Delist.ru

Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)

Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ

Рис. 1 . Сфера отношений высшей школы с рыночной и нерыночной сферой

Как представитель нерыночной сферы вуз осуществляет комплекс нетоварного обмена интеллектуальными ценностями и выступает как распространитель новых знаний во всех областях деятельности в пределах своей компетенции (на конференциях, симпозиумах, в публикациях и т.п.).

Как представитель «чистого рынка» вуз выступает в качестве товаропроизводителя и товаропотребителя всех создаваемых товаров и услуг преимущественно по рыночным ценам.

Отношения вуза на рынке ссудных капиталов осуществляется путем:

а) хранения под процент временно свободных средств в государственных и коммерческих банках;

б) взятия долгосрочных и краткосрочных кредитов (ссуд) под процент.

Отношения вуза на рынке средств производства, товаров и услуг определяются:

а) приобретением всех видов товаров с услуг по свободным ценам;

б) бартерными сделками;

в) лизинговыми операциями.

Отношения вуза на рынке земли и жилья определяются законодательными актами о собственности на землю и жилье, совместными с местными органами власти решения о землевладении и землепользовании; решениями правительства о владении, распоряжении и пользовании жилым и нежилым фондами; долевым участием в строительстве и использовании объектов жилого, производственного и социально-культурного назначения.

Отношения вуза на рынке рабочей силы характеризуются:

а) свободным наймом рабочей силы;

б) контрактной системой организации и оплаты труда и трудоустройства специалистов;

в) выполнением социальных заказов бирж труда на целевую (возможно ускоренную) подготовку и переподготовку кадров.

Высшее учебное заведение наряду с экономическими отношениями с государственными органами через их бюджеты входит в прямые отношения со всеми структурами, составляющими рыночных сфер и с областями, прямо не входящими в рынок.

Имея в виду исторические тенденции развития экономического механизма, отметим, что вузы России проходят ряд этапов совершенствования своего экономического уклада, различные концепции которого могут быть кратко изложены следующим образом.

1. Концепция вуза как единой государственной организации, финансируемой из государственного и других бюджетов с незначительным привлечением жестко фиксируемых средств по хозяйственным договорам. Эта концепция просуществовала примерно до 1986-1987 годов, после чего уклад вуза начал постепенно видоизменяться в связи с переводом отечественной экономики, а также научно-исследовательской сферы на хозяйственный расчет.

2. Концепция вуза как «двойственной организации», являющейся одновременно и государственно-бюджетным образовательным учреждением и хозрасчетным научно-исследовательским учреждением. Применение данной концепции позволило выявить ряд существеннейших экономических противоречий внутри вуза, вызванных различными, и одновременно вынужденно объединенными в рамках одного интеллектуального учреждения. Заметим, кстати, что именно на данном этапе в вузе появились первые ростки приватизации. Ибо в рамках хозрасчетной научно-технической и опытно-конструкторской деятельности в вузе впервые появилось понятие «прибыль», часть которой по существу была подвергнута... приватизации (!) в рамках организации фонда материального поощрения.

Концепция эта просуществовала примерно до 1991 года и ее сменила новая...

3. ... концепция вуза как «многопрофильного специализированного учебно-научного и производственного комплекса», позволяющего взаимоувязано решать текущие и перспективные проблемы в интересах вуза в целом и его отдельных трудовых коллективов.

С постепенным и неизбежным переходом к рыночным отношениям в высшей школе все более и боле проявляется тенденция к коммерциализации деятельности высших учебных заведений.

Одновременно начинают появляться альтернативные организации, претендующие на категорию «высшее учебное заведение» негосударственного, частного типа, где весь объем знаний передается на платной основе.

