Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
Поскольку практически все существующие социально-педагогические проблемы были связаны с недостаточным финансированием, необходимо было найти и законодательно закрепить новые дополнительные источники финансирования, позволяющие обеспечить дееспособность высших учебных заведений. 6. Проблемы повышения уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава вузов. Прекращение переподготовки кадров в центральных научных центрах требовало создания национальной базы по повышению квалификации преподавателей вузов республики. С этой острой проблемой также связана проблема организации новых специализированных советов по защите диссертаций и налаживания международных отношений в этой области. 7. Проблема качества образования в системе высшего образования. Причинами проблем в системе высшего образования Таджикистана после гражданской войны и неразберихи в социально-политическом обществе послужили следующие факторы: чрезвычайно низкое качество обучения; низкий уровень жизни преподавателей в государственных вузах (средний размер должностных окладов профессорско-преподавательского состава в 2004 г. составлял 29, 71 сомони (примерно 9,8 доллара), в 2007 г. — 44, 57 сомони (примерно 14, 7 доллара США) в месяц); низкий уровень знаний абитуриентов, студентов, выпускников вузов; недостаток технического оборудования и средств обслуживания (включая библиотеки); недостаточный уровень профессиональных навыков специалистов, прошедших специальную подготовку (обучение); дизъюнкция между университетской системой и трудовым рынком; высокий уровень безработицы среди молодых специалистов; низкая оценка морали и норм поведения. 8. Социальная защита преподавателей и студентов. В системе высшего образования ослаблена система социальной защиты профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Разрушение инфраструктуры вузов, дороговизна жизни стали причиной сокращения поступления абитуриентов из отдаленных районов страны. 9. Материально-техническая база вузов республики. Создание дополнительных студенческих мест, открытие новых специальностей, внедрение новых технологий обучения и многое другое требуют создания соответствующей материально-технической базы вузов, без которой невозможно улучшение качества подготовки специалистов. 10. Учебные программы, учебно-методическая база. Переход на новые методы обучения, реализация Закона Республики Таджикистан «О языке», политический и идеологический пересмотр подготовки кадров неразрывно связаны с пересмотром учебно-методической базы вузов, которые должны решаться прежде всего за счет внутренних резервов. В большинстве вузов не завершен процесс разработки национально-регио-нальных и вузовских компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с учетом их профиля, отсутствуют координация и систематизация разработки и издания учебников, в учебных программах отсутствуют диагностируемые требования к качеству подготовки абитуриентов и студентов. 11. Развитие международных связей. Вхождение Республики Таджикистан в мировое сообщество, подписание международных конвенций и актов, интеграция в системе образования, взаимообмен студентами и научными кадрами, признание адекватности дипломов и т.д., связанные с системой подготовки кадров в вузах, открыли путь к широкому международному сотрудничеству, которое необходимо всесторонне развивать. Отмеченные нами социально-педагогические проблемы, имеющие место в Республике Таджикистан, явились результатом централизованной системы управления, созданной на правительственном уровне республики, а также в вузах, и получили закрепление в нормативно-правовой базе. Кроме того, сложившаяся ситуация — результат культурных и исторических традиций, связанных с принципами управления в Республике Таджикистан и в Советском Союзе. Централизованная система управления, поддерживаемая Правительством, наиболее важная проблема для республики, требующая срочного решения. Для этого необходимо выполнение следующих мер: 1. Работа системы высшего образования, министерства и других институтов должна быть децентрализована. Факультетам (институтам) нужно предоставить возможность вести и развивать собственный процесс обучения, самостоятельно управлять своими финансами для повышения качества обучения. 2. Должна быть введена система и выработана культура открытой конкуренции в процессе избрания кандидатуры преподавателя и профессора, чтобы преодолеть существующую традицию приглашать в штаты работников, лояльных к администрации. 3. Преподаватели и профессора должны получать заработную плату, обеспечивающую достойный уровень их жизни. 4. Должны фиксироваться результаты студенческого опроса, проводимого ежегодно или раз в два года, и приниматься во внимание мнение студентов при принятии соответствующих решений. В этом отношении было бы очень полезно развивать систему оценки работы преподавателя, основанную на мнении студентов. 5. Должна быть создана прозрачная система расходов университетских фондов, чтобы улучшать инфраструктуру, модернизировать техническое оборудование вузов и повысить качество обучения. 6. Необходимо создание национальной ассоциации студентов и профессоров. Главная цель такой ассоциации — в обеспечении помощи специалистам в развитии отделений ассоциации в институтах, которые объединятся в национальную ассоциацию, а также в установлении финансового контроля за расходованием госбюджета, средств, идущих на оборудование и инфраструктуру, в рациональном использовании средств. Ассоциации должны участвовать в создании новых моральных принципов и внедрении их в систему высшего образования 7. Ассоциации должны защищать профессиональные и трудовые интересы отдельных социальных групп, устанавливать профессиональные контакты, способствовать развитию сотрудничества между студентами, профессорами и ведущими институтами мира. Деятельность национального научного совета Таджикистана и закрепленные положения должны быть пересмотрены. Процедура международного признания иностранных дипломов и степеней должна быть упрощена путем принятия правил оценки иностранных степеней вместо необходимости защищать научную степень еще раз. 8. Система управления и бюджетные методы должны быть широко представлены в таджикской образовательной системе. Главными причинами наличия основных социально-педагогических проблем обеспечения качества подготовки специалистов в вузах Республики Таджикистан являются следующие: систематическое недофинансирование системы высшего образования на протяжении 15 лет; значительное возрастание неопределенности состояния и динамики изменений социальной и экономической среды общества (поиск новых целевых ориентиров и моделей развития), экономические и рыночные сбои; отставание высшей школы Таджикистана от мирового уровня в развитии высшего образования и совершенствовании его качества; неадекватность сложившихся механизмов развития и обновления высшего образования новым социально-экономическим условиям функционирования высшей школы Таджикистана; слабая обновляемость и интенсивное старение профессорско-преподавательского состава высшей школы Таджикистана; сокращение объемов научно-исследовательских работ в вузах и снижение научно-исследовательского потенциала вузовских коллективов за последние 15 лет и др. Ниже приведены основные социально-педагогические проблемы в системе высшего образования Республики Таджикистан по обеспечению качества подготовки специалистов и дается их общая характеристика. 1. Проблемы состояния законодательной и нормативной базы, ее ориентации на решение проблем качества подготовки специалистов в вузах Республики Таджикистан. Общая характеристика проблемного поля: |