Delist.ru

Система поддержки принятия решений при автоматизированном оперативно-диспетчерском управлении объектами добычи и транспорта газа (07.03.2008)

Автор: Балабанов Александр Анатольевич

БАЛАБАНОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕКТАМИ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТА ГАЗА

Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление

технологическими процессами и производствами (промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва - 2008

Работа выполнена в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете)

Научный руководитель Кандидат технических наук, доцент

Бернер Леонид Исаакович

Официальные оппоненты Доктор технических наук, профессор

Суворов Дмитрий Наумович, профессор МАДИ(ГТУ)

Кандидат технических наук

Панкратов Владимир Семенович,

Главный инженер

ООО «Информтрансгаз»

Ведущая организация: Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Промавтоматика», г.Краснодар.

Защита состоится 9 апреля 2008г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д.212.126.05 при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу: 125319, ГСП А-47, Москва, Ленинградский пр., д.64.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ(ГТУ)

Текст автореферата размещен на сайте Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета):www.madi.ru

Автореферат разослан 7 марта 2008 г.

Отзыв на автореферат в одном экземпляре, заверенный печатью, просим направлять в адрес совета института

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук,

доцент

Михайлова Н.В.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы

Одно из направлений развития АСУ технологическими процессами газовой отрасли является диспетчерское управление, организованное в рамках отраслевой системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ). В иерархии управления газодобывающего и газотранспортного предприятия диспетчерской службе отводится важная функция по интегрированию управления всеми технологическими объектами, обеспечивающими процесс добычи и транспорта газа. Современные системы автоматизации производств должны удовлетворять предъявляемым к ним требованиям в условиях необходимости принятия ответственных решений в ограниченные сроки. Системы оперативного диспетчерского управления технологическими процессами должны располагать потенциалом для выявления и диагностики нештатных и аварийных ситуаций на основе методов поддержки принятия решений.

На действующем производстве цена диспетчерского решения очень велика, что психологически давит на диспетчера. Сложность принятия решения возрастает при отсутствии или недостоверности части параметров. Кроме того, с течением времени тенденция ухудшения ситуации может нарастать, в связи с чем, резко уменьшится резерв времени на принятие решения. Это время необходимо постоянно отслеживать и определять заново. Проблемы взаимодействия человека и машины стали в настоящее время общими для атомной энергетики, нефтяной и газовой промышленности, химического производства, авиации, транспорта и других отраслей народного хозяйства. Анализ ряда аварий в этих отраслях показал, что одной из причин аварий являются ошибки диспетчерского персонала, непринятие или принятие неправильных управляющих решений. Таким образом, в увеличении степени технологического риска и снижении производственной безопасности в системе «человек - машина» существенную роль играет человеческий фактор. Возрастают требования, предъявляемые к качеству выполнения операторами и диспетчерами своих функций в человеко-машинной системе управления. Особенно это важно для таких мощных систем, как Единая электроэнергетическая система, Единая система газоснабжения.

Предметом исследования являются диспетчерское управление технологическими объектами добычи и транспорта газа, современные методы и подходы к автоматизации технологических процессов газовой отрасли.

Цель и основные задачи исследования

Целью работы является разработка и внедрение современных методов, реализуемых в системе поддержки принятия диспетчерских решений, что должно обеспечить повышение оперативности диагностики состояния производственных объектов, выявления аварийных и нештатных ситуаций, посредством этого – повышение степени аварийной защиты оборудования, повышение качества управления технологическим процессом и сокращение ошибок диспетчерского персонала при действиях в различных ситуациях за счет информационно-аналитической поддержки и предоставления персоналу подробной информации о состоянии оборудования.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

анализ и формализованное описание свойств технологических объектов управления и диспетчерского управления объектами добычи и транспорта газа;

анализ моделей представления знаний в системах поддержки принятия решений по добыче и транспортировке газа;

разработка методов и моделей системы поддержки принятия решений при управлении газодобывающим предприятием;

разработка статистических методов анализа и прогнозирования добычи и давления в скважинах в зависимости от географического местоположения;

загрузка...