Следующий этап развития экономических отношений прямо связан с интеллектуальной экспансией высшей школы в региональную сферу, и этому этапу можно поставить в соответствие ряд концепций вуза типа:

«Технопарк», в рамках которой на базе вуза создаются региональные научно-исследовательские и интеллектуально-производственные комплексы, целью которых является реализация степени выращивания наукоемкого бизнеса; ныне эта проблема решается на уровне Госкомвуза РФ при содействии Ассоциации «Технопарки ВШ» в рамках самостоятельно существующей научно- технической программы;

«Технополис», в рамках которой появляется возможность расширенной трактовки вуза как технопарка с вовлечением в интеллектуальный и производственно-хозяйственный оборот региональной инфраструктуры города, района и т.п.;

«Универполис», в рамках которой осуществляется сквозная образовательная деятельность («Школа — колледж — вуз») для малых городов и регионов.

Рыночные отношения, все более завоевывающие умы людей, коллективов и других общностей, ставят перед высшим учебным заведением множество проблем, главная из которых — проблема сохранения вуза, проблема обеспечения его целостности. Мы определим ее главной только потому, что если она не будет решена в позитивном плане, то все другие проблемы необходимо будет сформулировать заново для той (или тех) организаций, в которую вуз рискует превратиться в результате рыночных метаморфоз.

С переходом на новые условия мы не можем не отметить, что основные потенциальные источники обеспеченности вуза уменьшаются на глазах. Недостаток, причем явный, бюджетных средств, при устаревающей материальной базе вузов; «свертывание» централизованных фондов развития отраслей при уменьшении (пусть временном) потребностей в кадрах, следовательно, и снижение спроса отраслей на специалистов с высшим образованием; «недоразвитость» института благотворительности и спонсорства в стране при отсутствии рекламного сотрудничества организаций-спонсоров с вузами и явном не стремлении налоговой политики стимулировать его развитие — вот те немногие факторы, не оставляющие больших надежд на стабильные и достаточные источники централизованного финансирования.

Современные условия, в которых функционирует вуз как субъект экономики страны, характеризуются дальнейшим становлением рыночных отношений и соответствующим этим отношениям юридическим и организационно-экономическим обеспечением, что порождает ряд особенностей в экономической жизни высшего учебного заведения.

1. Прежде всего, это специальный административно- рыночный характер деятельности вуза, который проявляется в том, что его функционирование происходит преимущественно на рынке образовательных услуг (а также и на других сегментах рынка), а управление осуществляется в достаточно жестких административных рамках.

2. Другой особенностью функционирования вуза является противоречие между общей социальной ориентацией вуза и все более проявляющимся рыночным характером спроса на образовательные услуги вуза.

Платные же услуги, напротив, предполагают пополнение бюджета вуза, компенсируя, а подчас и просто заменяя собой дефицит бюджетных средств.

З. Следующей особенностью функционирования вуза в современных условиях является декларируемый ныне и в законодательных актах и литературе бесприбыльный и некоммерческий характер деятельности высшего учебного заведения. Зачастую эти позиции трактуются весьма категорично и сводятся к прямому запрету на предпринимательскую деятельность, что, по мнению автора, в принципе не верно.

Бесприбыльный характер деятельности вуза означает не отсутствие прибыли, что противоречит сути функционирования вуза в условиях бизнес окружения. Бесприбыльность вуза как фирмы, означает, что все превышения доходов вуза над расходами в любой форме проявления (прибыль, маржа, спрэд и т.п.) не распределяются между учредителями, а употребляется на уставные цели, т.е. на дополнительное обеспечение основной миссии вуза.

4. Одной из важнейших проблем функционирования вуза в современных условиях является проблема доступности образования.

Большинство негативных тенденций возникающих в высшей школе за последние двадцать лет связаны с недостаточным финансированием, причём только по оплате труда этот недостаток может рассматриваться в трёх аспектах:

недостаточность по сравнению с прожиточным уровнем или со средней зарплатой работника государственного сектора;

недостаточность по сравнению с оплатой труда в развивающемся частном секторе;

недостаточность по сравнению с оплатой труда работников соответствующих категорий за рубежом. Следствием чего является отток кадров в бизнес, за границу, тайный отток (растрата рабочего времени).

загрузка...