Delist.ru

Музей в системе формирования национально-государственной идеи (07.09.2007)

Автор: ГРУСМАН Владимир Моисеевич

Грусман Владимир Моисеевич

Музей в системе формирования

национально-государственной идеи

Специальность 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Научный консультант доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры РФ М.А.Ариарский

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.А.Шульц

доктор культурологии, профессор,

заслуженный работник культуры РФ

А.И.Голышев

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ

Н.В.Нагорский

Ведущее учреждение Академия государственной службы

Защита состоится 9 октября 2007 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.019.02 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан «___»_____________2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Т.М.Казовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Стабильность, благополучие и успешное развитие любой страны связаны с четким определением своего лица; с наличием ясных, осознанных и принятых широкими массами целей; с национально-государственной идеей, которая объединяет все население, побуждает патриотические чувства и стимулирует социальную активность людей. Особенно актуальной национально-государственная идея представляется для России начала XXI века, пережившей болезненный распад Советского Союза, глубокий кризис 90-х годов прошлого столетия, а главное, потерю идеалов, которыми жили и в которые верили несколько поколений россиян.

Историки, социологи, социальные психологи, политологи, культурологи, педагоги и представители других наук еще многие годы будут изучать феномен СССР, где подавлялось любое свободомыслие, репрессировались миллионы ни в чем неповинных граждан, где людей лишали своего «Я» и превращали в винтики, вмонтированные в жесткий механизм, отрабатывавший директивы КПСС, где железный занавес ограждал человека от мировой цивилизации, но в то же время, люди поддержали пафос индустриализации, проявили невиданный патриотизм в период Великой Отечественной войны против фашизма, а самое существенное, с энтузиазмом восприняли идеи «страны, идущей впереди всего человечества и прокладывающей единственно правильный путь к всеобщему братству, свободе и процветанию».

Можно спорить насколько национально-государственная идея в эпоху сталинизма была реальностью или мифом или в какой мере понятия «коллективизм», «интернационализм», «дружба народа», «единая социальная общность - советский народ» соответствовали действительному состоянию общественного развития страны, но нельзя игнорировать факт того, что пропагандистская машина КПСС сумела объединить граждан страны такими идеалами, ради которых дети так называемых «врагов народа» отказывались от них, а узники «Гулага» считали свой арест ошибкой отдельного следователя и готовы были отдать жизнь за Сталина.

Едва правящая элита СССР из фанатиков коммунизма «переродилась», утратила способность аккумулировать настроения и запросы масс и подорвала идеологическую общность с народом, а концепции коммунизма перестали выполнять функции национально-государственной идеи, СССР развалился. Хотя, по сути, социалистические идеи у подавляющего числа граждан страны пережили и перестройку конца 80-х, и события августа 1991 года и шоковую терапию реформаторов.

Любая страна, любое общество могут успешно развиваться лишь при наличии целевых установок, объединяющих людей во имя близкой и осознанной ими идеи.

История цивилизации свидетельствует, что многоэтнические, неоднородные по составу населения государства самоопределяют себя как единые нации. Культура, язык, религия большинства предопределяют ханьский компонент в китайской нации, английский в британской, русский в российской. Испанская нация интегрирует кастильцев, басков, каталонцев, другие этносы и именно это, в первую очередь, обеспечивает стабильность, согласие и благоприятные перспективы развития страны.

Научный анализ особенностей становления и развития российской государственности позволяет утверждать, что Россия – это национальное государство с многоэтнической российской нацией, соединившей в себе русских, татар, башкир, бурятов, представителей десятков иных народов, населяющих нашу огромную страну.

Понятие российский народ берет свое начало с Петра I и получило свое развитие у М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина, П.Б.Струве, С.Ю.Вите, П.Н.Милюкова. Общность россиян сложилась на основе единых исторических и социальных ценностей, культуры, языка, патриотических чувств. Российская идентичность стала основополагающей для граждан страны. Однако государственная солидарность, государственный язык и иные общегосударственные символы никак не ущемляют прав разных народов на сохранение и упрочение своих национально-культурных традиций.

