Программно-инструментальные средства автоматизации разработки тестовых заданий в системе переподготовки персонала промышленных предприятий (06.03.2009)
Автор: Пеньков Владимир Михайлович
Методы исследования При разработке формальных моделей компонентов системы в диссертации использовались методы общей теории систем, теория автоматов, классический теоретико-множественный аппарат и другие. Научная новизна Научную новизну работы составляют методы конструирования тестовых заданий, ориентированных на использование в системе переподготовки персонала промышленных предприятий, и модели дифференцированной оценки сложности. На защиту выносятся: принципы дифференцированной оценки корректности решения УТЗ для персонала промышленного предприятия; обобщенные модели описания процессов конструирования и выполнения УТЗ; описания интерактивного поведения пользователя на основе конечных автоматов как преобразователей и акценторов; программно-инструментальная среда конструирования интерактивных УТЗ. Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, предварительным анализом процессов аттестации персонала на промышленных предприятиях, процессов обучения и тестирования в ряде образовательных учреждений, . Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами внедрения результатов работы в ряде учебных центрах промышленных предприятий. Практическая ценность и реализация результатов работы Внедрение результатов работы позволит повысить качество и эффективность конструирования интерактивных тестовых заданий системе аттестации персонала промышленных предприятий. Методы и алгоритмы, а также программные средства могут быть использованы также при реализации тестового контроля студентов высших учебных заведений. Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде промышленных предприятий, а также используются в учебном процессе МАДИ(ГТУ). Апробация работы Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение: на Российских, межрегиональных и международных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (2005-2008гг.); на заседании кафедры АСУ МАДИ(ТУ). Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации образовательного процесса составляет актуальное направление в области теоретических и практических методов и форм проведения тестового контроля в системе переподготовки персонала промышленных предприятий. Содержание работы Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов и моделей. Во введении обосновывается актуальность проблемы и приведено краткое описание содержания глав диссертации. Анализ методов и моделей компьтерного тестового контроля В первой главе диссертации проводится системный анализ педагогических принципов создания тестовых заданий. Рассмотрены проблемы кадрового обеспечения предприятий промышленности и общие тенденции развития системы непрерывного образования. Рассмотрены математические модели и методы моделирования процессов компьютерного тестового контроля. Проведен сравнительный анализ принципов конструирования тестовых заданий и построения тестов. В диссертации с системотехнических позиций рассмотрены во взаимосвязи задачи выбора и формирования последовательности предъявления тестовых заданий и задачи мониторинга результатов прохождения тестов. Взаимодействие компонент системы тестового контроля Данная работа направлена на реализацию инструментальных средств конструирования одного тестового задания, которое затем включается в интегрированную базу данных тестовых заданий по всем направлениям переподготовки. Кроме того, исследованы вопросы оценки вероятности правильного ответа на различные УТЗ в зависимости от ограничения по времени ответа, усталости, истинного уровня знаний, сложности самого задания и др. В рамках IRT-теории каждому заданию приписан уровень сложности и на основе аналитических моделей вводится формализованное описание вероятности правильного выполнения задания с уровнем сложности ( испытуемым с уровнем знаний ( на основе условной вероятности: Семейство кривых обладает свойством внутренней (чем сложнее задание, тем меньше вероятность правильного ответа) и внешней (если уровень выше, то для всех сложностей вероятности правильного ответа выше) монотонности. Проведен анализ аналитических соотношений и показано, что IRT-модель может быть использована совместно с регрессионными моделями и моделями классификации. В случае моделирования эффективности гетерогенных тестов из анализируемых моделей факторный анализ позволяет построить модель ответа тестируемого произвольного уровня знаний на задание произвольной сложности. Однако ни в кластерном, ни в латентно-структурном анализе не определяется численное значение оценки уровня знаний по каждому классу тестируемых, а также оценки сложности тестового задания. Логистические кривые вероятности правильных ответов На практике, в основном, используются классические формы тестовых заданий, к которым относятся: «открытая» (требует сформулированного самим обучаемым корректного ответа в виде строки символов), «закрытая» (выбор тестируемым правильного ответа из предложенных), «на соответствие» (необходимо каждый элемент первой группы связать с одним или несколькими элементами из второй группы), «на упорядочение» (определение порядка следования предложенных объектов: символов, слов, формул, рисунков). В работе предлагается расширение стандартных форм представления тестовых заданий. Применение методологических правил для проектирования тестовых заданий в рамках описания реальных технологических процессов позволяет избежать конструирования некорректных УТЗ, что дает возможность использования многообразия форм тестовых заданий при одном и то же содержании. Содержание тестового задания, которое "видят" за словами, должно восприниматься тестируемыми одинаково. Под объектом компьютерного тестирования подразумеваются все сотрудники и рабочие предприятий, участвующие в аттестации, и уровень обученности которых априорно не установлен. Одно из правил связано с необходимостью представления тестового задания в виде утверждения или повелительного предложения, из которых, в зависимости от качества ответов, получается истинное или ложное высказывание. Тестовое задание формулируется так, что в его структуре заложена возможность однозначного ответа, преобразующего это утверждение в истинное высказывание. Ставить вопрос в один ряд с тестовым заданием можно только в том случае, когда вопрос адресативен, причем отнесенность вопроса к самому себе - аномалия. Вопрос, который может предполагать отсутствие ответа, не может использоваться при конструировании тестового утверждения. Прагматически некорректным тестовым утверждением является задание с таким значением энтропии, которое является недоступным для формирования истинного ответа. В этом случае необходимо свести исходное тестовое задание с высокой энтропией к тестовым утверждениям с более низким уровнем неопределенности. Сведение исходного тестового задания к утверждениям оптимальной энтропии необходимо выполнить в случае прагматически некорректного тестового задания. Для реализации инструментальной среды конструирования интерактивных УТЗ в работе проведен анализ современных программных технологий. Разработка методов дифференцирования оценки корректности ответа на задание |