Delist.ru

Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)

Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ

Сформулирована общая концепция современного вуза как экономического субъекта, функционирующего в условиях смешанной экономики, в которой вуз рассматривается как единый учебно-научно-производственно-экономический комплекс с безусловным приматом образовательного и научного сектора. При этом вуз остается бесприбыльной и некоммерческой организацией, и это означает, что основной миссией вуза является образовательно-научная деятельность, а получаемая в результате предпринимательской деятельности прибыль направляется на уставные цели. Таким образом, основные акценты управления безопасностью должны делаться на укрепление финансового положения за счет рационального управления финансовыми потоками внебюджетного характера.

2. Разработана концепция экономической безопасности вуза, включающая понятие, общую структуру, основные параметры и основные направления ее обеспечения посредством формирования одноименной специализированной подсистемы.

3. Предложена функционально-целевая модель управления экономической безопасностью деятельности вуза, основанная на дуальном подходе к управлению, а также матричном сочетании общественных и целевых функций управления.

4. Предложена общая структура измерительного механизма подсистемы управления экономической безопасностью (ЭБДВ), предусматривающая множество измерителей, показателей и критериев.

Из множества направлений оценки экономической безопасности в качестве главных выделены:

а) экономическая эффективность, оценка которой включает удовлетворение спроса, плановое использование потенциала вуза и фактическое его использование;

б) финансовая стабильность вуза, основанная на комплексной оценке ликвидности баланса вуза, сопровождаемой системой аналитических показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности.

Предложенный измерительный механизм экономической безопасности позволяет осуществлять управление как всем вузом по критериям безопасности, так и отдельно сформированной подсистемой СУЭБДВ в целях корректного стимулирования работников, занятых в финансовой сфере.

5. Разработан метод описания экономического уклада высшего учебного заведения, основанный на модели получения и распределения дохода вуза как единого учебно-научного и предпринимательского комплекса, позволяющий компактно и достаточно четко описать многообразие форм и методов получения и распределения дохода вуза по основным направлениям его академической и предпринимательской деятельности.

6. Уточнено понятие некоммерческого и бесприбыльного характера деятельности вуза. Декларируемый для вузов бесприбыльный и некоммерческий характер их деятельности вовсе не означает отсутствие предпринимательского сектора в вузе и связанного с ним дохода (прибыли). Прибыль не есть самоцель, она является вторичной по отношению к академической деятельности и направляется на уставные цели вуза.

7. Предложен подход к формированию единого для вуза бюджета как необходимого инструмента для планирования его экономической жизни. Бюджетирование деятельности вуза, состоящее из формирования доходной и расходной частей по всем видам деятельности, отражает экономическое состояние этой деятельности, позволяет комплексно увязать доходы и расходы вуза вне зависимости от срока и источника их поступлений. Кроме того, единое бюджетирование позволяет перейти от категорий «прибыль» и «убыток» к категориям «дефицит» и «профицит» бюджета и, тем самым, положить конец дискуссии о бесприбыльности вуза, которая в рамках существующих дефиниций не выдерживает элементарной критики. В свою очередь, такой переход может логично лечь в основу такой меры как отмена налога на доход и превышение доходов над расходами за любой период по всем основаниям.

8. Разработаны и предложены рекомендации по комплексному планированию социально-экономического развития вуза, позволяющие предусмотреть основные направления и мероприятия по обеспечению экономической безопасности вуза; сконцентрировать финансовые, организационно-административные и экономические ресурсы на указанных основных направлениях.

9. Разработан комплекс мер по стабилизации кадрового корпуса, включающий:

- основные направления стабилизации кадрового корпуса;

- предложения по совершенствованию контрактной системы организации труда работников вуза;

- предложения по профессиональной подготовке специалистов в сфере наукоемкого бизнеса.

10. Предложен порядок резервирования, основные источники и главные направления расходования резервных средств. Резервирование средств является одним из способов предотвращения возможных кассовых разрывов и ликвидации потенциальных сбойных ситуаций. Несмотря на то, что эти средства отвлекаются из оборота, они позволяют предотвратить убытки, связанные с задержкой необходимых платежей. Резервирование средств тем необходимее вузу, чем активнее он принимает участие в бизнес-операциях, подверженных различного рода рискам. Поскольку резервирование средств носит постепенный характер, а кассовые разрывы и сбойные ситуации случайны, то имеет смысл говорить об использовании резерва совместно с временно-свободными средствами хозрасчетных фондов вуза.

