Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)
Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ
Рис. 6. Структура плана экономического и социального развития Весьма серьёзной проблемой отечественной высшей школы является крайний дефицит и тенденция к истощению кадрового ресурса вузов. Это касается, прежде всего, преподавательских кадров. В этой связи следует подчеркнуть, что основным источником преподавательских кадров являются сами вузы, которые должны обращать особое внимание на политику привлечения к преподавательской работе молодых и талантливых выпускников. Другая кадровая проблема связана с управлением вузами. Прежде всего, это дефицит квалифицированных кадров в области образовательного менеджмента, имеющими не только научные степени и звания, но и навыки эффективного управления вузом. Качественно новые подходы к отбору преподавательских кадров высшей школы, оценке результативности их профессиональной деятельности, нуждаются в приоритетном решении следующих задач: - обеспечение системно высокой мотивации преподавателей в совершенствовании своего профессионального мастерства и педагогической культуры; - создание спектра условий для постоянного роста профессорско-преподавательского состава; - системное стимулирование притока молодых кадров в высшую школу. Вузы заинтересованы в привлечении профессионалов со стороны, и в этой связи можно говорить о некоей конкурентной борьбе за специалистов, способных усилить кадровый корпус вуза, привнося с собой солидный багаж практического опыта в различных областях интеллектуальной сферы. Решить эту важную задачу в значительной мере можно, что обеспечивается контрактной системой организации труда и сотрудничества. Ибо, базируясь на кодексе законов о труде и гражданском кодексе Российской Федерации, контрактные отношения являются едва ли не единственной основой нахождения компромисса в деле достижения паритета корпоративных (вузовских) и индивидуальных интересов. Становление рыночных отношений в образовательной сфере предъявляет ряд новых требований к стратегическому развитию вуза как единому учебно-научному и производственному комплексу. Одним из направлений этой стратегии является формирование принципиально нового блока системы экономических отношений в высшем учебном заведении, а именно - блока инновационного предпринимательства, т.е. молодежного бизнес-инкубатора. Суть его состоит в том, чтобы наряду с академической деятельностью - подготовкой научно-педагогических и инженерных кадров и проведением исследований - вуз осуществлял бы предпринимательскую деятельность ориентированную на использование своего научно-технического потенциала с целью: а.) дальнейшего углубления интеграции образования, науки и производства; б.) содействия развитию малого и среднего предпринимательства; в.) подготовки и переподготовке кадров в области инновационного менеджмента; г.) расширения экономических возможностей высшего учебного заведения по привлечению внебюджетных источников финансирования. Как уже упоминалось, концепцией экономической безопасности вуза предусматривается создание резервного фонда. Данная мера вызвана вынужденной необходимостью осуществления рыночных операций в целях получения вузом внебюджетных доходов, а также привлечением средств для осуществления проектов, общая стоимость которых превышает годовой оборот фонда накоплений. В практике функционирования различных фондов, в том числе и резервных, существует два подхода к организации финансовых потоков. Первый подход основан на адресном направлении средств строго (или в указанных пределах) от источника к направлению расходования. Второй подход основан на том, что средства, попадая в фонд из различных источников, обезличиваются и в дальнейшем расходуются по необходимым направлениям «без оглядки» на источник их происхождения. Применительно, к финансовой практике чаще используется первый подход, при котором устанавливается норматив отчислений в резервный фонд, как правило, до 5% от суммы чистого дохода, а также, что категория «резервирование средств» существенно отличается от категории «временно-свободные средства». Основные отличия состоят в срочности при резервировании и ликвидности при использовании средств. Резервирование средств может быть осуществлено успешно, если решены вопросы: определения источников резервных фондов; определение направлений расходования резервных фондов; определения структуры резервных фондов; количественной оценки объемов резервирования; Рис. 7. Основные источники и главные направления расходования средств резервного фонда вуза. Очевидно, что главные направления использования средств резервного фонда характеризуются различными сроками «расшивки сбойных ситуаций», для чего активы резервного фонда могут быть сформулированы в виде двух относительно самостоятельных блоков, различающихся по уровню ликвидности активов. В этом смысле резервные средства составляют часть временно свободных средств вуза. При рассмотрении вопроса о резервировании средств нельзя не учитывать такой аспект как риски. В силу технологических особенностей в вузе могут образоваться свободные средства. Это, прежде всего резервные средства, размер которых определяется оценками вероятностей появления и величины кассовых разрывов. «Превращение» резервных средств во временно свободные средства тем вероятнее, чем лучше и надежнее функционирование вуза. Временно свободные средства могут также образовываться за счет несовпадения сроков возврата средств из инвестиционных проектов (суммы кредитов и проценты по ним), из-за нарушений сроков готовности проектов для осуществления их финансирования, за счет неизрасходованных сумм текущих расходов; самыми же мощными источниками временно свободных средств являются предоплата за образовательные услуги и авансы по НИОКР. Итак, мы имеем потенциально возможные ситуации, при которых в системе вузов образуются временно свободные средства, которые необходимо использовать с целью получения дополнительного дохода. При этом подсистема должна быть готовой для осуществления необходимых платежей. Таким образом, речь идет о формировании так называемого «вторичного инвестиционного портфеля», основной задачей управления которым является получение максимально возможной доходности от вложения средств при соблюдении готовности вуза к необходимым платежам. Основными параметрами вторичного инвестиционного портфеля являются: а.) сроки исполнения и объемы необходимых платежей; б.) сумма временно свободных средств (ВСС); в.) финансовые инструменты, имеющиеся в активе управляющего вторичным инвестиционным портфелем и их основные параметры (надежность, ликвидность, доходность, срочность); г.) алгоритм распределения средств по финансовым инструментам. В настоящее время у вузов появляются все больше внебюджетных источников пополнения своего бюджета, что позволяет говорить о возможности получения кредитов на относительно более длительные сроки и под проценты. Однако и ныне эта практика реализуется вузами крайне редко, видимо вследствие двух причин: а) недостаточность бюджетного финансирования, из-за чего вузам «не до развития» и дополнительные внебюджетные доходы тратятся на текущие цели; б) известная инертность вузов в деле самостоятельной реализации инвестиционных проектов, основанных на собственных научно-технических разработках и в соответствии с обоснованными бизнес-планами. Думается, что с развитием рыночных отношений практика привлечения средств в виде займов и кредитов будет расширяться, тем более что возможности для этого есть. «Золотое правило», которое используется в практике привлечения средств, гласит: «Брать в долг столько, сколько сможешь обслужить и вернуть». Это означает, что для любого момента времени наступления платежей подсистема УЭБВ должна: а.) не испытывать дефицита средств для расчетов с кредиторами; б.) удовлетворять потребности вуза в финансировании пакета инвестиционных проектов; в.) обеспечивать достаточность и безубыточность своего функционирования. Рассмотрим структуру основных финансовых составляющих финансовых потоков в СУЭБВ. При этом будем исходить из того, что: |