Delist.ru

Теория и методология формирования и реализации гибких организационных структур управления в сельском строительстве (07.09.2007)

Автор: Косолапов Александр Ильич

Сельское подрядное строительство – это сложная межотраслевая система самостоятельно хозяйствующих субъектов (подрядных и специализированных строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, учебных заведений, управленческих фирм и других формирований, специализирующихся в области сельского строительства) в процессе возведения производственных сельскохозяйственных зданий и сооружений, жилых и общественных построек в сельской местности, производственных баз сельских строительных организаций, инженерных коммуникаций, культивационных и мелиоративных сооружений. СПС, как экономическая система, обладая своими специфическими особенностями, экономическими интересами, ожиданиями и целями, не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты своего становления и развития весьма существенное влияние. Поэтому СПС является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими отраслевыми системами и является подсистемой национальной экономики.

Кроме того, в диссертации представлена ретроспектива развития СПС. Доказано, что СПС, как важнейшее звено строительного и агропромышленного комплексов, подчиняется общим закономерностям развития экономической формации. Пропорции в распределении капитальных вложений в послевоенный период свидетельствуют о том, что развитие сельских государственных подрядных организаций шло по пути неуклонного наращивания ими объемов выполняемых СМР на основе роста их технической оснащенности, внедрения индустриальных методов производства работ.

Организационные формы управления и руководства строительством в определяющей степени зависят от того, каким способом осуществляется производство СМР – подрядным или хозяйственным. Установлено, что в Советском Союзе строительство в основном осуществлялось постоянно действующими подрядными строительными организациями.

2. Выявлены следующие основные тенденции и закономерности СПС:

– индустриализация процесса строительства;

– тенденция «обрастания» строительных объединений производствами и предприятиями смежных отраслей;

– тенденция к укрупнению возводимых объектов;

– переход к интенсивным методам и направлениям воспроизводства основных фондов;

– тенденция роста производительности труда при снижении фондоотдачи.

В рамках проведенного в диссертации сравнительного анализа существующих концепций формирования и развития СПС автором доказано, что развитие базовых отраслей национальной экономики и социальной сферы невозможно без развития капитального строительства. Этот сегмент национальной экономики в настоящее время приобретает особую значимость. Проведенный сравнительный экономический анализ концепций формирования и развития СПС показал отсутствие в настоящее время целостной экономической концепции развития исследуемого сегмента национальной экономики: имеются наблюдения экономической действительности, осуществляется выработка и уточнение понятий и гипотез, разрабатываются рекомендации, однако удовлетворительной экономической теории как основы анализа функционирования и развития гибких организационных структур управления в сельском строительстве нет.

В ходе диссертационного исследования установлено, что современное состояние отечественного СПС является кризисным и, в целом, отражает ситуацию в производственной и социальной сфере АПК. Так, за последние 13 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, а также изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, произошло снижение объемов СПС и, как следствие, доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности (табл. 1).

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. В настоящее время водопроводом оборудовано 42 % сельского жилищного фонда, центральным отоплением – 44 %, канализацией – 32 %, горячим водоснабжением – 20 %. Сеть участковых больниц в стране сократилась на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов – на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек в сельской местности в России приходится 55 больничных коек, в городской – 133 койки, обеспеченность амбулаторными и поликлиническими учреждениями в нашей стране в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.

Таблица 1

Основные показатели СПС в Российской Федерации с 1992 по 2005 гг.