Россия начала ХХI века, отказавшаяся от коммунистических иллюзий видит идеалы и эталоны своего развития в интеграции непреходящих ценностей отечественной культуры и европейского качества жизни. В стране успешно реализуются национальные программы в области экономики, политики, образования, демографии, административного управления. Мы успешно преодолели угрозу распада Российской Федерации, укрепили Вооруженные силы, добились существенных успехов во внешней политике. Сегодня с особой остротой встала проблема утверждения национальной идентичности и управления этнокультурным многообразием, что может и должно найти себя в национально-государственной идее, которая станет эффективным средством консолидации общества как исторически целого и объединении народов России в стремлении обеспечить духовный и социально-экономический прогресс. Однако решение этой задачи встречает немалые трудности. С крушением Советского Союза и его идеологии россияне потеряли веру в единую социальную общность – советский народ – такую консолидирующую идею как быстрое построение светлого будущего. Людям необходима новая идентификация, основанная на новой национально-государственной идее, но эту идею необходимо научно обосновать, а главное, донести до разума и сердца каждого жителя страны, осознавая это, приходится учитывать, что сегодня в России есть немало сил, которые не осознают современные реалии или заняли националистические позиции. По данным социологических опросов до 15% подростков ныне готовы войти в группировки скинхедов, а еще 10% сочувствуют им. Все это свидетельствует о наличии острой идеологической, нравственной, научной и воспитательной проблемы, связанной с необходимостью обосновать четкую и доступную сознанию каждого национально-государственную идею, донести ее до сознания широких масс и привести систему воспитания социальных групп общества и, в первую очередь, молодежи в соответствие с этой идеей.

В формировании и пропаганде национально-государственной идеи, равно как и в создании соответствующей системы воспитания, призваны принять участие все, кто осознает ее значимость, владеет теорией и историей вопроса, видит ее сущность, обладает креативным мышлением и способом предложить программу, достойную великой и самобытной державы. Этим сегодня достаточно активно занимаются многие социальные институты - от Государственной думы и Администрации Президента до Российской академии наук и ведущих институтов российских масс-медиа. Значительное место среди них занимают музейные учреждения, которые в силу своей природы обязаны сохранять и пропагандировать ценности отечественной истории и культуры, участвовать в разработке и популяризации национально-государственной идеи.

В Западной Европе, в США, Канаде и, в первую очередь, в России музей XXI века стал непреходящим фактором духовной жизни общества, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Музеи заняли особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры народов, входящих в Российскую Федерацию, в исследовании предметного и природного окружения человека, в распространении ретроспективной, этнографической информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности, способствующей раскрытию национально-культурных традиций, в создании материальной базы познавательного туризма, в интеллектуальном наполнении досуга. Для миллионов семей - это неотъемлемый элемент свободного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

Благодаря хранящимся в музейных собраниях памятникам истории, культуры и природной среды, транслирующим первоисточники знаний и эмоционального воздействия, обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-исторического развития духовной жизни, воссоздаются исторические реалии, человек вовлекается в мир ожившей истории, утверждает свое национальное самосознание, а главное, осмысливает духовные ценности, лежащие в основе национально-государственной идеи, которая помогает определить место страны в мировой цивилизации и увидеть перспективы своего развития.

Роль и место музея в жизни общества нашли свое отражение в Федеральных Законах Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992, 1999 годы), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 год), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 год) и иных директивных документах в многочисленных исследованиях и публикациях российских и зарубежных ученых, в учебных пособиях, материалах научных конференций и иных формах отражения и осмысления совокупного опыта музейной деятельности.

Одним из ведущих в стране центров, связанных с изучением и наглядным отражением многовековой истории России как национального государства с многоэтнической российской нацией является Российский этнографический музей.

Более чем за столетие своего существования он накопил богатый опыт поиска, научной оценки, сохранения и использования историко-культурного наследия народов России в отражении многовекового процесса становления и развития социальной общности, освоившей огромную территорию от Калининграда и Новороссийска до Анадыря и Владивостока.

загрузка...