.Л.Франк).

«Русская Идея» рассматривается как сверхиндивидуальная демократия или самодержавная республика (В.В.Розанов, Н.И.Алексеев).

Ю.С.Пивоваров и B.C.Библер рассматривают знаменитую формулу С.С.Уварова «Православие-Самодержавие-Народность» как основу национальной идеи России. При этом центральным, главным элементом этой формулы объявляется Самодержавие (Власть, Держава, Государство), а грани «религиозность-народность» - гранями государственности как основы общественной жизни.

Г.Н.Пак предлагает выразить национальную идею России формулой «Взаимопонимание - Взаимодействие - Державность». При этом под державностью имеется в виду понятие, «синонимичное понятию государственности, государственного начала, приоритета интересов целостности, единства и величия государства. А условия ее достижения - взаимопонимание и взаимодействие субъектов Российской Федерации и составляющих их этнических общностей».

В.Н.Торопов выделяет три ключевые идеи-концепции русского самосознания, представляющих собой определенные «нравственные императивы» национальной русской идеи:

- единство в пространстве и сфере власти («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» как наиболее представительные выразители этой идеи);

- единство во времени и в духе, т.е. идеи духовной преемственности («Слово о законе и благодати»);

- святость как высший нравственный идеал поведения, жизненной позиции.

Для ряда современных ученых характерно стремление выделить какой-либо один – внешний или внутренний определяющий источник формирования национально-государственной идеи. С точки зрения Д.Г.Малыхина, таким источником является географический фактор: для России характерно «свое особенное сочетание территориальных условий, существенно отражающихся на национальном быте и порядке.

По мнению В.В.Стрыгина, содержание и обоснование русской национальной «сверхидеии» образует уникальность основополагающих принципов русской нации.

Положение об «избранности» русской нации как источнике формирования «русской идеи» поддерживается также А.Г. Арбатовым, с точки зрения которого в своей основе русская идея - это «идея власти России над другими славянскими и неславянскими этносами, в той или иной мере входившими в «естественные границы» поздней Российской Империи и Советского Союза.

Распространенным является так называемый «религиозный», «православный» взгляд на формирование российской национальной идеи, согласно которым она существует столько же, сколько существует сама нация; она возникает в «божьем замысле» и раскрывается в ее истории.

Ряд исследователей выделяют коммунистическую идею как фактор формирования национально-государственной идеи России. По утверждению И.Б.Чубайса, коммунистическая идея – это компиляция из Библии и Маркса, приправленная лозунгами политико-прагматического характера.

В большинстве стран мира государство представляет собой не какую-либо нацию, а сообщество всех граждан, живущих в рамках его территории. Территория нации совпадает с территорией государства. Но не нация определяет территорию, а наоборот, территория - нацию; не нация предопределяет границы государства, а государство - границы нации. В основе многих наций лежит не предыдущая форма определенной этнической общности, а территориальная общность, объединившая в своем составе несколько этнических групп. В.А. Тишков считает, что понятие «национальная государственность» как общая территория проживания одного или нескольких народов в рамках государства требует изменения интерпретации: в международной практике многих современных государств - в отличие от отечественной политологии и юриспруденции - понятие «национальная государственность» имеет общегражданский смысл, т.е. «нация» и «государство» выступают как синонимы.

Термин «общенациональная идея» также прочно вошел в юридическую, философскую, историческую, социологическую литературу. При этом имеются в виду национальные интересы Российского общества и государства в целом, а не отдельных народов, населяющих страну. По мнению К.Д.Коркмасовой, правильнее говорить не о «русской национальной идее, а о «Российской общенациональной идее», имея в виду идеологическую и политико-правовую общность народов федеративной России. В таком виде общенациональная идея способна привести к общенациональному согласию, достижению разумного компромисса в обществе, сплотить его ради достижения общей цели в развитии общества.

Актуальность национально-государственной идеи предопределила активность исследователей гуманитарного и обществоведческого профиля, которые ныне сосредоточили внимание на разработке:

- национально-государственной идеи России как Русской идеи (С.Фомин, А.Васильев);

- национально-государственной идеи России как общероссийской идеи (И.И.Валеев, А.П.Бутенко, Л.Н.Кочеткова, И.М.Чудинова);

- национально-государственной идеи как идеи национальной интеграции (И.Б.Чубайс);

- национально-государственной идеи России как производной от структуры национального менталитета (А.М.Новиков);

- национально-государственная идея России как диалектическая связь национального и общечеловеческого (В.С.Нерсесянц);

- национально-государственная идея России как способ определения нового места российского государства в современном мире (М.В.Ильин, Г.В.Осипов);

- национально-государственная идея как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых уровней (системный подход) (А.А.Сизов, А.И.Владимиров).

