Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)
Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ
Рассмотрим систему уравнений, которая, полагаем, достаточно полно описывает суть определения эффективности деятельности вуза. Она, по нашему мнению, имеет вид: спрос на интеллектуальную продукцию и услуги вуза; Пф; Пн - соответственно собственное фактическое и нормативное превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении вуза; Зф; Зн - соответственно фактические и нормативные полные затраты ресурсов на создание и реализацию интеллектуальной продукции. Произведя несложные преобразования, имеем: Система (3) наиболее всего отвечает критериальной постановке задачи оценки эффективности деятельности вуза и не противоречит принятому определению эффективности в силу адекватности преобразования. Первое уравнение характеризует целевую составляющую определения эффективности, а именно «удовлетворение потребностей... в интеллектуальной продукции». Второе - увязывает собственное превышение доходов над расходами и полные затраты, понесенные вузом. Напомним, что модели, с которыми мы оперируем, имеют концептуальный характер, отражают общий взгляд на построение системы оценок. Показатель, составляющий суть второго уравнения системы (3) и являющийся основным в системе рыночно-хозрасчетных отношений, поскольку характеризует соотношение собственной прибыли вуза с полными затратами экономики любой фирмы рыночной ориентации. Для целей управления более действенным является такой показатель, который включает в себя превышение доходов над расходами как результат, соотносимый с наиболее представительным (полным) измерителем затрат ресурсов и денежных средств. является норма собственной прибыли к полным затратам ресурсов и средств, исчисляемая по формуле: где: ПС – доходы, превышающие расходы, остающиеся в распоряжении вуза; ПЗ - полные затраты вуза, Превышение доходов над расходами вуза, независимо от формы (типа) экономической модели, им применяемой, складывается в результате возмещения из суммы валового дохода понесенных затрат, исполнения платежей бюджетного характера, расчетов с банковскими организациями (если таковые имели место), уплаты штрафов. Выбор того или иного частного показателя эффективности (либо группы показателей) для формирования критерия зависит от избранной экономической цели вуза на конкретный период. Превышение доходов над расходами, как это указывалось ранее, является центральным измерителем финансового результата и показателем абсолютной эффективности экономической деятельности вуза. Теперь, когда принципиально ясен вопрос о системе измерителей, показателей и критериев, составляющих измерительный механизм, покажем, что основная система уравнений (2) или (3) может быть сведена к концептуальной модели обобщающего критерия эффективности. Для этого преобразуем левую часть второго уравнения системы (3) следующим образом: где: QФ, QСП — соответственно конечный и потребный физический объем интеллектуальной продукции вуза; ПФ, ПН — соответственно конечное и нормативное (по спросу) превышение доходов над расходами от реализации товарной продукции вуза; ЗФ, ЗН — соответственно конечные и нормативные полные затраты вуза на создание и реализацию товарной продукции; ДЦ — договорная цена на продукцию вуза; RКР, RН — соответственно конечная и нормативная рентабельность полных затрат. Введя обозначение, получим: где: ‚W — обобщающий критерий эффективности деятельности вуза; WЦ — частный критерий целевой эффективности деятельности вуза; WЭ — частный критерий экономической эффективности деятельности вуза. Таким образом, полученная концептуальная модель критерия эффективности деятельности вуза отражает: а) степень удовлетворения рыночной клиентуры в физическом (т.е. натурально-вещественном исчислении) объеме интеллектуальной продукции; б) степень отклонения фактической рентабельности полных затрат от нормативного (базового) значения. Высшее учебное заведение, являясь до настоящего времени преимущественно нерыночной и некоммерческой организацией, имеет немного шансов оказаться банкротом, поскольку по своей сути выступает как финансово потребляющее учреждение, у которой основной вид деятельности — создание учебно-педагогической продукции, оплачивается из средств бюджета, либо из средств фирм и частных лиц (при платной форме обучения), т.е. предварительно и регулярно. Второй вид деятельности — исследования — оплачивается либо из бюджета, либо по хоздоговорам, т.е. поэтапно и зачастую с частичным авансированием. Поэтому понятие финансовая стабильность для вуза до известного времени определялась и обеспечивалась: - достаточностью и своевременностью госбюджетных поступлений; - достаточностью объемов внебюджетного финансирования; - своевременным покрытием дебиторской задолженности по сданным работам и выполненным без предоплаты услугам. Данное утверждение справедливо до тех пор, пока высшее учебное заведение функционирует только как академическая структура с элементами полного хозрасчета, как правило, в научно- технической сфере. Однако, по целому ряду причин, посвященных экономике высшей школы, в условиях становления рыночных отношений, высшие учебные заведения начинают постепенно культивировать в своей инфраструктуре предпринимательскую деятельность, как бы заново формируясь в виде учебно-научно-производственного комплекса. Кроме того, ряд вновь создаваемых вузов формируются на акционерной основе в форме интеллектуально предпринимательской корпорации. Имеется возможность, по крайней мере частичного отделения показателей, определяемых на основе данных бухгалтерского баланса от показателей экономической эффективности. Такое разделение делается нами в чисто методических целях для удобства представления расчетного инструментария в соответствии со структурой направлений оценки экономической безопасности. Таблица 2. Матрица классификации групп финансовых коэффициентов по показателям экономической эффективности и финансовой стабильности Группы финансовых коэффициентов Группа 1. Показатели оценки превышения доходов над расходами хозяйственной деятельности. Группа 2. Показатели оценки эффективности управления. Группа 3. Показатели оценки деловой активности. Группа 4. Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости. Группы классификаций Показатели группы |