Delist.ru

Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)

Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ

В системе управления вузом содержится ряд мер, направленных на обеспечение экономической безопасности. Однако следует отметить два важных момента. 1 - в реальной практической деятельности модель управления вузом и перечисленные задачи крайне редко реализуются полностью; 2 – отсутствие достаточного государственного обеспечения. Следовательно, подсистема обеспечения экономической безопасности должна быть сориентирована на управление финансами вуза. Это означает, что целевые функции подсистемы должны обеспечивать управление финансовыми потоками как бюджетного, так и внебюджетного характера. Что же касается общесистемных функций СУЭБВ, то по нашему мнению, они должны быть идентичными с функциями системы управления вузом, за исключением функций «Финансирование и кредитование», поскольку СУЭБВ сама сориентирована на управление финансовыми потоками. Таким образом, «встраивание» модели СУЭБВ в систему управления вуза обеспечивается, во-первых — идентичностью общесистемных функций, а во-вторых, детализированным представлением функции «Финансирование и кредитование».

Согласно предложенной концепции экономической безопасности вуза, ее обеспечение осуществляется по следующим направлениям, корреспондирующим с целевыми функциями системы управления (рис. 3).

Рис. 4. Схема соответствия направлений обеспечения экономической безопасности целевым функциям управления.

Автор отдает себе отчет в том, что количество связей соответствия, показанных на рис. 4, в действительности значительно больше в силу сложности самой системы и связей между ее элементами. Здесь мы для наглядности отразили лишь главные из них с тем, чтобы показать, что управление экономической безопасностью – это не локальная задача, а проблема, свойственная всему вузу, его экономической жизни в новых условиях.

Организационное управление экономической безопасностью вуза может осуществляться специализированным финансово-экономическим департаментом (являющимися организационным отображением), в котором объединены соответствующие управления, отделы, секторы и т.д., основная деятельность которых осуществляется в финансово-экономической сфере. Все проекты, поступающие от подразделений вуза и включающие финансовые и экономические аспекты, должны подлежать обязательной экспертизе ФЭДа. Проекты самого ФЭД - на совете вуза и в ректорате.

Общая структура измерительного механизма экономической безопасности вуза, представляется в следующем виде:

а.) система измерителей, результатов, затрат, отдельных количественно определенных факторов;

б.) система показателей, позволяющих производить операцию сопоставления измеряемых факторов с целью получения их удельных значений;

в.) система критериев оценки показателей, позволяющих определить их достигнутый уровень за анализируемый период времени или на перспективный период;

г.) критериальная база сравнения того или иного показателя, в качестве которой могут быть выбраны:

постоянная база сравнения, например (достигнутый уровень показателя в таком-то году);

переменная база сравнения (текущий индекс изменения по сравнению с прошлым периодом);

аналогичная база (сопоставление с организацией — аналогом вуза);

усредненная база сравнения (например, среднее значение по группе вузов);

целевая база сравнения, формирующаяся как целевой норматив для данного вуза.

Структура системы измерителей, показателей и критериев, по мере методических и статистических возможностей, должна формироваться в двух ипостасях:

а) обобщающе-интегральные измерители, показатели и критерии, в идеальном случае допускающие единственность оценки;

б) система частных измерителей, показателей и критериев, позволяющих анализировать различные стороны экономической жизни вуза, и на этой основе формировать множественность стратегий вуза.

Измерительный механизм экономической безопасности вуза состоит из групп блоков, соответствующих основным направлениям ее обеспечения, указанным в концепции (раздел 1.3):

состояние интеллектуально-производственного потенциала, включающее оценки состояния собственных производственных площадей и кадрового корпуса;

экономическая эффективность деятельности вуза, включающая оценку финансовой результативности и эффективности использования экономических ресурсов;

финансовая стабильность вуза, включающая оценку наличия и состояния собственных и привлеченных средств и выполнения финансовых обязательств;

перспективная стабильность, включающая оценку наличия и возможность удовлетворения спроса на интеллектуальную продукцию вуза;

Основным требованием к измерительному механизму экономической безопасности является информационная обеспеченность, ясность и экономическая определенность измерений и оценок, относительная простота получения исходной информации, ее достоверность и исходная непротиворечивость. Естественно предположить, что каждое из направлений существенно шире предлагаемых слагаемых оценки, однако мы исходили из того, что:

а) данные оценки все же отражают суть каждого из направлений;

б) система оценок является открытой и позволяет включать и другие критериальные оценки, появляющиеся в процессе совершенствования измерительного механизма.

Кроме того, каждое из направлений помимо критерия допускает любой набор аналитических показателей и измерителей, а также качественные суждения о состоянии дел по каждому из направлений экономической безопасности.

Эффективность деятельности вуза — социально-экономическая категория, отражающая производственные отношения по поводу удовлетворения общественных потребностей и личности в подготовке кадров, образовании и исследованиях посредством имеющегося и развивающегося потенциала при максимальной экономии общественных ресурсов и получении за ее счет максимальной прибыли, направляемой на цели саморазвития.

????????\

????????Эффективность деятельности вуза имеет два своих основных аспектах:

народно-хозяйственная эффективность, целевая задача которой состоит в удовлетворении потребности личности в образовании, подготовке специалистов нужной квалификации и профиля и получений новых знаний и научных результатов, которые в своей совокупности обеспечивают стабильные темпы экономической полезности использования их в народном хозяйстве;

хозрасчетная эффективность, целевая задача которых сводится к выполнению договорных обязательств, а экономическая суть — к получению максимальной прибыли в расчете на единицу затрат экономических ресурсов.

Такая постановка позволяет представить эффективность, а с учетом общественных, коллективных и личных интересов в виде структуры (матрицы интересов) (рис. 5).

Целевая Удовлетворение потребностей личности в образовании.

Подготовка кадров для народного хозяйства.

Решение крупных народнохозяй-ственных научно-технических проблем. Развитие интеллектуального потенциала, рост научного авторитета научной организации.

Выполнение договорных обязательств. Удовлетворение творческих и социальных потребностей личности.

Престижность работы в вузе.

Экономическая Экономия общественно-необходимых затрат времени и ресурсов за счет применения новых знаний и интеллектуального потенциала. Рост экономических возможностей вуза для развития МТБ и социального развития трудового коллектива за счет собственной прибыли. Стабильное место работы. Рост личных доходов работника и увеличение выплат из общественных фондов института.

Рис. 5. Структура эффективности деятельности (матрица интересов) вуза с позиций реализации системы интересов (общество – коллектив – личность).

загрузка...