Теория и методология формирования и реализации гибких организационных структур управления в сельском строительстве (07.09.2007)
Автор: Косолапов Александр Ильич
В результате анализа особенностей СПС в Республике Дагестан в период реформирования, подчеркивается тот факт, что разработчики Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года применили традиционный подход, присущий современному отечественному индикативному планированию: «зарядили» ежегодный рост отраслей региональной экономики на 7-9 %. Указанный подход в современных российских условиях недопустим, поскольку его научная некорректность заключается в следующем: – во-первых, он не обеспечивает адекватного размерам проблем АПК и СПС развития; – во-вторых, представленные в Программе «контрольные» цифры показателей не обоснованы и не обеспечены ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми и пр.), о чем свидетельствует, прежде всего, отсутствие среди базовых отраслей региональной экономики СПС. Кроме того, в названной Программе не прописано взаимодействие СПС с базовыми отраслями региональной экономики, поэтому – непонятно, посредством чего будет развиваться в республике животноводство, промышленность, переработка; где будут жить квалифицированные кадры АПК. 4. В рамках анализа экономико-правового обеспечения функционирования СПС в диссертации рассмотрены основополагающие федеральные и региональные нормативно-правовые акты; при этом особое внимание уделено двум национальным проектам: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Доказано, что на современном этапе развития производительных сил и производственных отношений Российской Федерации первейшей задачей должно стать обеспечение необходимого законодательного поля для развития отечественного СПС. Правовое поле должно быть привлекательным не только для всех организаций строительного профиля (подрядных и специализированных строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, учебных заведений, управленческих фирм и других формирований, специализирующихся в области сельского строительства), но и для ведущих отраслей и социальной сферы национальной экономики. Не принижая значимости инвестиций в реальные активы для обеспечения подъема АПК и перехода его к устойчивому развитию через приоритетное развитие СПС (и, прежде всего, через его приоритетное финансирование), установлено, что законодательство – первично, деньги – вторичны: если будут созданы привлекательные правовые условия для организаций СПС, появятся и инвестиции. Кроме того, обосновано, что современное производство, каковым является СПС, должно не только подстраиваться под складывающиеся условия, но и формировать их: только при системном подходе и условии приоритетности СПС в системе национальной экономики возможно эффективное функционирование исследуемой отрасли. Автором в диссертационном исследовании представлено понимание информационных потоков в СПСО, выявлены факторы информационной поддержки и обеспечения принятия управленческих решений, спроектирована организационная структура в СПС, что в целом позволило предложить методы оценки эффективности информационных систем с учетом факторов неопределенности и риска, а также разработать методические подходы к оценке конкурентоспособности СПС. 5. Важное значение в СПС принадлежит информационной системе. Информационная система понимается автором как коммуникационная система по сбору, переработке и передаче информации в СПСО, в которой происходят сложные процессы преобразований материалов и сырья в готовые объекты СПС, обращаются потоки сырья, инструмента, трудовых затрат, денежных средств и т.д. Информационный поток строится в СПСО как противоток информации, физическому перемещению материальных масс. Если материальные потоки учитываются каждой СПСО на всем пути их движения, начиная от склада поставщика данных ресурсов и до сборочного строительного производства в СПСО, то информационный поток строится с противоположного конца: от сборочного строительного производства в СПСО до закупок нужных строительных материалов и сырья. Информационный процесс – это процесс хранения, обработки и передачи данных с целью управления СПСО и ее отдельными структурными подразделениями. Автором обосновано, что управление СПС – это, прежде всего, информационный процесс, основанный на целевой мобилизации и активизации трансакционных факторов его деятельности для повышения эффективности функционирования трансформационных факторов и рационального привлечения ресурсов. Развитие природной, технической, экономической, и социальной сфер СПС вызывает необходимость ускорения информационных процессов в нем. В управлении строительными системами СПСО они являются важнейшими, так как обеспечивают процесс воспроизводства входными, внутренними и выходными данными, характеризующими состояние производственных, инфраструктурных и управленческих звеньев в каждый момент времени. Трансформационные факторы (персонал, технические средства и материалы и т.