Delist.ru

Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)

Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV

ГЛАВА V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА

5.1. Резервирование средств и управление временно-свободными

средствами вуза

5.1.1. Резервирование средств

5.1.2.Управление временно свободными финансовыми средствами

(вторичный инвестиционный портфель, общая схема)

5.1.3. Управление привлеченными средствами

5.2. Организация поддержки деятельности вузов в регионах

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Высшее учебное заведение является главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний. В то же время вуз является субъектом общества, государства и экономики страны, конкретной отрасли и региона; центром средоточения личностей и коллективов, а также сложной интеллектуальной системой управления.

Как субъект общества, вуз выступает в роли центра науки, культуры, образования, удовлетворяющего интеллектуальные потребности личности и осуществляющего подготовку кадров, фундаментальные и прикладные исследования и внедрение новых знаний в массы.

Как субъект государства, высшее учебное заведение является юридическим лицом, реализующим государственные и отраслевые программы в области высшего образования и научно-технического прогресса и удовлетворяющем потребности народного хозяйства в подготовке и переподготовке кадров, в том числе высшей квалификации и проведении научных исследований.

Как субъект государственной (отраслевой) экономики, вуз является организацией, потребляющей государственные ресурсы в целях выполнения государственных (отраслевых) заказов на подготовку и проведение исследований.

Как субъект рыночной экономики, вуз выступает в роли товаропроизводителя преимущественно интеллектуальной продукции и услуг и реализующего эту продукцию, как по государственным, так и по свободно-рыночным (договорным) ценам.

Как субъект отрасли, вуз выступает в роли центра специализированной подготовки кадров целеориентированных исследований по отраслевым программам и за счет средств отрасли.

Как субъект региона, вуз является центром, аккумулирующим в себе и вокруг себя интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные субъекты и ресурсы, комплексная деятельность и использование которых не противоречит целям общества, установкам государства и обеспечивает интеллектуальное воспроизводство региона.

Как система управления, вуз является многопрофильным учебно-научным и производственным комплексом, совокупная деятельность которого подчинена общественно-государственным и собственным социально-экономическим целям.

Как объект сосредоточения высокоинтеллектуальных трудовых коллективов и личностей, вуз является организацией, реализующей собственные цели социально-экономического развития и осуществляющей защиту своих прав и интересов как вуза в целом, так и отдельных работников, коллективов и партнеров.

Основным побудительным мотивом развития вуза является его целостность и индивидуальный, свойственный только ему, характер развития и функционирования. Данный побудительный мотив обеспечивается за счет:

единства трудового коллектива, состоящего из высококвалифицированных специалистов, способных к многоплановой, интеллектуальной деятельности и имеющие общие коллективные социально-экономические цели и интересы;

единой материально-технической базы средств производства и социального развития;

многообразие форм независимого, автономного и суверенного академического и организационно-структурного и экономического развития;

преимущественной поддержки государства, отрасли и властей, в ведении которых находится территория, занимаемая вузом;

возможности самостоятельного зарабатывания средств за счет использования собственного научно-педагогического, материально-технического и интеллектуально-производственного потенциала при экономической и правовой поддержке государства и местных органов власти;

многоплановой системы активизации и стимулирования творческой, деловой и предпринимательской активности работников вуза и его партнеров.

В условиях становления рынка вуз реализует следующие типы отношений по поводу конечных результатов своей деятельности (рис. 1);

а) с государственными органами и отраслями народного хозяйства;

б) с рыночно-предпринимательскими структурами;

в) с нерыночными структурами общественно-политического толка.

В соответствии с данной структурой отношений вуз одновременно выступает как представитель сразу трех сфер деятельности, а именно:

- сферы государственной поддержки;

- нерыночной сферы;

- сферы т.н. «чистого рынка».

Как представитель сферы государственной поддержки вуз получает и обязан выполнить государственный (отраслевой) заказ на подготовку специалистов с высшим образованием и объем государственно-договорных работ в рамках фундаментальных программ фундаментальных и плановых исследований.

загрузка...