Delist.ru

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)

Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич

Активные всесторонние международные связи позволяют отечественной высшей школе более успешно перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями вводимой в стране рыночной экономики и таким образом обеспечивать выживаемость и дальнейшее развитие высшей школы и вузовской науки в новых условиях существования:

готовить интеллектуальные кадры для реформирования экономической, социальной и политической жизни страны;

повышать уровень подготовки специалистов, призванных работать в условиях перехода страны к рыночным отношениям с учетом международного опыта и международных стандартов;

расширять круг образовательных услуг по подготовке квалифицированных специалистов для зарубежных государств;

принимать эффективное участие совместно с образовательными и научными системами других стран в решении острых глобальных проблем, которые стоят перед человечеством;

активно содействовать созданию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств и стран Балтии;

способствовать достижению стратегической задачи — вхождению Таджикистана в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера.

Отсюда проистекает и актуальность исследования нынешнего состояния международных связей отечественной высшей школы, определение трудностей и проблем, выявление тенденций и перспектив международного сотрудничества в области образования.

Вопросам международного сотрудничества в области образования в условиях перехода Таджикистана к рыночной экономике уделяют внимание и органы государственной власти, и органы управления образованием, и вузовская общественность. Выходят в свет периодические издания, целиком посвященные этим проблемам, как, например, «Международное научное сотрудничество», «Международное сотрудничество в сфере образования», «Образование, наука, рынок». Изданы книги, брошюры, статьи: «Вуз и рынок», «Объективная необходимость», «Реформирование системы высшего образования в Республике Таджикистан», «Проблемы менеджмента высшего образования в переходный период», «Приоритет международной модели образования в системе высшей школы Таджикистана», «Международное признание новых дипломов таджикской высшей школы» и др.

Вопросы развития международных связей отечественной высшей школы, интеграционных процессов в образовательных системах обсуждались на международных конференциях и симпозиумах: «Проблемы высшего образования в условиях рыночных отношений», «Международное сотрудничество в области образования, подготовки и переподготовки специалистов: опыт, проблемы», «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» и многих других.

В процессе работы над диссертацией автором использован и введен в научный оборот фактический материал о состоянии отечественной высшей школы в условиях перехода страны к рыночным отношениям, об отдельных сторонах развития ее международных связей в 1990-х гг., интеграционных процессах в области образования и науки.

Таким образом, государственная политика Республики Таджикистан в области образования направлена на организацию целостной системы международного сотрудничества. Процесс реформирования системы образования сводится к созданию единого (общего) образовательного пространства в рамках СНГ и выхода в мировое образовательное пространство.

Исследования показали, что в республике имеются все предпосылки для успешного достижения этой цели, поскольку многоуровневая система высшего образования использует современные образовательные технологии, создает реальные возможности для включения молодежи Таджикистана

в международные программы в сфере высшего образования.

Успешное решение проблемы развития межгосударственных связей в области образования с зарубежными странами приобрело в Таджикистане новое качество: процесс реформирования перешел от стадии внутриреспубликанской перестройки и обеспечения нормативно-правовой базой к стадии активного сотрудничества с зарубежными государствами.

Как показывают исследования, Министерство образования Республики Таджикистан, руководствуясь принципами создания единого образовательного пространства с государствами ближнего зарубежья, заключило договоры с 11 странами СНГ, свыше 20 межведомственных и межправительственных соглашений о сотрудничестве с соответствующими министерствами. Реализация согласованной государственной политики со странами СНГ получила новый импульс с момента подписания соглашения о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства.

В рамках сотрудничества в марте 1996 г. было подписано первое межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан. Налажено сотрудничество с Министерством образования России в обеспечении русскоязычных учащихся учебниками, художественной литературой.

В 1998 г. подписан договор между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых званиях и степенях, который распространяется только на документы государственного образца, действующие на территориях государств-участников этого Соглашения, и регламентирует систему взаимного признания. Своеобразным связующим звеном между образовательными системами страны стало открытие вузов двойного подчинения, которые ведут образовательный процесс по совмещенным образовательным программам и выдают дипломы двух государств, признаваемые соответственно в обоих государствах.

Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано решать ряд актуальных задач, таких, как:

соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;

поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

В заключении сформулированы основные выводы из проведенного нами исследования.

В результате исследования осуществлен научный анализ исторических тенденций развития системы высшего образования Республики Таджикистан. Показано, что, несмотря на достигнутые за последние годы в системе высшей школы Таджикистана успехи, проблемы, способные послужить хорошим фундаментом для обеспечения качественного прорыва, остались нерешенными. Сегодня продолжают оставаться дискуссионными вопросы образовательных стандартов и базисного учебного плана школы, широкого внедрения тестирования и целесообразности единого государственного экзамена. К решению этих проблем необходимо подходить взвешенно, широко обсуждая результаты проводимых в образовательной сфере экспериментов.

Экономический кризис во второй половине 1980-х гг., охвативший все страны на постсоветском пространстве, в том числе Республику Таджикистан, рост безработицы и социально-психологические потрясения для основной части населения, вынужденной включаться в новые социально-эконо-мические отношения без какой-либо существенной поддержки со стороны государства, обострили негативные тенденции в сфере образования. Республика Таджикистан не стала исключением из общего потока разрушительных тенденций на всем постсоветском пространстве, более того, гражданская война и затянувшийся на несколько лет межтаджикский конфликт обострили кризисные явления в системе образования, в том числе высшего, до угрожающего предела. Высшие учебные заведения республики были лишены какой-либо надежной государственной поддержки, крайне неблагополучным было финансовое, материально-техническое, учебно-методическое обеспечение, не хватало профессорско-преподавательских кадров, т.е. все составляющие для нормального учебно-воспитательного процесса отсутствовали.

Достигнув государственной независимости в сентябре 1991 г., приняв Конституцию в 1994 г., Таджикистан выбрал свой путь развития, приступив к созданию светского, демократического и правового государства, смог встать на путь социально-экономических реформ. Коренные политические, экономические и социальные перемены, произошедшие после приобретения независимости Республики Таджикистан, не оставили в стороне и систему высшего образования. За последние годы система высшего образования претерпела ощутимые перемены: увеличилось количество вузов, включая региональные и частные, расширился спектр предлагаемых специальностей, возникли новые возможности для развития высших учебных заведений. Перед страной встали важнейшие социально-педагогические проблемы по подготовке высококвалифицированных специалистов для национальной экономики, а именно:

1. Сохранение нормальной функциональной деятельности существующих вузов в условиях резкого сокращения государственного финансирования.

Распад единой централизованной и финансово обеспеченной системы высшего образования, с одной стороны, политический, экономический и социальный кризис — с другой, привели к значительному сокращению государственных ассигнований в системе высшего образования. Эта система требовала принятия срочных мер по обеспечению функциональной деятельности существующих вузов страны по подготовке необходимых специалистов с высшим образованием.

2. Создание законодательной базы с учетом новых экономических отношений.

Как известно, система образования в бывшем Советском Союзе, в том числе и система высшего образования, имела единую и общую законодательную основу. В новых условиях необходимо было создать независимую национальную законодательную основу с учетом перехода на рыночную экономику, национальных особенностей, государственного интереса и социальной незащищенности сотрудников сферы образования. Эта проблема включала также создание государственных стандартов высшего образования.

3. Расширение сети вузов и специальностей с учетом политики подготовки кадров по необходимым специальностям.

В плане подготовки кадров появились две дополнительные проблемы. Первая возникла в результате прекращения подготовки кадров в центральных вузах России и других крупных вузах бывшего СССР по отсутствующим в таджикских вузах специальностям. Вторая возникла вследствие изменения экономических отношений, необходимости создания новых государственных структур, служб и институтов.

4. Обеспечение вузов соответствующими высококвалифицированными специалистами.

Финансовая необеспеченность системы образования, низкий экономический и социальный уровень жизни привели к оттоку многочисленных квалифицированных кадров из системы образования, в том числе высшего, а также к трудностям привлечения молодых, способных и талантливых специалистов на работу в вузы.

5. Поиск дополнительных источников финансирования.

загрузка...