Этот перечень не исчерпывает все направления научного и политического поиска, однако и приведенные выше данные говорят об исключительном интересе к этой проблеме.

Рассмотрение музея как компонента системы формирования и популяризации национально-государственной идеи обусловило необходимость определить степень научного осмысления этого аспекта исследования, обратившись к научным трудам в области культурологии, музееведения, психологии, педагогики и, в первую очередь, теории и методики социально-культурной деятельности. В центре этого анализа оказались Н.Ф.Федоров и Т.Фуко, которые сумели увидеть в музее социальный институт, способный существенно обогатить сложившееся представление о роли и месте музея в разработке, отражении и продвижении национально-государственной идеи.

Серьезный вклад в исследование проблемы внесли Е.Г.Артемьев, Г.П.Бутиков, М.И.Бурдыкина, Е.Г.Ванцлова, Л.Е.Востряков, Г.В.Вилинбахов, С.С.Гейченко, М.Б.Гнедовский, А.И.Голышев, В.П.Грицкевич, М.Е.Каулен, Е.Н.Корчагин, В.М.Крылов, И.М.Кузинец, А.В.Лебедев, И.Т.Майстровская, Н.В.Нагорский, С.М.Некрасов, Н.А.Никишин, Т.П.Поляков, А.М.Разгон, Б.А.Столяров, А.А.Сундиева, Л.М.Шляхтина, Ф.И.Шмит, Э.А.Шулепова, Т.Ю.Юренева, М.Ю.Юхневич и другие специалисты.

Особое место в разработке национально-государственной идеи средствами музейной деятельности заняли научные коллективы Российского института культурологии во главе с К.Э.Разлоговым, Государственного Эрмитажа во главе с М.Б.Пиотровским, Историко-культурных заповедников «Царское Село» и «Петергоф» во главе с И.П.Саутовым и В.В.Знаменовым, Государственного русского музея во главе с В.А.Гусевым, Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина во главе с П.А.Антоновой, музейного комплекса «Исаакиевский собор» во главе с Н.В.Нагорским. Немало сделано в этом направлении Государственным историческим музеем (директор И.А.Шкурко, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником (директор А.И.Аксенова, Томским областным краеведческим музеем (директор Э.И.Черняк, Дарвиновским музеем (директор А.И.Клюкина), Всероссийским музеем А.С.Пушкина в Москве (директор Е.А.Богатырев) и др.

На развитие музейного дела, направленного на участие в формировании и пропаганде национально-государственной идеи значительное влияние оказали труды С.С.Аверинцева, Б.Г.Ананьева, М.А.Ариарского, М.М.Бахтина, Г.М.Бирженюка, Л.С.Выготского, Д.М.Генкина, П.С.Гуревича, И.А.Ивлиевой, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, А.П.Маркова, Н.Д.Никандрова, И.А.Новиковой, Ш.З.Санатулова, Ю.А.Стрельцова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, Д.И.Фельдштейна, А.Я.Флиера, Н.Н.Ярошенко и других культурологов, психологов, педагогов, которые способствовали разностороннему раскрытию потенциальных возможностей музея в решении насущных для государства и общества социальных проблем.

Музеи России накопили огромный опыт созидательно-творческой деятельности, обрели возможность опереться на выводы многочисленных исследований, которые предопределили в начале ХХI века качественный прорыв в использовании информационных технологий и иных факторов повышения эффективности конструктивного воздействия на посетителей. Однако, при всем этом далеко не решены многие методологические и технологические проблемы включения музейных институтов в решение стержневых задач общественного развития и, в первую очередь, такой социально-значимой и актуальной проблемы формирования национально-государственной идеи.

Сложившееся противоречие между потенциальными возможностями включения музейных учреждений в систему разработки, отражения и популяризации национально-государственной идеи и неразработанностью методологии и методики их реализации обусловили целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое социально-педагогическое исследование.

Цель которого выявить механизм включения музея в систему формирования национально-государственной идеи.

Из этой цели вытекали задачи:

загрузка...