Delist.ru

Теоретические основы менеджмента техногенного риска (07.09.2007)

Автор: Белов Петр Григорьевич

Достоверно возможно Почти мгновенно

Абсолютно достоверно Практически мгновенно

В работе даны рекомендации по способам задания функций принадлежности лингвистических переменных и использованию универсальных шкал – как для оценки психофизиологических свойств людей, так и для прогноза риска вызванных ими предпосылок к происшествиям. Эти рекомендации предложено применять в экспертных системах, позволяющих автоматизировать процедуру профотбора специалистов ОПО, например, – с использованием следующих реляционных правил: "Если груз – очень тяжелый, частота его подъема – средняя, удаление груза от тела при подъеме – малое, а высота подъема – незначительная, то риск предпосылки и причинения ущерба исполнителю данной работы – высокий".

Обоснование программы подготовки отобранных кандидатов осуществлялось путем уяснения трех моментов: чему, как и до каких пор учить. При поиске ответа на первый из них предложено руководствоваться результатами моделирования происшествий: теоретически учить людей нужно методам прогнозирования и недопущения нестандартных ситуаций, а практически – способам их своевременной ликвидации и снижения ущерба от происшествий. Определение рациональных способов обучения проводилось с учетом невозможности непосредственного приобретения соответствующих знаний и навыков путем натурного экспериментирования с происшествиями. Поэтому основной акцент при обучении безопасности должен делаться на семинары, деловые игры и тренажи на учебных ХТУ.

Для обоснования времени завершения подготовки персонала ОПО, использованы модели, позволяющие прогнозировать ее качество: затраты Sn(P) на обучение и результативность Е{((, оцениваемую по ожидаемому от учебы снижению Y((P) среднего ущерба от происшествий. В качестве условий прекращения подготовки были предложены: а) время (, после которого затраты превышают ожидаемый от нее эффект, и б) достижение заданной вероятностей безошибочных и своевременных действий обучаемых в нестандартных ситуациях – Р(t) и Р(п), зависящих от времени t или циклов n их подготовки.

Моменты прекращения обучения в каждом случае определялись по следующим зависимостям между этими вероятностями и учитываемыми ими параметрами процесса обучения:

(2.22)

(2.23)

основание натурального логарифма и интенсивность приобретения необходимых навыков, определяемая приростом этой вероятности за единицу времени t обучения; N – общее число отрабатываемых обучаемыми блоков алгоритма действий; P0,(P0 – вероятность своевременного и безошибочного выполнения H-м специалистом неосвоенного блока алгоритма и ее дополнение до единицы; P,(P – подобные вероятности для уже освоенного им блока; kij – условные вероятности оценки инструктором действий и знаний обучаемых: правильная (i,j=1) и ошибочная (i,j=0); (, q=1-( – вероятность корректировки обучаемым своих действий и ее дополнение до единицы.

Определение длительности обучения по моделям «научаемости» (2.22 и 2.23) возможно путем детерминистской и стохастической (с заданной вероятностью) постановок и решения данной задачи. В первом случае, для достижения требуемой вероятности P( нужно время

, (2.24)

где m(, n0 – время одного занятия с персоналом ХТУ и необходимое количество занятий.

В работе даны способы определения всех параметров, а апробация этих моделей на конкретных примерах подтвердила их адекватность и возможность применения в системе МТР.

2.3.3в. Обеспечение качества рабочей среды и учет ее влияния на техногенный риск. Необходимость создания условий, комфортных для людей и безвредных для техники ОПО, обусловлена возможностью снижения там риска происшествий – как косвенно (уменьшая ошибки персонала и отказы техники), так и непосредственно, например, исключением отравления людей парами токсичных веществ или их удушья от дефицита кислорода. При оценке вклада среды в техногенный риск руководствовались известной классификацией условий труда по его напряженности и результатами логико-лингвистического моделирования.

При этом основной акцент в МТР на ОПО был сделан как на предупреждение профзаболеваемости персонала, так и на уточнение способов оценки его безошибочности и быстродействия с учетом дискомфортных условий среды. Уточнение вероятностей появления и устранения его ошибок, а также необходимого для этого времени проводилось по формулам:

, (2.25)

где P’(yl|xk),(((yl|xk) – вероятность безошибочных и своевременных действий человека и необходимое для этого время в комфортных условиях; KБ, KС – коэффициенты, учитывающие снижение этих параметров из-за дискомфортности и рассчитываемые следующим способом:

, (2.26)

где Kэу – используемый в эргономике коэффициент экстремальности среды; R – интегральный показатель ее влияния, определяемый по таблице или с помощью зависимости:

, (2.27)

– относительные длительности действия соответственно превалирующего и остальных факторов рабочей среды.

Условия рабочей

среды Класс

вредности по

Р2.2.2006-05. Значение показателя G Ожидаемое сокращение средней продолжительности жизни персонала, сутки за 1 год работы

Приемлемые

Вредные 1,2 степени

Вредные 3,4 степени

Опасные (экстремальные) 2

3.1 – 3.2

3.3 – 3.4

4 [0 – 3,3[

[3,3 – 4,5[

[4,5 – 5,9[

[5,9 – 6,0] [2,5 – 5[

[5 – 12,5[

[12,5 – 25[

[25 – 75]

В работе также проанализированы особенности влияния физических, химических, биологических, психофизиологических вредных факторов и приведена методика, облегчающая их учет при прогнозировании техногенного риска создаваемых ХТУ.

2.3.3г. Обеспечение персонала ХТУ средствами защиты и учет их качества. Так как не все применяемые там средства гарантированно защищают персонал от воздействия опасных и вредных факторов, то целесообразно оценивать их надежность. В работе предложено учитывать как постоянный, так и случайный характер появления подобных факторов: в первом случае безопасность людей должна обеспечиваться длительной стойкостью средства защиты, а во втором – своевременным выявлением и устранением возникшего источника.

загрузка...