Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения (07.09.2007)
Автор: ХАТАЕВ АХМЕТ ЦУЦАЕВИЧ
Вторая комбинация является развитием первой комбинации и предполагает «распределение моделей» хозяйственных отношений между подразделениями внутри хозрасчетных блоков. В этом случае с утверждением организационной структуры вуза, руководство утверждает вид модели для этих подразделений. Третья комбинация является логическим развитием первых двух и полностью реализует схему внутривузовских отношений. Применение комплексной экономической модели позволяет: а) анализировать структуру дохода, подразделяя его источники на рыночные и нерыночные с тем, чтобы...; б) …отдавать себе отчет в том, за счет каких средств (бюджетных или рыночных) обеспечивается экономический рост вуза; в) анализировать установленные и используемые в экономической практике правила распределения дохода. Комплексная экономическая модель наряду с образованием хозрасчетных фондов, предполагает распределение этих фондов на централизованную часть (фонды трудового коллектива вуза в целом) на распределенную часть (фонды трудовых коллективов подразделений) и индивидуальные фонды потребления. Образование хозрасчетных фондов должно сопровождаться образованием амортизационного фонда, используемого строго целевым образом на развитие, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение материально-технической базы вуза. Действующий ныне порядок исключает начисление амортизации и внесение этих затрат в сметы бюджетного финансирования и, как правило, не предполагает такового в сфере научно-технической деятельности. Автор в принципе не может признать это правильным по двум соображениям. Во-первых, это лишает вуз возможности правильного и обоснованного ценообразования, и, во-вторых, вуз лишается целевого финансового источника технического прогресса и обновления средств производства и поддержание их в надлежащем порядке за счет проведения капитальных ремонтов. Миссия вуза носит общественный характер и основным видом его деятельности является образование и исследования, то и экономическая модель управления его деятельностью должна приближаться к госбюджетной, несмотря на то, что вуз имеет право на операции, связанные со свободным ценообразованием. Этот тезис полностью корреспондируется с матрицей экономического уклада. В этом случае доход от операций со свободным ценообразованием будет учтен в доходной части бюджета вуза, а расходы будут отражены в соответствующих статьях расходов бюджета вуза, правила составления которых диктуются бюджетной классификацией. Таким образом прибыль от операций со свободным ценообразованием - коммерческих операций как бы растворяется еще на этапе формирования доходов (выручки) и расходов по рыночной сделке, преобразуясь в профицит или дефицит бюджета в целом. Каким образом увязать продекларированное (бесприбыльная модель) противоречивое положение о бесприбыльном характере деятельности вуза с возможностью получения прибыли на отдельных бизнес операциях. По мнению автора решение данного противоречия нужно начинать со следующих рассуждений. Чисто госбюджетная организация, как впрочем, и органы государственной власти должны иметь свой собственный бюджет, формирование доходной части которого может осуществляться любыми не запрещенными законом действиями, а расходование - в строгом соответствии со статьями расходной части. Организация, применяющая в своей практике только рыночные операции, руководствуется собственным планом и балансом предприятия, откуда имеет свое начало технология налогообложения. Вуз же является собственностью государства и должен быть причислен к специализированному унитарному предприятию, которому разрешены операции связанные со свободным ценообразованием т.е. рыночные операции, начиная от продажи результатов исследования по договорной цене и заканчивая продажей выбывшего ненужного оборудования. Отсюда следует, что поскольку миссия вуза носит общественный характер и основным видом его деятельности является образование и исследования, то и экономическая модель управления его деятельностью должна приближаться к госбюджетной, несмотря на то, что вуз имеет право на операции, связанные со свободным ценообразованием. Этот тезис полностью корреспондируется с матрицей экономического уклада. В этом случае доход от операций со свободным ценообразованием будет учтен в доходной части Бюджета вуза, а расходы будут отражены в соответствующих статьях расходов Бюджета вуза, правила составления которых диктуются бюджетной классификацией. Таким образом прибыль от операций со свободным ценообразованием - коммерческих операций как бы растворяется еще на этапе формирования доходов (выручки) и расходов по рыночной сделке, преобразуясь в профицит или дефицит бюджета в целом. Основной целью системы бюджетирования в вузе является повышение его конкурентоспособности на основе разработки эффективного механизма управления финансовыми, производственными и трудовыми ресурсами. Основой для составления бюджета являются целевые показатели, установленные ректором университета, а также контрольные показатели Министерства образования РФ на плановый период и сформированные на их основе, планы работ структурных подразделений на предстоящий год. Операционные бюджеты включают доходы и расходы, связанные с оказанием образовательных услуг, выполнением научных работ и осуществлением производственной деятельности. На основе операционных бюджетов формируется прогнозный бюджет о доходах и расходах. Бюджет инвестиций отражает планируемые расходы вуза на приобретение долгосрочных активов по приоритетным направлениям, сгруппированные по видам деятельности. Бюджет инвестиций разрабатывается на основе отдельных инвестиционных программ. Бюджет движения денежных средств отражает планируемые поступления и выплаты денежных средств, отдельно по операционной и инвестиционной деятельностям, а также включает, в случае необходимости, план привлечения финансовых ресурсов. Данный документ разрабатывается на основе операционных бюджетов и бюджета инвестиций, с учетом графиков расчетов с хозяйствующими субъектами и органами государственного управления и переходящих остатков задолженности. Прогнозный баланс позволяет оценить планируемые изменения в финансовом