  1992 1995 2000 2001 2002 2003 2005

Ввод в действие отдельных производственных

мощностей:              

животноводческие помещения, тыс. скотомест:              

   для крупного рогатого скота 484,2 153,1 102,8 50,1 43,5 39,6 38,1

   для свиней 183,2 110,3 30,2 23,1 23,5 20,3 43,6

   для овец 331,4 73,5 9,6 12,5 8,2 12,9 12,7

птицефабрики:

   яичного направления, тыс. кур-несушек 201,3 398,6 36,0 - 39,2 185,2 826,0

   мясного направления, млн. голов мясной

   птицы в год 1,9 0,4 0,04 - 0,3 1,3 0,2

зерносеменохранилища, млн. т единовременного хранения 2,7 0,7 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2

хранилища для картофеля, овощей и фруктов, тыс. т единовременного хранения 304,2 99,3 26,8 59,7 61,2 43,9 13,3

комбинаты тепличные, га 7,3 23,5 2,0 49,0 50,0 30,4 25,2

Инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство (в фактически действовавших ценах), млн. руб. (до 2000г. - млрд. руб.) 288 9284 31442 58357 77510 86887 64864

В сельской местности газифицировано 75 % площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом. Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 %), канализацией – 6,4 тыс. (4,5 %). Большинство систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 % протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 % сельских семей, а среди горожан – 67 %. Нетелефонизированными остаются почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье. Однако объемы жилищного строительства в сельской местности, несмотря на наметившуюся тенденцию роста, по нашему мнению, не соответствует реальной потребности в жилье (рис. 2).

Рис. 2. Ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения

в Российской Федерации в 1992-2004 гг. (в том числе в сельской местности)

Доказано, что для обеспечения интенсивного и устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования АПК необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления. В современных российских условиях сельские муниципальные образования не в состоянии самостоятельно эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения: для преодоления критического положения в развитии села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий; при этом весьма значительная роль в этом деле должна быть отведена СПС.

3. В диссертации особое внимание уделено особенностям СПС в Республике Дагестан. В целом для Республики Дагестан присущи общие проблемы СПС, характерные для Российской Федерации. Однако в период реформирования в исследуемом субъекте Федерации проявились некоторые особенности. Экономический анализ ряда источников позволил выявить современные проблемы социально-экономического развития республики: высокий уровень безработицы (22,5% экономически активного населения по методологии МОТ) и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе. Доказано, что диспропорции в финансировании базовых отраслей экономики Дагестана негативно отражались на структуре территориального размещения основных производственных фондов и развитии социальной сферы: по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. Повышение качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной сферы. По данным Федеральной службы государственной статистики показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня. В республике более 300 школ (17,9%) находится в аварийном и ветхом состоянии. На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов.

Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс. кв. м (24% существующего фонда). В целом 30 % жилищного фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85 % не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.

За 2003 г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования выросли на 15,2%, и их объем составил 10,5 млрд. руб. В инвестиционной сфере росту темпов способствовали частично повышение объемов промышленного производства, увеличение ресурсов населения за счет увеличения реальных располагаемых денежных доходов. В структуре инвестиций в 2003 г. доля промышленности составила 21,4 %, транспорта – 16,9 %, ЖКХ – 41,8 %, сельского хозяйства – 6,4 %, социальной сферы – 7,5 %, строительства – 2,1 %. В объеме инвестиций в основной капитал в 2003 г. доля собственных средств предприятий составила 13,2 %, бюджетных средств 30,0 % (13,9 % федерального бюджета, 16,1 % бюджета Республики Дагестан), средства внебюджетных фондов – 12,4 %, доля средств населения на индивидуальное жилищное строительство – 33,4 %, кредиты банков, заемные средства других организаций, прочие – 11,0 %.

В процессе исследования особенностей СПС в Республике Дагестан в период реформирования установлено, что в регионе имеется ряд острейших производственных и социальных проблем. В частности, развитие строительной отрасли требует решения проблемы адаптации организационных структур, форм и методов управления строительным производством к изменениям внешней среды на различных уровнях, в т.ч. разработки концепции перевода СПС к работе в условиях рыночных отношений. Решение выявленных проблем требует реализации комплексного целевого программного подхода.

Установлено, что в Дагестане не хватает мощностей по производству современной конкурентоспособной продукции потребительского назначения. Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов, недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.

загрузка...