п.) обеспечивают применение информационных технологий при подготовке, принятии и исполнении решений (рис. 3). Рис. 3. Схема информационных и материальных потоков в СПС Совершенствование технической базы управленческой деятельности в СПСО должно вестись по конкретной схеме, которая предполагает: определение общей структуры системы, изучение рабочих мест (их функций), оценку управленческих расходов; выбор технических средств, эксплуатацию новой системы. Тем не менее, чтобы иметь представление о системе управления СПСО необходимо знать алгоритм разработки организационно-технической структуры управления, которая представлена на рис. 4. Комплексный подход к решению задач предусматривает использование в СПСО единой информационной базы для решения задач по ряду подсистем управления, т.е. для многих функциональных служб и уровней управления. Обосновано, что к разработке информационного обеспечения системы управления СПСО необходимо предъявлять ряд организационно-методических требований: рациональная интеграция обработки информации; необходимость минимального дублирования информации в информационной базе; сокращение числа форм документов; необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации. Рис. 4. Алгоритм разработки организационно-технической структуры управления СПСО Основываясь на вышеизложенном, автором разработан алгоритм, раскрывающий проблему управления информационным обеспечением СПСО в логической последовательности связанных друг с другом общей целью элементов, каждый из которых ориентирован на решение конкретных специфических задач. Проведенный автором диссертационного исследования анализ информационного обеспечения принятия управленческих решений в СПСО (на примере Республики Дагестан) позволил сделать выводы о наличии положительных и отрицательных тенденций и разработать предложения по совершенствованию действующей информационной системы СПСО. К положительным тенденциям следует отнести: – оптимальность построения информационных потоков с подразделениями СПСО; – распределение функций по обслуживанию информационных потоков в подразделениях СПСО; – удобство передачи и предоставления информации на еженедельных планерках в СПСО; – применение горизонтальной информационной системы позволяет более полно использовать информацию и сокращать сроки принятия решений. Среди отрицательных тенденций автор выделяет: – неэффективное функционирование информационных систем и их недостаточный динамизм по сравнению с изменяющимися условиями СПС, что ведет к резкому увеличению вертикальных информационных потоков, форм отчетности и информационной перегрузке верхних уровней управления; – отсутствие четких критериев, позволяющих однозначно указать уровневую принадлежность информации; – отсутствие документов, регламентирующих обязанности и ответственность каждого управленческого уровня в части приема, обработки и передачи информации; – отсутствие четкого хранения архивных данных; – слабую подготовку должностных лиц всех уровней в вопросах обработки информации; – спонтанную передачу информации через один или несколько уровней; – процессы фиксирования, обработки и передачи потоков информации происходят частично без использования электронно-вычислительной техники (ЭВТ); – чаще всего ЭВТ выполняет функции оперативного планирования и укрупненного учета плановых показателей СПСО; – большая часть информации не накапливается (при отсутствии информационного центра), а передается в процессе контактов, и, поэтому стратегический банк данных находится не в памяти компьютера, а в сознании менеджера СПСО. Установлено, что характерный для современного этапа развития экономики рост объемов управленческой информации чрезвычайно остро ставит проблему информационной перегрузки управленческого персонала на предприятиях, в т.ч. и в СПС. При этом обосновано, что избыточность информации есть следствие не только объективных закономерностей, обусловленных развитием техники и технологии производства, но и результат недостаточного внимания к принципам и методам обработки и выдачи информации. Для достижения поставленной цели в рамках исследования была разработана модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления, включающая пять основных блоков (рис. 5). Она иллюстрирует схему многоуровневого и многофункционального подхода к управлению информационными ресурсами СПСО. Рис. 5. Модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления Как видно из рис. 5 модель иллюстрирует относительно самостоятельный, обособленный элемент каждого блока с характерным для него комплексом мероприятий, которые изложены ниже в виде рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения системы стратегического управления. Параметрический ряд деловых автоматизированных рабочих мест (АРМ) позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры СПСО и возможность наращивания информационной мощности. |