состоянии вуза на конец бюджетного периода и выразить их в виде количественных и качественных финансовых показателей. Постановка системы бюджетирования, а также сама технология бюджетирования - достаточно трудоемкий и сложный процесс, затрагивающий целый ряд аспектов связанных с управлением финансовыми средствами предприятия. Таким образом у вуза появляются возможности: планировать финансовые показатели на основе сценарного анализа; управлять не только затратами, но и доходами; более точно учитывать при планировании зависимость между различными экономическими параметрами; сопоставлять бюджет с полноценными отчетами о его исполнении; принимать более обоснованные управленческие решения. Приведенные рассуждения о бюджетировании вуза вовсе не исключают реализацию такой функции как планирование. Комплексное планирование социально-экономического развития вуза должно осуществляться в целях обеспечения экономической безопасности вуза. С начала 90-х годов планирование деятельности вуза было по существу заменено механизмом финансирования вуза как организации в целом с постатейным выделением затрат, который в последствии был заменен нормативным методом финансирования в расчете на одного учащегося. Начиная с конца 90-х годов по настоящее время этот метод можно считать вырожденным, поскольку в связи с острой нехваткой бюджетных средств вузам выделяют деньги на заработную плату работников т.н. бюджетной сферы вуза и стипендии учащимся. Именно поэтому появилась необходимость обеспечения экономической стабильности вуза. Таким образом, речь может идти о создании в системе управления вузом определенной специализированной подсистемы управления экономической стабильностью вуза, деятельность которой (как, впрочем и любой сложной социально-экономической системы) просто немыслима без планирования деятельности организаций. Действительно, именно планирование призвано обеспечить четкое представление о перспективах развития вуза, создание необходимых резервов на случай «сбойных ситуаций» и создание хозрасчетных фондов вуза, установление связи с государственным заказом. Кроме того, наличие плана экономического и социального развития вуза позволило бы трудовому коллективу и, прежде всего, профессорско-преподавательскому составу имеет отчетливое представление о собственных перспективах как в финансовом, так и в социально экономическом аспектах. Планирование деятельности вуза по прямым заказам предприятий и организаций, равно как и доля государственного заказа в плане экономического и социального развития, независимо от вида деятельности (учебной или научной), является исключительным правом вуза, как и право на реализацию и возмещение без ограничений, в пределах финансовых возможностей вуза и с согласия трудового коллектива затрат на социально-производственные и социально-бытовые условия труда и жизни работников. План вуза должен учитывать задачи, связанные с удовлетворением потребностей отрасли в продукции вуза, а также в потребностях, связанных с развитием самого вуза на ближайшую, средне- и дальнесрочную перспективу. Планирование деятельности вуза должно осуществляться по двум формам: - централизованной форме, выступающей в виде государственного (отраслевого) заказа на учебно-педагогическую и научно-техническую продукцию; - децентрализованной форме, выступающей в виде прямых заказов конкретных предприятий и организаций на его продукцию. Исходные данные планирования включают контрольные цифры на прием студентов и номенклатуру специальностей по годам и формам обучения; прием и номенклатуру специальностей подготовки научных работников в аспирантуре и докторантуре; объем (в стоимостном выражении) хоздоговорных НИОКР; размеры переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли и народного хозяйства; объем (в стоимостном выражении) платных услуг вуза, предоставленных предприятиям, организациям и населению; объем валютной выручки; показатели учебно-научно-производственного и социального уровня развития вуза. Государственный (отраслевой)заказ должен включать: - объемы подготовки специалистов (с разбивкой по годам специальностям), полностью обеспеченные финансированием из государственного бюджета или для обеспечения выполнения межотраслевых государственных целевых программ, для зарубежных стран по неправительственным соглашениям; и для нужд отрасли из субфедеральных бюджетов для удовлетворения региональных потребностей; - тематика, объем и обеспечение научно-исследовательских работ, выполняемых в интересах государственных органов и в отраслевых интересах. - ввод основных фондов и объектов социально-культурного комплекса, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений. Договоры, заключенные между вузом и заказчиками на все виды продукции вуза, предусматривают взаимные обязательства и ответственность сторон за своевременное и качественное выполнение договорных обязательств. При разработке плана вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает научно-обоснованные прогрессивные нормы и нормативы, направленные на рост социально-экономической эффективности, финансовой, кадровой стабильности, а также нормативы качества товарной продукции, коллективного и индивидуального труда. Разработанные вузом нормативы должны отвечать нормативным требованиям центральных органов управления, а также требованиям ассоциированных органов общественно-демократических институтов. Перспективы собственного развития вуза должны определяться из имеющихся эталонов развития (передовые вузы, зарубежные аналогичные организации и т.п.) собственного научно-педагогического потенциала трудового коллектива. Комплексный план мероприятий разрабатывается по форме (см. рис. 6), в которой сформулированы требования к мероприятиям, главным из которых следует считать количественную временную, результативную и затратную определенность мероприятий, необходимость четкого определения меры полезности данного мероприятия и величины затрат труда и средств для его реализации. Это требование отражает необходимость определения экономической эффективности мероприятия. Выполнение этого требования обеспечивает увязку комплексного плана мероприятий и раздела «Повышение экономической эффективности производства», объективно отражая источники экономической эффективности. |