11. Предложен метод управления временно-свободными средствами высшего учебного заведения, позволяющий получать дополнительный доход в соответствии со структурой, т.е. вторичного инвестиционного портфеля; достичь максимально возможной в конкретных условиях эффективности использования временно-свободных средств при заданных ограничениях по срокам необходимых платежей, т.е. способствовать обеспечению вузу репутации надежного партнера.

12. Обоснован подход к управлению привлеченными средствами для реализации инвестиционных проектов вуза, приносящими доход. Предложен критерий эффективности инвестиционного использования привлеченных средств (займов и кредитов), дающий возможность сформировать структуру инвестиционного портфеля, при которой доходы от реализуемых проектов покрывают затраты на обслуживание долга и его погашение, как минимум не ухудшая критерий экономической эффективности деятельности вуза.

13. Разработан и предложен подход и рекомендации по организации и обеспечению функционирования системы поддержки высших учебных заведений со стороны региональных административных и деловых кругов. При этом наиболее рациональным способом поддержки является организация Регионального фонда поддержки высших учебных заведений, основной задачей которого является аккумулирование финансовых ресурсов и инвестирование средств с целью получения предпринимательского дохода, направленного под контролем учредителей на реализацию уставных целей высших учебных заведений.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает новое и малоисследованное направление в экономической науке – разработка теоретических основ инструментария управления экономической безопасностью высшего учебного заведения как социально и экономически значимого института, функционирующего в условиях рыночной экономики.

Разработанная научно-методическая база дает возможность высшим учебным заведениям создавать эффективные методики и технологии управления, ориентируясь на достижение нужных (заданных) экономических и финансовых результатов при условии реализации своей основной миссии – повышение качества образовательных услуг и научно-технического уровня исследований.

Представленное исследование вносит определенный вклад и в формирование научного базиса инновационных преобразований в отечественной экономике, направленных на ее диверсификацию. Процесс формирования экономики знаний в значительной степени определяется состоянием высшей школы, являющейся одним из стратегических ресурсов страны. В этом аспекте разработка проблем экономической безопасности вузов является значительным вкладом в развитие научной теории инновационных преобразований в образовательной среде.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют:

Обоснованно формировать подсистему управления экономической безопасностью вуза, обеспечив логичное встраивание ее в систему управления вузом в целом.

Определять и оценивать уровень экономической безопасности вуза как комплексно, так и по отдельным ее составляющим.

Учитывать параметры экономической безопасности при составлении плана социально-экономического развития вуза.

Обоснованно оценивать основные источники доходов вуза, стимулируя необходимые направления деятельности.

Мотивированно и сбалансированно оценивать и финансировать мероприятия, направленные на стабилизацию кадрового корпуса вуза.

Расширить возможности контрактной системы организации труда, ориентируясь на паритет (приоритет) интересов в системе отношений «вуз-коллектив-личность».

Целенаправленно создавать бизнес – инкубаторы для наполнения собственного кадрового корпуса; расширение сферы подготовки специалистов для работы в рыночных условиях к созданию собственной бизнес - инфраструктуры, функционирующей в интересах вуза.

Обеспечивать внебюджетную поддержку вузов региона силами регионального фонда за счет аккумулирования финансовых ресурсов, привлечения средств на долговой основе и инвестирование средств в доходные бизнес проекты под контролем региональных властей.

Апробация результатов исследования

Апробация результатов исследований осуществлялась в процессе практической реализации программы формирования и внедрения системы профильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов государственных финансовых учреждений на базе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, а также нашла отражение в системе управления Санкт-Петербургской Академией управления и экономики, Московского психолого-социального института и др.

Публикация результатов исследования.

Основные результаты диссертации изложены в 30 опубликованных работах, в том числе четырех монографиях (2 авторские и 2 в соавторстве), семи брошюрах и девятнадцати статьях, общий объем – 62 п.л. По результатам исследования автор выступал с докладами на научно-практических конференциях, как в России, так и за рубежом.

Структура и содержание исследования определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами и раскрываются во введении, пяти главах, заключении и приложении. Работа содержит 300 страниц машинописного текста, 27 таблиц, 29 рисунков и схем. Список использованной литературы содержит 232 источника.

Структура диссертационного исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

загрузка...